Образование и ТВ — две вещи несовместные?

Создателям отечественного «образовательного телеканала» придется решать очень много проблем, и прежде всего концептуально определиться с тем, что такое образовательное телевидение

Образование и ТВ — две вещи несовместные?

Любой разговор об образовательных телеканалах (а у нас таковой вроде бы планируется запустить в 2012 году, то есть, возможно, уже в течение этого учебного года) необходимо начинать с четкого терминологического разграничения. Дело в том, что не только средний телезритель, не только так называемая педагогическая общественность, но и многие теледеятели не видят разницы между понятиями «учебное», «познавательно-развлекательное» и «образовательное» ТВ. Соответственно, и в СМИ, даже «профильных», царит путаница, вызванная то ли искренним непониманием этих отнюдь не тонких различий, то ли подсознательным намерением выдать желаемое за действительное.

Тяжело в ученье

Уже сам термин говорит о том, что составляющими учТВ являются программы, по которым можно непосредственно осуществлять процесс обучения. Записи уроков, лекций, необязательно, кстати, в формате «говорящая голова». Ведь урок можно строить в разных формах, в том числе игровых. Главное — принцип: каждый выпуск программы соответствует уроку, какой-то четко определенной теме, и в ходе данного выпуска ставится конкретная учебная цель: скажем, объяснить учащимся правила спряжения глаголов или разобрать методы доказательства теоремы Пифагора. Эксперименты с учебным ТВ ставились несколько десятилетий во многих странах. Был такой опыт и на советском ТВ. Во всех случаях главную проблему составляла практическая невозможность организовать обратную связь с «потребителями». Учебное ТВ по определению обращено не к отличникам, не к элите, не к любителям той или иной школьной или университетской дисциплины. Оно распространяет знания в рамках принятого в данной стране образовательного стандарта и поэтому обращается сразу ко всем. Как организовать сетку вещания, чтобы оно давало возможность просмотра программ по данной теме всеми школьниками или студентами? Как синхронизировать ее с реальным, неизбежно вариативным в разных школах учебным процессом? И как, наконец, организовать проверку того, насколько эффективным оказался тот или иной телеурок? Решений, естественно, предлагалось множество, но чтобы не утомлять читателя, сошлюсь на часто цитируемый доклад группы ученых под руководством Жака Треффеля для Министерства образования Франции. На основе многочисленных исследований французы пришли к выводу об абсолютной дидактической неэффективности и экономической нецелесообразности создания учебных телеканалов (при этом неважно — эфирных, спутниковых или кабельных). Одновременно французы никоим образом не ставили под сомнение необходимость создания учебных телепрограмм, которые они предлагали на различных носителях распространять по учебным заведениям и там уже использовать в местных телесетях или непосредственно на конкретных уроках. Принимая во внимание то, какими темпами развивается интернет, понятно, что современный учитель располагает достаточно широкими возможностями для использования на своих уроках программ, произведенных по всему миру. И в перспективе количество, качество и доступность такой продукции будет только расти. Собственно, и сегодня почти все учебные телеканалы ушли в Сеть.

Таким образом, вопрос с учебным ТВ по большому счету можно считать закрытым. Что вовсе не исключает применения отдельных его элементов каналами самого разного позиционирования. Так, недавно на российской «Культуре», которая никогда себя не выдавала за учТВ, была показана серия лекций крупных российских ученых. По-своему это было любопытно, но еще раз подтвердило известный закон телевидения: наибольший интерес привлекает личность и дар слова конкретного лектора, а не содержание его лекций. Тем более что и сами лекции были не узкоспециальными, а скорее ознакомительными — в них в основном шла речь об общих проблемах той или иной науки. Что заставляет задуматься.

Познавательное или антинаучно-популярное?

