Страну спасут рабочие

Казахстану нужно увеличивать в разы финансирование профессионально-технического образования

Страну спасут рабочие

Сегодня, наверное, уже и ребенок понимает, что никакие модернизация и инновационное развитие экономики невозможны без крупномасштабных реформ национальной системы образования. Она в глубоком кризисе, что негативно влияет на конкурентоспособность страны. Казахстан занял 72-е место в рейтинге конкурентоспособности, рассчитываемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Республика ухудшила свои показатели в сравнении с 2009 годом, когда занимала 67-е место в данном рейтинге. Казахстан участвует в индексе глобальной конкурентоспособности с 2005 года и до сих пор ежегодно теряет позиции. Рейтинг учитывает 12 ключевых факторов конкурентоспособности, в том числе начальное и высшее образование и переподготовку кадров, а также эффективность рынка труда. Вот и получается, что в большинстве стран G20 львиную долю прироста ВВП обеспечивают инновации и новые знания. У нас — рост экспорта углеводородов и металлов.

Система профтехобразования Казахстана с момента обретения независимости систематически разваливалась. При этом высшее образование превратилось в циничный бизнес, и в итоге стало не по карману многим молодым людям. При этом даже в условиях кризиса реальный сектор сталкивается с нехваткой квалифицированных рабочих, толковых инженеров и проектировщиков. По словам руководителя металлургического завода, пожелавшего остаться не названным, предприятие начало масштабную модернизацию, нашлись средства и партнеры, казалось бы, все хорошо. «Однако мы столкнулись с острым дефицитом кадров технических специальностей. Нам нужны практически все специальности — от слесаря до токаря. При этом сейчас мы даже закрываем глаза на его квалификацию, так как готовы заплатить за его обучение, лишь бы он согласился у нас работать. Все усложняется еще тем, что в нашем регионе кадров нет, а из других областей к нам едут неохотно либо просят слишком большие деньги», — сетует металлург.

Не случайно когда-то родилось сакраментальное: «Кадры решают все». По мнению гендиректора АО «Мунайспап» Сеильбека Калакова, самые лучшие инвестиции — в человеческий капитал. Он уверен, что самое высокотехнологичное, современное и инновационное оборудование ничто без человека. Любой компьютер последнего поколения без сидящего за ним человека — просто железный ящик.

Никому не нужные рабочие

Главной системной проблемой профтех–образования в Казахстане является потеря связи образования с рынком, то есть отсутствует взаимодействие училищ и профлицеев с работодателями. Последние перестали участвовать в выработке стандартов и программ обучения, в самом процессе обучения и поддержке организаций технического и профессионального образования (ТиПО). В советское время каждое училище было закреплено за каким-нибудь предприятием, которое обеспечивало его необходимыми станками, брало на стажировку учащихся и лучших впоследствии у себя трудоустраивало. Однако за последние 20—25 лет практически все заводы отказались от работы с такими учебными заведениями. В итоге по меньшей мере на протяжении последних двух десятков лет в училищах не обновлялось оборудование, а в некоторых из них до сих пор работают на станках тридцатых годов прошлого века.

В настоящее время до 65% учебных заведений работают на морально и физически устаревшем оборудовании. Предприятия же модернизируют свои производства, отказываясь от старой техники. Соответственно, многие профлицеи и колледжи выпускают специалистов, которых впоследствии компаниям приходится переобучать: выпускники не могут получить практические навыки работы на нужных станках, недостаточно конкурентоспособны на рынке труда.

Немаловажно и то обстоятельство, что молодых сельских людей, приехавших с желанием поступить в профтехучилище, сдерживает тот факт, что им негде будет жить в городе, поскольку число общежитий при учебных заведениях резко сократилось. Снимать же квартиру или другое жилье у них нет средств.

Также сохраняется устойчивая тенденция оттока наиболее квалифицированных и перспективных преподавателей на предприятия вследствие низкого уровня оплаты труда. Объяснения у них довольно резонны: уж лучше работать не по специальности, чем жить впроголодь. Таким образом, система профтехобразования на протяжении многих последних лет теряет профессиональные кадры, которых на сегодня итак очень мало.

Все вышеперечисленное — следствие одной большой проблемы — низкого уровня финансирования. По словам министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова, расходы на образование из государственного бюджета в 2011 году составляют почти 900 млрд тенге — это 4,2% от ВВП республики (в 2007 году расходы РК на образование составили 3,8% от ВВП, в 2008 году — 3,1%, в 2009 году — 3,1%). В развитых странах эта цифра в два и более раз выше. Например, в США, по данным Всемирного банка, на финансирование сферы образования ежегодно выделяется в среднем от 14 до 15% от ВВП, в Южной Корее — около 15%, в Норвегии — 7%.

