Стихи казахстанского времени

Поэты в Казахстане есть. Один из них — Ербол Жумагул, другие — больше дежурные имена дежурного ряда

Стихи казахстанского времени

Два очень разных текста — пьеса Александра Диденко «Три девицы» и сборник стихотворений Ербола Жумагула «Трюк драматюрка» — стали знаковыми событиями уходящего года. Было бы любопытно соединить их на одной сцене. Но что роднит эти тексты? Кстати, их авторы, скорее всего, открестятся от такого сопоставления. Редкостное для наших литературных кругов сочетание: безусловной талантливости текстов со столь же очевидной актуальностью проговариваемого. Здесь и сейчас о сборнике стихотворений казахстанского поэта. Созданы эти опусы с 2008‑го по 2018 год.

Открывает новую книгу поэт c напускной бравадой «Возвращение»:

И вернулся допеть. Быть — не быть, а судьба — игра нам.

Физкультурный привет, я допелся вернуть о главном!

В эту скромную по объему книгу включены и давние тексты из цикла «Ерболдинская осень 2003–2007». Рискну предположить, что лет через 30 такой способ и такая форма выражения будут восприниматься иначе. Но вот сейчас — это то, что одновременно и важно, и любопытно. В этих литературных текстах — гремучая смесь философии и стеба, попытки вырваться за пределы изолганного слова и одновременно найти в нем, в слове, себя и свое время.

Жумагул в своих поэтических текстах — очень безыскусно местный и сочный в своих красках:

Пловец от слова плов и бешеный от беша

Бухавший в бухаре куривший джа в Джамбуле.

Но это только форма, возможно, и ценностная для ее автора, иным же вовсе не интересная и даже непонятная. Наверно, даже закономерно, что оба уже названных автора много одновременно работают с шекспировской проблематикой и образчиками массовой культуры.

Почему? Ответ можно найти у самого поэта:

Неспроста под утро частенько твердит отец мой,

Как полезен Шекспир во время чумы окрестной

Я юность на буквы истратил

На скромную стопку страниц.

Кстати, именно этот поэт весьма интертекстуален, за многими строфами угадываются известные литературные персонажи ли, уже проговоренные ли идеи, с которыми автор ведет свой скрытый диалог. Будь то классика или же поэзия XX и XXI веков. Культурный фон Жумагула предсказуем, но дан в весьма неожиданных сопоставлениях, когда перестаешь понимать — это у автора от Мандельштама или это уже ерническая аллюзия от его попсового осмысления. Думается, это свойство уже всей современной культуры, но в варианте от этого поэта литературная дремучесть возможного читателя не помешает восприятию оригинального поэтического стиля.

Столь же известный в поэтике вариант отказа от синтаксических знаков не кажется в «Трюке» вторичной игрой, а только отражает авторский способ выражения мысли. Правда, порой все же получается затерто-слащаво:

На свете счастья нет но есть щепотка дива

Есть грустный тот кто я идущий торопливо

Скользящий словно нож сквозь масло темноты

К безвестной той к любимой той кто ты.

В любом раскладе это другой и новый язык. Здесь не словесные изыски, как это у многих начинающе-продолжающих с 1990‑х казахстанских стихоплетов. Так честно думать могут только подростки и поэты. Такое даровано большим поэтам: быть интересным сейчас и явно потом, а манера выражения значима вне времени и пространства. Но рождены эти стихи именно нашим временем. Такого поэта, по всей видимости, трудно переводить. Но переводят же Александра Пушкина и Алексея Цветкова. Значит, и Ербола Жумагула тоже можно трансферировать на иные языки.

Кстати, знаю о происходящей сейчас попытке перевести его на немецкий язык. В какие-то моменты поэт пронзителен в обостренности чувств и их выражении, в каких-то он банален и предсказуем. Пожалуй, именно этими противоречивыми особенностями он и захватывает своего читателя. Возможно, только так можно аутентично выразить себя и время. Это блистательная литература нашего времени и нашего же пространства. Одновременно с этим получилась откровенная книга поэта о себе.

Жумагул Е. Трюк драматюрка / Сборник стихотворений. — Алматы, 2019. — 110 с.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Год в минус

На фоне сокращения производства и заморозки тарифов инвестпривлекательность электроэнергетики снижается

Спецвыпуск

«Зеленый» Костомар

Преимущественно угольная энергетика Казахстана в последние годы начинает меняться

Спецвыпуск

Обзор годовых отчетов-2019: новые вызовы

Требования к раскрытию информации растут по всему миру. И главным вызовом для казахстанских компаний становится отчетность по факторам ESG

Спецвыпуск

Айдабульский градус

Отечественного производителя алкоголя сдерживают высокие цены на энергоносители