Наскучивший бензиновый кризис

Кто виноват в бензиновом кризисе?
Кто виноват в бензиновом кризисе?

Бензиновый кризис в Казахстане явление настолько частое, что казахстанцы попросту устали возмущаться по этому поводу. Автовладельцы уже не удивляются, когда, заезжая на заправку, видят таблички: «есть только бензин АИ-95» или «только по талонам». Хотя, казалось бы, как это возможно в нефтяной стране, которая, по прогнозам Министерства нефти и газа, к 2016 году планирует довести добычу нефти до 102 млн тонн. Парадокс в том, что страна, являющаяся серьезным игроком на мировом рынке нефти, по какой-то причине не может обеспечить своих граждан необходимым количеством горючего. Объяснения текущего бензинового кризиса такие же, как и прежде — рост цен в соседней России. Этот аргумент казахстанцы слышат уже на протяжении пяти лет. На днях министр нефти и газа Сауат Мынбаев в очередной раз констатировал, что рост цен на ГСМ в соседней России не способствует насыщению рынка Казахстана горючим.

«Разрыв цен с Россией растет, скажем, по АИ-80 — это уже порядка 43 процентов (разница. — Прим. «ЭК»), по дизтопливу — это порядка 40 процентов. Это, конечно, не способствует насыщению рынка», — сказал он.

При этом он подчеркнул, что «предельные цены подниматься на сентябрь не будут», а также пообещал решить вопрос с дефицитом.

Между тем цены на бензин постоянно растут. По данным Агентства по статистике, за январь-август 2011 года бензин подорожал на 21%, дизтопливо — на 24%.На август Министерство нефти и газа установило следующие предельные розничные цены на бензин: АИ-92/93 — 106 тенге за литр, АИ-80 — 86, ДТ — 90 тенге.

Тем временем фонд «Самрук-Казына» стабилизирует рынок нефтепродуктов в Алматы и Алматинской области. «Фонд в срочном порядке откорректировал направления поставок ГСМ и организовал интенсивную отгрузку дополнительных объемов светлых нефтепродуктов со НПЗ. Отгрузка с Атырауского НПЗ была увеличена со157 до 734 тонн в сутки, с Павлодарского НПЗ — с 1066 до 2282, а с «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (Шымкентский НПЗ. — «ЭК») — с 985 до 1675 тонн в сутки», — говорится в распространенном сообщении пресс-службы фонда. Кроме того, была обеспечена бесперебойная подача порожнего подвижного состава для нефтепродуктов.

«В настоящее время бензин марки АИ-92 реализуется без ограничений на АЗС компаний «КазМунайГаз» и «Синоойл». Дополнительные объемы светлых нефтепродуктов позволили АЗС «Гелиос» также производить реализацию бензина АИ-92 без ограничений. Отдельные АЗС «Роял Петрол» также приступили к продажам», — сообщает пресс-служба «Самрук-Казына». Увеличение отгрузки дизельного топлива для Алматы и Алматинской области продолжается. Алматинский филиал АО «КазМунайГаз Онiмдерi» проводит работу с акиматами и предприятиями общественного транспорта на предмет адресного обеспечения дизельным топливом на приоритетной основе.

Как считает директор центра анализа общественных проблем Канат Берентаев, в Казахстане можно снизить стоимость ГСМ. По его мнению, для этого нужно усовершенствовать налоговое законодательство, с тем чтобы можно было использовать налог на сверхприбыль. «В этом случае рост внутренних цен на нефть резко снизится, а у правительства исчезнет отговорка о росте мировых цен», — уверен экономист. В Казахстане в настоящее время работает три крупных НПЗ: Павлодарский, Атырауский и Шымкентский. В соответствии с комплексным планом развития нефтеперерабатывающих заводов РК на 2009—2015 годы и программой по развитию нефтегазового сектора Казахстана на 2010—2014 в стране проводится модернизация НПЗ. В 2010 году на НПЗ республики было переработано 13,7 млн тонн сырой нефти.

Непонятно одно, почему государство, видя постоянный дефицит ГСМ, не может построить еще один НПЗ, который бы отвечал всем современным требованиям, насыщал спрос и снижал бы зависимость от российских НПЗ. Тем временем мы платим России за продукт, высокая добавленная стоимость которого остается у них, а сами наращиваем экспорт сырья — нефти.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?