При этом финансирование непосредственно профтехобразования в Казахстане несоизмеримо маленькое. В систему технического и профессионального образования до 2015 года предусмотрено 94,5 млрд тенге, в том числе в рамках реализации проекта Международного банка реконструкции и развития «Модернизация ТиПО» предусмотрено с 2011—2013 года — 5 млрд тенге. Это означает, что расходы республики на профтехобразование за четыре года составят менее 0,5% к ВВП.

Также следует отметить негибкость отечественного ТиПО. В настоящее время в Казахстане действует около 300 стандартов, охватывающих общие и профессиональные программы. Их применение является обязательным, что не допускает в учебном процессе самостоятельного реагирования на быстро меняющиеся потребности рынка. Излишнее администрирование и оторванность учебных планов от реалий ограничивает учебные заведения в возможностях проведения экспериментальных мероприятий.

В республике, по данным Министерства образования и науки (МОН), ежегодно по техническим специальностям выпускаются около 90 тыс. человек, из них трудоустраивается 70—75%. Между тем стране не хватает квалифицированных инженеров, слесарей, токарей и других технических специалистов. В настоящее время 60—70% квалифицированных рабочих — уже пенсионного или предпенсионного возраста, но им на смену никто не идет. Тем временем некоторых специалистов в Алматы не готовят вообще, например, электрокарщиков, сварщиков по пластмассовым трубам, лифтеров, механизаторов, экскаваторщиков, трактористов, хотя в них остро нуждаются дорожные службы. Представители этих профессий получают зарплату в среднем по 150 тыс. тенге.

По словам главы ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любови Худовой, дефицит в технических кадрах в республике высокий, в легкой промышленности существует большая востребованность в таких простых профессиях, как швея, портная, модельер-конструктор. «Проблема в том, что даже если молодежь заканчивает лицеи и училища, не идет работать на производство, так как там ее не удовлетворяет оклад. Это большая проблема, то есть кадры готовятся, но они уходят в торговлю и другие быстродоходные сектора. Чтобы их удержать, мы на этапе обучения предоставляем им практику на предприятии, чтобы они осваивали технологии этой компании и знали, как работать на их оборудовании. У некоторых учащихся, которые поработали на реальном производстве, появляется желание получить эту работу и как можно быстрее освоить свою профессию», — рассказывает она.

Между тем дополнительная потребность экономики в кадрах на 2010—2014 годы составляет 287 тыс. человек. Для ФИИР — 108 тыс. человек, из них 55%, то есть 59,4 тыс. человек — работники с техническим и профессиональным образованием. То есть наиболее проблемный вопрос в стране — это подготовка именно технических кадров.

Заявлено много...

В настоящее время в республике принята госпрограмма развития образования РК на 2011—2020 годы. В ней говорится о необходимости модернизации системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики. Поэтому было решено создать АО «Холдинг «Кәсіпқор», который «призван апробировать внедрение корпоративного управления, консолидировать ресурсы государственного и частного секторов, использовать инновационные технологии, формы и методики обучения для повышения качества подготовки специалистов».

Также МОН предложило новую модель подготовки кадров, основанную на трех китах — взаимодействие с рынком труда и удовлетворение спроса на различные профессии, активное привлечение работодателей к управлению системой ПТО, изучение и адаптация лучшего мирового опыта.

Для координации вопросов взаимодействия системы ТиПО с рынком труда впервые в республике создана межотраслевая система управления вопросами кадрового обеспечения экономики. На республиканском уровне — Национальный совет по подготовке профессионально-технических кадров; на отраслевом — отраслевые советы по вопросам подготовки кадров; на региональном — региональные советы по вопросам подготовки кадров; в учебных заведениях — попечительские советы. Четырнадцать отраслевых советов уже работают по приоритетным направлениям ФИИР и шестнадцать региональных советов — по вопросам подготовки кадров. Их задача состоит в том, чтобы, взаимодействуя с отраслевыми и местными органами управления, определять потребности рынка труда в специалистах, обеспечивать связь с предприятиями, участвовать в формировании и размещении госзаказа на подготовку кадров.

«Проблема в том, что училища готовят специалистов, которые не отвечают требованиям рынка, поскольку их готовят до сих пор по советским стандартам. Для решения этой проблемы мы предлагаем передать отраслевым ассоциациям разработку профессиональных стандартов, — рассказывает г-жа Худова. — Ассоциации, работая в тесном контакте с производителями, смогут выработать адекватные требования к каждой специальности. Нельзя, чтобы учебное заведение или министерство готовили профессиональные стандарты, этим должны заниматься участники рынка, то есть потенциальные работодатели выпускников училищ».