У нас часто называют образовательными каналы типа «Дискавери», то есть набор большей частью документальных, видовых, а порой и игровых фильмов, формальным образом связанных с той или иной наукой. Это недоразумение. Еще в 70-е годы американский социолог Д. Робертс разработал концепцию о существовании двух типов эффектов, производимых ТВ: «эффекта изменения» и «эффекта усиления». Проще говоря, ТВ может либо сообщать нам новые знания (чему соответствует термин учебное ТВ), либо усилить впечатления от знаний уже имеющихся (этому как раз и соответствуют каналы «Дискавери», «Нейшнл Джеографик» и т.п., чей жанр специалисты определяют как познавательно-развлекательный или, если пафоснее, научно-популярный). Как пишут в статье «Концепция регионального учебного телевидения» Л. Зазнобина, Е.. Бондаренко, А. Журина, в настоящее время концептуальным считается полный или частичный отказ от эффектов изменения в пользу эффектов усиления. Дело в том, что воздействие телепрограмм на массовое сознание абсолютно непредсказуемо и далеко не всегда благотворно. И может принести больше вреда, чем пользы. Например, пару месяцев назад по одному вполне уважаемому телеканалу транслировался документальный фильм о древней Индии. В нем в качестве курьеза упомянули шарлатанскую (и давным-давно разоблаченную) теорию, что город Мохенджо-Даро уничтожил ядерный взрыв. И несколько знакомых (людей с высшим образованием) сообщили мне, что сделано научное открытие — оказывается, древнеиндийскую цивилизацию разбомбили пришельцы — об этом-де только что рассказали по телевидению. Увы, даже относительно высококачественные «научпоповские» фильмы английского или российского производства содержат россыпи подобных перлов. Такова природа ТВ. Оно апеллирует не к разуму, а к чувствам массового зрителя. А чувства легче всего усваивают броское, сенсационное. Нелепицы обычно такими и бывают. Поэтому оставлять школьников на растерзание познавательно-развлекательному (оно же научпоповское) ТВ нельзя. Мы получим поколения, свято верящие в то, что Нострадамус (к нему мы еще вернемся) и бабка Ванга действительно предсказывали будущее, что действительно существуют «торсионные поля», что Америку действительно открыл китайский путешественник Чжен Хэ… А заверение, что казахстанский «образовательный телеканал» будет создаваться при участии Минобра — как-то не особенно утешает. Во-первых, и к созданию откровенно шарлатанских российских фильмов о «страшных тайнах» воды, еды и плесени привлекались весьма авторитетные ученые. И потом жаловались в специализированных изданиях на то, как безграмотно «порезали» их слова телевизионщики, сделав посмешищами в глазах научного сообщества. А во-вторых… Например, в учебнике, рекомендованном именно нашим Минобром, об истинности предсказаний Нострадамуса говорится как о научном факте, а параграф, рассказывающий о царстве эфталитов (V—VI вв.), почему-то проиллюстрирован изображениями памятников исламской архитектуры, построенных лет на 500 позднее. И если с той же долей приблизительности будут сниматься фильмы для «образовательного» ТВ, уровень образованности казахстанцев вряд ли возрастет. Так что вопрос о том, насколько эффективным будет «пригляд» за нашенским «научпопом», остается пока открытым.

Окрошка на безрыбье

Ну хорошо, учебное ТВ — как отдельный, а тем более эфирный канал — затея, если верить французам, зряшная. А «научпоп-ТВ» (или, проще говоря, познавательно-развлекательное) — затея дорогая и постоянно требующая за собой глаза да глаза. А что же все-таки такое «образовательное ТВ»? Как ни парадоксально, пока никто этого толком не объяснил. То есть термин вроде бы есть, а называют им — кто что горазд, в зависимости от конъюнктуры. Видимо, и у нас, и в соседней России (образовательными телепроектами мы и наш сосед увлеклись синхронно) речь все-таки идет о создании познавательно-развлекательного ТВ. И тогда, помимо упомянутой выше проблемы научного редактирования, в полный рост встанет проблема дефицита программ. Вот, кстати, сетка вещания российского канала, распространяемого в основном онлайн и позиционирующего себя как образовательный:

09.03 «Веселый урок, 09.10 «Музеи России»,09.45 «Образование для всех», 10.15 «Будьте здоровы!» ,10.45 «На женской половине», 11.15 «Школа здоровья», 11.45 «Объять необъятное», 12.40 «Заглянем в словарь», 12.45 «Зеркало жизни», 13.40 «Байки Бояршинова», 13.55 «Мастер-класс!», 14.25 «Имена», 14.55 «Волочаевские дни», фильм о войне. 16.38 «Странствия по свету. Лондон».

Бросается в глаза бессистемность и разнородность. Меньшую часть программ можно определить как учебные, чуть большую — как «научпоп». Есть передачи, чей жанр вообще вряд ли имеет отношение к образованию. Есть даже художественный фильм, снятый в советскую эпоху. Он изображает гражданскую войну с позиций прямо противоположных концепции нынешних учебников истории. Очевидно, на безрыбье… Но для «образовательного» ТВ это вряд ли может служить оправданием.

Если говорить об отечественном ТВ, то некоторый опыт создания и учебных, и образовательно-познавательных телепроектов мы имеем. Кстати, были и художественные удачи. В этой связи можно вспомнить выходившие на «Хабаре» игровые (и при этом именно учебные) проекты «Дорогая редакция» и «Английский в действии». Проекты «Лидер XXI века» и «Интеллектуальные олимпиады» — как раз скорее примеры уже познавательно-развлекательного ТВ. Можно вспомнить и хабаровскую же программу «Педсовет», в которой речь шла об общеметодологических и организационных проблемах образования. Были неплохие циклы, посвященные архитектурным памятникам (тоже научно-популярные по видовой принадлежности стилю). Нот все это делалось в рамках программной политики каждого конкретного телеканала и не представляло собой единой системы.

Словом, создателям отечественного «образовательного ТВ» придется решать очень много проблем, начиная даже просто с терминологического и, следовательно, концептуального «самоопределения». Хочется верить, что оно не сведется к простой закупке зарубежной телепродукции или к поспешному «ваянию» безграмотных телеагиток (ведь если проект будет хорошо профинансирован, на него немедленно слетится рой патентованных халтурщиков). Хочется верить, что хорошая в своей основе идея нового телеканала даст если не «эффект изменения», то уж во всяком случае «эффект усиления». Будущее, как любят говорить плохие тележурналисты, покажет.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности