Играть вдолгую

Государственная политика должна быть понятной, долгосрочной и стабильной, иначе казахстанская индустриализация рискует быть проваленной

Играть вдолгую

В портфеле «Алматинского вентиляторного завода» (АВЗ) — поставки  LG и «Тенгизшевройлу», международным компаниям, которые при выборе партнера руководствуются в первую очередь качеством товара, а не неформальными связями. АВЗ сегодня образцовое предприятие, куда возят высоких гостей из столицы, чтобы продемонстрировать успехи казахстанской индустриализации. И это отчасти так и есть: завод стал успешным не только благодаря инженерным компетенциям его основателя — Марата Баккулова, за спиной которого вузовский курс по теплоснабжению и вентиляции КазГАСА, аспирантура в Москве, преподавание в вузе, но и за счет господдержки в первую индустриальную пятилетку.

Будущее своего дела предприниматель связывает с экспортом, по его словам, АВЗ уже перерос внутренний рынок. Казалось бы, вот вам успех казахстанской индустриализации: вчерашнее гаражное производство с двумя работниками и с одним сварочным аппаратом выросло в высокотехнологичное предприятие, ориентированное на экспорт. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях. В 2017 году г-н Баккулов пытался запустить вторую производственную площадку в Казахстане, однако попытка оказалась неудачной. Причины — проблемы с квалифицированными кадрами и высокие издержки, плюс административное давление.

Работа над созданием второй производственной площадки продолжается, но предприниматель запускает ее в России — в Татарстане. Главная причина, которая убедила бизнесмена строить второй завод не в Казахстане — частая смена правил игры в системе господдержки. Россия — главный экспортный рынок для АВЗ, поэтому Татарстан выбран плацдармом для экспортной атаки. АВЗ расширяет присутствие, и казалось бы, следует радоваться успехам отечественного бизнеса, однако в Татарстане хотят, чтобы г-н Баккулов перенес туда казахстанскую площадку.

АВЗ пока что не собирается никуда переезжать. Но это тревожный звоночек. Если успешные казахстанские предприятия, появившиеся в период ГПИИР, начнут массово эмигрировать из страны, то это нужно расценивать как провал индустриализации.

Эффект господдержки

РК экспортирует несложную продукцию — сырье и полуфабрикаты. Чтобы попасть в число успешных государств, необходимо усложнять наш экспорт. В мире сложную продукцию производят крупные и средние предприятия. Наш отечественный крупный бизнес сосредоточен в горнодобывающем секторе, либо работает в сфере естественных монополий, поэтому в РК инновации развивают главным образом средние компании. «Средний бизнес более гибок и восприимчив к инновациям, — убежден Марат Баккулов. — Ведь у малого бизнеса для это не хватит ресурсов, крупный бизнес закостенелый».

Опыт АВЗ показывает: малое предприятие при грамотной господдержке может вырасти до среднего бизнеса с конкурентной на внешних рынках продукцией. Десять лет назад, когда АВЗ ютился в гараже при СТО, Марат Баккулов воспользовался такими инструментами, как натурный грант по программе «Производительность — 2020» и льготный лизинг по программе «Дорожная карта бизнеса — 2020».

«По программе “Производительность — 2020” мы получили натурный грант — 700 тысяч долларов пошли на покупку двух европейских станков для лазерной обработки металла. Благодаря господдержке купил не дешевые китайские станки, а самые технологичные», — рассказывает г-н Баккулов. Оценивая эффект от господдержки, предприниматель говорит, что без нее он купил бы европейские станки, но намного позже. «Возможно, продолжал бы сидеть в гараже, возможно, компания не дожила бы до сегодняшнего дня», — замечает он.

АВЗ, нарастив обороты, столкнулся с проблемой, которая знакома многим средним казахстанским компаниям: внутренний рынок мал для дальнейшего роста. «К тому же внутри страны сокращаются заказы, меньше строятся высотное жилье, рестораны, ТРЦ, фабрики и заводы, и с платежеспособностью потенциальных клиентов проблемы», — рассказывает г-н Баккулов.

Решение проблемы видится в наращивании экспорта, который сейчас не превышает 10% от общей выручки. Россия является для АВЗ главным экспортным направлением. «Если считать по количеству населения, наш рынок меньше российского в десять раз, но это не так, — продолжает Марат Баккулов. — Рынок РФ больше нашего в 25 раз, потому что городское население больше, чем у нас; в селе вентиляторы не нужны».

Непостоянные правила

В выборе экспортной стратегии возникли проблемы, которые отчасти связаны с непоследовательностью проводимой государством экономической политики. Для высокотехнологичной продукции на экспортных направлениях главная помеха не тарифные и нетарифные барьеры, а конкуренция со стороны именитых компаний. «Я смогу закрепиться на российском рынке при одном условии — если предложу цену в два раза меньше. Пусть мой продукт качественнее, чем у конкурентов, но это мало кого интересует», — уверен предприниматель. В России конкуренция идет между брендами с многолетней историей — их знают, поэтому им доверяют. При относительно равной цене потребитель отдаст предпочтение столетнему европейцу, чем десятилетнему казахстанцу.

Следовательно, следует заходить на рынок с большим дисконтом, нужно продавать продукцию с нулевой маржой, пока она не займет свою нишу. «Вот тут мне нужны деньги. Без разницы — льготный кредит или возмещение затрат экспортера», — рассуждает глава АВЗ. Но частая смена тактики экономической политики не позволяет бизнесмену рассчитывать на долгосрочность тех или иных инструментов.