Похоже, в Астане прислушались к этому предложению. В рамках проекта «Модернизация технического и профессионального образования» в 2011—2012 годах предусмотрена разработка профессиональных стандартов самими работодателями по 147 приоритетным специальностям. На основе профстандартов, содержащих новые квалификационные требования к специалистам, будут обновлены образовательные стандарты и учебные программы. Так, будет обеспечено соответствие содержания профобразования требованиям производства», — сообщили «ЭК» в департаменте технического и профессионального образования МОН РК.

В текущем учебном году 59 учебных заведений ТиПО будут работать в режиме эксперимента по внедрению современных технологий обучения программы подготовки младших инженеров, параллельному освоению технического английского языка в соответствии с запросами работодателей. Всего будет поставлено 59 экспериментов. Также ведется разработка 40 модульных учебных программ с участием международных экспертов из Норвегии, Германии, органов ЕС.

Также в планах МОН к 2015 году оснастить современным оборудованием 75% учебных заведений ТиПО, а к 2020 году — 90%. На эти цели предусмотрено выделение 10,9 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета (РБ) 5,1 млрд тенге. В текущем году на укрепление материально-технической базы 184 учебных заведений ТиПО выделено 2,1 млрд тенге. Что составляет на 24 учебных заведения по 25 млн тенге. Помимо этого, в рамках реализации проекта Международного банка реконструкции и развития «Модернизация ТиПО» предусмотрено выделение 68 грантов для 68 соответствующих учебных заведений — в среднем по 350 тыс. долларов на одно учебное заведение.

Этого мало

По данным МОН, в 2010—2011 учебном году предприятиями и учебными заведениями ТиПО республики заключено более 16,8 тыс. договоров о сотрудничестве в сфере подготовки кадров. В рамках этих соглашений предприятиями (работодателями) предоставлено обучающимся более 150 тыс. рабочих мест для прохождения производственной практики, оказано содействие в укреплении материально-технической базы учебных заведений на сумму почти 200 млн тенге, в обучении за счет средств предприятий на сумму 274 млн тенге (обучено 4 тыс. человек), выплачиваются стипендии более чем 3 тысячам обучающихся.

Однако этого для решения проблемы недостаточно. По словам президента Республиканской отраслевой ассоциации вторичной металлургии Владимира Лика, большинство производственных компаний испытывают острый дефицит квалифицированных технических кадров на протяжении последних десяти лет. Причем в регионах этот вопрос стоит очень остро. «Мы, как и многие другие компании, решаем эту проблему собственными силами — сами обучаем нужных нам специалистов. Проблема в том, что их потом трудно удержать. Одни уходят, мы обучаем других — это непрерывный процесс. Некоторые предприятия не хотят тратить деньги на обучение, гораздо проще переманить нужного специалиста, что они и делают. Также многие компании не могут себе позволить траты на обучение кадров», — говорит он. Проблему развития профтехобразования, по его мнению, должно решать государство. «Ему как в советское время нужно выделять средства на содержание всех училищ и ПТУ. Обучение там должно быть бесплатное, тогда молодые ребята, которые не смогли поступить в вуз или попросту не могут оплатить его, пойдут в училища. Причем их количество по стране нужно увеличивать в разы, так как спрос на технарей в республике катастрофический. Он тормозит развитие реального сектора экономики, ее модернизацию и инновационное развитие», — резюмирует он.

С другой стороны, Казахстану, возможно, следовало бы скопировать опыт Южной Кореи. Правительством этой страны в 1970 году был принят закон, обязывающий компании с персоналом более 500 человек проводить обучение определенного количества людей. Впоследствии в закон вносились изменения по числу работающих — сначала сократили до 150 сотрудников, а потом и вовсе до 100 человек. Предприятия, не выполняющие данный закон, облагаются дополнительным налогом.

Выбирают со школы

Проблема нехватки квалифицированных кадров технических специальностей существует во всем мире, в том числе в развитых странах. В частности, США ждет существенный дефицит квалифицированной рабочей силы, который уже в 2018 году составит 1,9 млн человек. Об этом говорится в последнем отчете от McKinsey Global Institute «Рост и обновление в США: переоснащение американского экономического двигателя», посвященный вопросу производительности труда. Авторы отчета отмечают, что наиболее деструктивен для экономики страны недостаток представителей именно технических и аналитических специальностей. Помимо некоторых специфичных для США инструментов вовлечения новой рабочей силы в производства, авторы настаивают на мерах, нацеленных на существенное снижение безработицы среди молодежи. Исследователи теории экономического роста приходят к выводу, что ключевым аспектом долгосрочного экономического развития является технологическое переоснащение, что возможно лишь при условии наличия образованного населения, способного овладеть и применять в экономической деятельности новые технологии массово.

