Город которого нет

Моногорода, занятые производством одного вида товаров и услуг, в США начинают исчезать. Но никто здесь не делает из этого трагедии.

Город которого нет

Центр американского автомобилестроения - город-миллионник Детройт, в 60-е - 70-е годы XX века был символом американской автомобилестроительной промышленности. Индустриальная Америка так сильно любила этот город, что посвящала ему фильмы и книги. Да и в остальных странах все знали, что Детройт - город огромного числа суровых мужчин и больших автомобилей.

Но теперь это далеко не так. Многолетние страдания автомобильного гиганта General Motors, общий спад американской автопромышленности привели к тому, что Детройт деградировал и превращается в город-призрак. Молодежь отсюда уезжает, а старики либо продолжают жить в своих полузаброшенных домах, либо уезжают жить вслед за детьми. Огромные городские кварталы здесь остаются пустыми, а остовы жилых и промышленных зданий производят жуткое впечатление.

Но американцев это ничуть не пугает и ничуть не злит. Политики в США уже всерьез обсуждают идею упразднения этого города. Лучшее, что светит Детройту - притягательная для туристов точка на карте. Для туристов-экстремалов. Таким же городом, на минуточку, на территории бывшего СССР стала Припять. Но советский город уничтожила техногенная катастрофа, а американский - большие успехи немецкого и японского автопрома. Такова горькая соль жизни.

Разговор о Детройте почему-то не приводит простых американских избирателей в ужас. На прошлой неделе сенатор в конгрессе США от штата Мичиган Рик Джонс предложил расформировать Детройт. Причины - абсолютно гуманные: город находится в крайне сложном финансовом и социальном положении. Его муниципальную собственность политик предложил разделить между соседними населенными пунктами. Джонс уверен: "В противном случае у нас не останется другого выбора, и мы будем наблюдать за тем, как этот город лишь увядает естественным путем". Правда, при этом сенатор заметил, что власти должны расмотреть и другие, менее мрачные "альтернативы".

Но не следует искать в этих словах Джонса ностальгию или сочувствие к людям. Политик лишь с досадой отмечает, что если местные заводы окончательно станут банкротами и захиреют, их имущество впоследствии может быть разграблено, а экономика США потеряет свои промышленные "жемчужины". Ни больше ни меньше.

Ранее губернатор Мичигана Рик Снайдер заявлял, что не поддерживает - пока, по крайней мере - идею административного упразднения Детройта. Несмотря на то, что город вот-вот превратится в "призрак", некоторые жители в нем все же живут. И было бы неправильным лишать их родной город муниципального статуса. В этом случае немногочисленные местные жители останутся без медицинского и социального обслуживания. Правда, он добавил, что власти уже давно пытаются решить проблему Детройта, но городу все только хуже и хуже. Снайдер не исключает, что рано или поздно у властей США просто не останется другого выбора, кроме как расформировать город и эвакуировать из него последних оставшихся жителей.

Когда-то в Детройте находились штаб-квартиры всех основных автопроизводителей мира - GM, Ford и Chrysler. Но за последние несколько лет кризис фактически разорил как минимум две из трех компаний, и они постепенно стали сворачивать здесь производство автомобилей. Все это тут же привело к тому, что город стал терять деньги в виде налогов от этих компаний. Говорят, уже к середине декабря 2012 года налоговые поступления в городскую казну сократятся до того уровня, что местная администрация станет банкротом. Городской совет упорно отказывается утверждать трехлетний контракт стоимостью в 300 тыс. долларов с юридической компанией, которая должна заняться оздоровлением городской казны. У него нет денег даже на эту процедуру. Федеральные власти США от помощи городу также отказываются: здесь так не принято.

Впрочем, Мичиган еще пока рассматривает возможность предоставления кредита городу на 130 млн долларов. Но вряд ли это сработает. Сами американцы понимают: время таких городов, как Детройт, для их страны давно закончилось. Безвозвратно.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?