Каждый новый министр инициирует новую программу, вместе с ней — новую тактику и новые инструменты. Но завод не запускают на 3–4 года, то есть на период «жизни» чиновника. Завод строится на перспективу: год запускается, еще год нащупываются ориентиры. «На третий год приходишь за господдержкой и оказывается, что конечные цели и правила изменились, — делится своим опытом бизнесмен. — Я рассчитывал на 50‑процентное возмещение затрат на технологическое оборудование, но на следующий год этот инструмент не предусмотрен».

На вопрос, почему его отменили, Марат Баккулов отвечает так: передавали из одного министерства в другое и он где-то затерялся. «У нас нет последовательности и нет единого органа, который отвечал бы за индустриализацию. Сейчас вообще чехарда — всех раскидали по разным местам. Мы относимся сразу к трем ведомствам — Министерству торговли и интеграции, Министерству индустрии и инфраструктурного развития и Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, — продолжает предприниматель. — Я не могу понять, кто и за что отвечает». Еще один пример: АВЗ обещали полностью возместить расходы за участие в выставках. Предприятие участвовало в нескольких, но пока готовило подтверждающие документы, правила поменялись, и теперь возмещается только часть расходов.

Производство — не торговля

Чтобы закрепиться на российском рынке, АВЗ нужны финансовые и нефинансовые инструменты, снижающие издержки. Из финансовых инструментов — гранты, компенсация затрат на логистику и на выставки. Такие меры дадут возможность переоснастить производство под российского клиента и какое-то время продавать продукцию дешево. Из нефинансовых мер — консультации по маркетингу. Говоря иначе, это все те меры, которые существуют сегодня, но которые порой сложно получить из-за частой смены государственной политики и реорганизации министерств.

Считается, что в Казахстане один из комфортных налоговых режимов, например, ставка НДС составляет всего 12%, в РФ — 20%. Но в России для приоритетных отраслей действует льготная ставка по НДС — всего 10%. В этом плане, говорит предприниматель, не нужно придумывать что-то новое. «Зачем забирать в виде налога наши деньги и возвращать их, например, в виде субсидирования ставки кредита?! Проще оставить деньги у предпринимателя через преференции по налогам», — считает глава АВЗ.

Он также уверен, что помогать следует не всем. Например, производственная компания и посредническая компания работают в разных условиях. Реальный производитель не практикует перерегистрацию и ложное банкротство, ведь у завода формируемый годами бренд. С другой стороны, на производителя, в отличие от торговых фирм, сильно влияет соцполитика. Когда правительство начинает помогать, к примеру, многодетным семьям, у части работников теряется стимул работать, и тогда они просят повысить зарплату, иначе они мотивированы оформить пособие или завести четвертого ребенка, чтобы получить льготную квартиру.

Будет замечательно, если финансовые и нефинансовые инструменты станут доступнее, а налоговое регулирование начнет стимулировать реальных производителей. Но ключевое: бизнесу важно знать, что государство определилось с приоритетами и проводит стабильную на долгосрочном отрезке экономическую политику.

Марат Баккулов связывает развитие АВЗ с наращиванием экспорта. Для этого и создает вторую производственную площадку в Татарстане, в 100 километрах от Казани. Вот какие там предлагаются условия. Местные власти за свой счет строят для АВЗ производственное здание площадью в 1,5 тыс. квадратных метров. Аренда будет обходиться в три раза дешевле рыночных цен. Более того, у предпринимателя преимущественное право выкупить здание с дисконтом. Власти Татарстана обещают натурный грант, если АВЗ покажет неплохие результаты. «У них главная задача, и они не стесняются об этом говорить, чтобы казахстанский завод переехал туда», — говорит предприниматель. Россия в этом смысле привлекательна для бизнеса, поскольку там три уровня поддержки — районный, республиканский и федеральный. Более того, рынок больше, работники стоят дешевле и компетенции у них выше, а главное до Москвы всего 800 км.

А что в Казахстане? В конце ноября Минторг РК объявил о запуске второго пакета правил поддержки экспортеров. Теперь компенсации подлежат до половины транспортных затрат казахстанских компаний, поставляющих обработанные товары на экспорт. «Сейчас я думаю над экспортной стратегией на Москву. И казалось бы, услышав эту новость, я должен обрадоваться и учитывать новый инструмент в своей стратегии, либо бросить проект в Татарстане. Но нет! Потому что чиновники сегодня сказали одно, завтра — передумают. Они так постоянно делают. А производство — не торговля, оно не может быстро меняться, ему нужны четкие долгосрочные ориентиры», — резюмирует Марат Баккулов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Год в минус

На фоне сокращения производства и заморозки тарифов инвестпривлекательность электроэнергетики снижается

Спецвыпуск

«Зеленый» Костомар

Преимущественно угольная энергетика Казахстана в последние годы начинает меняться

Спецвыпуск

Обзор годовых отчетов-2019: новые вызовы

Требования к раскрытию информации растут по всему миру. И главным вызовом для казахстанских компаний становится отчетность по факторам ESG

Спецвыпуск

Айдабульский градус

Отечественного производителя алкоголя сдерживают высокие цены на энергоносители