В США наиболее развитая система ПТО создана в Калифорнии. В калифорнийской системе образования установлены обязательные стандарты для обучающихся. «System of Delivery» начинает работать еще в начальных классах школы и в последующем прогрессирует в средних и старших классах. Если в начальных классах программы носят познавательный характер, в средних — просветительский, то в старших классах учащиеся проходят карьерную специализацию, где они получают начальные технические навыки. Студенты, обучающиеся в системе ПТО обязательным образом должны достичь успеха по 11 направлениям, включающим в себя, например, коммуникации с людьми, карьерное планирование и менеджмент, решение проблем и критическое мышление, лидерство и командная работа. На втором этапе, называемом «pathway standards», студенты приобретают технические знания путем стажировок.

В Японии, к примеру, принята концепция перехода на получение образования в течение всей жизни «Нация, основанная на образовании». Основными направлениями данной программы являются горизонтальное сотрудничество, то есть развитие образования, направленное не только на повышение уровня жизни людей, но и на формирование ценностей, способствующих дальнейшему развитию общества. Вертикальное же сотрудничество подразумевает обучение в течение всей жизни, то есть человек сам определяет, когда ему пора закончить свое образование.

В Японии в 1993 году были созданы так называемые «интегрированные школы» — школы, предоставляющие специализированное образование, в которое входит профессионально-техническое образование для каждой отрасли промышленности. Такие школы набирают все большую популярность, поскольку предоставляют учащимся свободу выбора предметов в соответствии с их собственными интересами и увлечениями. Обязательным условием является сдача собственного проекта в одной из компаний.

Другой пример — Норвегия, опыт которой в социальной сфере у всех на слуху. Правительство этой страны большое внимание уделяет развитию обрабатывающей промышленности, инновационным отраслям. Это позволило минимизировать угрозы «сырьевого проклятия» и структурных сдвигов в экономике, а уровень конкурентоспособности страны остается весьма высоким, во многом благодаря динамичному развитию науки и образования в стране, стабильному их финансированию со стороны государства. Госпрограмма Vocational Education and Training in Norway (профессиональное образование и обучение — ПОО) предоставляется в школе в виде специализированных предметов (lower secondary level), в старших классах средней школы (higher secondary level) и университетах.

В Норвегии применяется система трехстороннего сотрудничества органов госуправления с представителями союза работодателей и союза работающих, что обеспечивает эффективное развитие образовательного процесса в стране. В отличие от Южной Кореи в Норвегии применяется модель образования «2+2». Первый год обучения проходит на базе школы, где учащиеся приобретают теоретические знания по общей предметной области. Также они могут выбрать практическую программу, которая предоставляет общее образование по специальностям искусство, спорт, музыка. На втором году обучения учащимся необходимо выбрать область специализации. По окончании двухгодичного обучения в школе учащиеся направляются на практику на предприятие на 1—2 года, где получают практическую подготовку, а также приобретают опыт работы. Данная модель представляется достаточно гибкой для учащихся в зависимости от выбранной ими программы.

В 2002 году в Норвегии было создано Агентство по гарантии качества образования (Norwegian Agency for Quality Assurance in Education), которое осуществляет контроль качества образования высших учебных заведений, предоставляющих услуги ПОО.

Также в Норвегии существуют так называемые курсы трудового рынка (AMOS), где возможность обучения предоставляется безработным или тем, кто находится под угрозой потери работы. Как правило, эти курсы ориентированы, в первую очередь, на промышленность. Продолжительность обучения здесь составляет от 2 до 38 недель. Ответственными органами за проведение курсов являются местные и региональные органы власти, а также Агентство по занятости. Основным же органом, контролирующим процесс обучения на указанных курсах, является Министерство образования Норвегии. Курсы полностью финансируются государством, а их участники получают финансовую поддержку. Данная программа пользуется высокой популярностью в Норвегии.

Учитывая небольшую численность населения Казахстана, высокую значимость и эффективность повышения качества человеческого капитала и довольно быструю отдачу от инвестиций в сферу ПТО, правительству необходимо выделить в национальные приоритеты данную сферу и обеспечить постепенное повышение затрат на образование до 7% от ВВП страны к 2015 году. Так считают специалисты Агентства по исследованию рентабельности инвестиций.

По их мнению, необходимо провести дальнейшее совершенствование административной структуры, во-первых, путем создания Комиссии по образовательной реформе и контролю качества профессионально-технического образования. Ее первоочередными задачами должны стать, во-первых, планирование системы непрерывного профессионального образования; во-вторых, повышением доступности образования за счет субсидирования обучения государством, проведением курсов переквалификации для безработных и лиц под угрозой потери работы, с предоставлением от государства финансовой поддержки на время учебы; в-третьих, с обязательным акцентированием ПТО на индивидуальной самореализации.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности