Что в среднем?

Редакционная статья

Что в среднем?

Так уж устроено в нашей стране, что многие вопросы не решаются без указания сверху. После сентябрьского послания президента Касым-Жомарта Токаева, где он указал, что средний бизнес — «драйвер диверсификации экономики», мы замечаем слабое оживление дискуссии о роли этого класса предприятий.

Первый специальный доклад, посвященный среднему бизнесу, «Эксперт Казахстан» опубликовал летом 2011 года. Тогда мы диагностировали следующее. В Казахстане, как и в других странах, средний бизнес выполняет несколько важнейших функций: проводник инноваций, один из фундаментальных элементов частного сектора экономики, самый эффективный игрок, устанавливающий производственно-технологическую кооперацию с крупным бизнесом, а также база для роста экономики за счет увеличения оборотов и количества занятых и перехода предприятий из среднего бизнеса в крупный.

С тех пор к этому добавилось понимание, что средний бизнес как агент изменений — он должен выстраивать систему корпоративного управления, создавать связи со средними и высшими учебными заведениями, структурами, которые занимаются сертификацией товаров и услуг.

Беглый взгляд на статистику среднего бизнеса показывает, что за последние 9 лет ситуация усложнилась: прослойка средних предприятий сократилась, а производительность труда средних предприятий в долларовом выражении падала. И дело не только в смене методологии учета размерности предприятий, но в структурных изменениях: в сегменте средних предприятий сегодня доминируют государственные и квазигосударственные компании.

В начале 2019 года мы решили повторить проект девятилетней давности. Ключевые вопросы, которые мы попытались осветить, — насколько комфортно если не развиваться, то хотя бы существовать бизнесу этого размера, какие препятствия и барьеры он фиксирует? Насколько приемлемым видит налоговый режим, в котором работает? Как среднему бизнесу помогают государственные программы?

Итоги проекта нас удивили. Относительная строгость налогового режима наши средние компании не особо заботит, и особенных переживаний, что в отношении них не действуют скидки, как в случае с малым и микробизнесом, они не испытывают.

Многие наши собеседники не видят пользы в государственной поддержке через субсидирование ставки кредита. Решение о финансировании принимают банки второго уровня. Зачастую они недооценивают залоги компаний, особенно, если это предприятия обрабатывающей промышленности. Запрос на длинные деньги так и остался без ответа. Также бизнес не видит потребности и необходимости в различных формах компенсации, например, расходов на участие в выставках или за внедрение новых технологий — порядок и условия участия в этих программах так часто корректируются, что бизнес не успевает к ним приспособиться. Иногда правила меняются на ходу. Не радует предпринимателей и перспектива быть проверяемым за использование государственных денег.

Именно поэтому главный запрос к властям, который мы зафиксировали практически у всех собеседников, — среднему бизнесу необходимы понятные, долгосрочные правила игры, а возможные изменения в них должны быть предсказуемыми. Наверняка с этим согласятся и представители малых предприятий, и топ-менеджеры крупных. В этих условиях бесконечные изменения в кодексы, начиная с налогового и заканчивая экологическим, кажутся продиктованными чем угодно, только не стремлением госорганов упростить жизнь бизнесу.

Среднему бизнесу как прослойке национального предпринимательства, которая отличается относительно высокой производительностью труда, важно чувствовать поддержку государства в технологическом развитии. Наиболее востребованный из финансовых инструментов — гранты на приобретение новых видов оборудования. Этот вид поддержки исключает длительное вмешательство чиновников и менеджеров государственных институтов развития в деятельность предприятий.

Средний бизнес ждет, что государство наведет порядок в сфере образования, что все реформы высшего и среднего образования в конечном итоге приведут к улучшению качества знаний выпускников вузов и техникумов. И это направление взаимодействия государства и среднего бизнеса видится наиболее важным и перспективным.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Год в минус

На фоне сокращения производства и заморозки тарифов инвестпривлекательность электроэнергетики снижается

Спецвыпуск

«Зеленый» Костомар

Преимущественно угольная энергетика Казахстана в последние годы начинает меняться

Спецвыпуск

Обзор годовых отчетов-2019: новые вызовы

Требования к раскрытию информации растут по всему миру. И главным вызовом для казахстанских компаний становится отчетность по факторам ESG

Спецвыпуск

Айдабульский градус

Отечественного производителя алкоголя сдерживают высокие цены на энергоносители