Осенний ливень в Алматы

Редакционная статья

Осенний ливень в Алматы

Исполнение социальных обязательств — главная сложность финансового менеджмента любого муниципалитета. Обычно текущие расходы покрываются текущими доходами. В Алматы, городе-доноре, большая часть излишков уходит в республиканский бюджет. Однако это создает трудности для локальных проектов развития, поскольку инвестиционный потенциал сильно сужается. Проекты государственного масштаба, такие как Азиада-2011 или недавно принятая программа модернизации ЖКХ, финансируются центром, а вот, например, на проекты по внедрению автобусов на газе, запуску легкого рельсового транспорта или на установку баков для раздельного сбора мусора средств уже не остается. С этой точки зрения выглядит вполне логичным, что Алматы сейчас впервые за десятилетие начал выпускать облигации и привлекать кредиты — то есть использует заемное финансирование для местных инфраструктурных проектов. Привлечение займов в различной форме муниципалитетами является вполне нормальным в мировой практике. Финансы Алматы находятся в хорошем состоянии, чтобы покрывать расходы по обслуживанию займов. Кроме того, город законодательно сильно ограничен в объемах заимствований, а значит, риски сравнительно невелики. Заимствования разрешили только Алматы и Астане, более слабым муниципалитетам, для которых проценты, например, по облигационным займам могли бы стать серьезной обузой, такой вид финансирования недоступен.

Вместе с тем обычному горожанину трудно понять, зачем Алматы залезать в долги: кредиты, облигационные займы — это всегда риски и увеличение нагрузки на бюджет. При этом город собирает до четверти госбюджета Казахстана. Да и бюджет самого города — самый большой в стране. Касательно финансирования Алматы возникает два вопроса — степень самостоятельности местных властей в распоряжении средствами и эффективность их использования.

Понятно, что, отдавая большую часть собранных средств центру, город может рассчитывать лишь на сухой остаток. Он не свободен и в использовании целевых трансфертов, которые поступают из республиканского бюджета: они выделяются на строго определенные цели.

Эффективность также под вопросом. В последние годы местные власти одержимы дорогами, очевидно, надеясь решить хотя бы одну из вечных проблем. Но когда в какой-то там раз меняют еще вполне хорошее дорожное покрытие на центральных улицах, то это вызывает не только удивление, но и подозрение, что власти «поднимают» не только асфальт, но и энные суммы.

Или вот пример неэффективной работы городских властей. Смена сезона в городе — настоящее ЧП, как будто осень не наступает после лета и в свою очередь не сменяется зимой. Первый настоящий осенний ливень показал цену проведенной недавно реконструкции арыков и стоков в центре. Возможно, сами по себе они и были готовы принять тонны воды, обрушившейся с неба, но вот незадача: во время прошедшего накануне субботника ретивые уборщики из школ и учреждений сбросили весь мусор в арыки. В результате потоп. Встали автобусы и троллейбусы из-за пробок на дорогах.

Город занимает деньги на установку баков для раздельного мусоросбора, но во дворах переполненные контейнеры не вывозятся по нескольку дней. Таких примеров можно привести множество. Суть их в том, что в результате возникает, мягко говоря, барьер непонимания между горожанами и городскими властями. Ведь алматинцы — не туристы, они хотят не только посмотреть на красивые городские виды, но и комфортно жить в этом городе.

Людям сложно понять, как движутся финансовые потоки в городской казне. Бюджет Алматы и особенно финансы коммунальных предприятий не отличаются открытостью. Граждане очень плохо представляют, чем занимаются коммунальные структуры и как они тратят выделяемые им средства. В цивилизованных странах под открытостью понимают, например, создание и распространение специальных информационных материалов, где в понятной форме изложены основные параметры муниципальных финансов и представлены обоснования. У нас также публикуются отчеты об исполнении годового бюджета. Но обычному человеку в этих цифрах не разобраться.

Более доступен для понимания гражданский бюджет. С этого года Минфин начал его публикацию на своем сайте. На уровне местных бюджетов в сентябре к этому проекту подключилась пока только Атырауская область. В Алматы этого пока нет.