Добросовестный — недобросовестный

Недобросовестная конкуренция и пассивность регулятора мешают средней химкомпании «Аврора» накопить ресурсы для экспорта

Добросовестный — недобросовестный

Средний бизнес в РК закрывает собой те сферы, которые не интересны крупному и на который у малого не хватает ресурсов. Таков один из выводов спецпроекта «Средний бизнес». Именно эту миссию выполняет Производственный комплекс «Аврора», выпускающий дезинфицирующие средства для медицинских учреждений, косметику (бренд Avrora Cosmetics) и бытовую химию (бренд Effect).

За короткое время компания стала лидером казахстанского рынка дезсредств. Сейчас она работает над тем, чтобы превратить Avrora Cosmetics и Effect в национальные бренды. Следующий шаг — активный выход на рынки Центральной Азии (небольшие объемы в страны региона компания уже отгружает). Речь идет о создании центральноазиатского бренда, который будет узнаваем и восприниматься потребителями в качестве своего. Но это в перспективе, а сейчас «Авроре» важно нарастить мышцы. На внутреннем рынке трудности создают недобросовестные производители, которые предлагают более низкие цены за счет снижения качества и несоблюдения стандартов. Эту проблему без грамотного государственного подхода будет сложно решить.

Помогли, как смогли

Алматинская «Аврора» — в числе тех компаний, которые получили толчок к развитию благодаря первой пятилетке индустриализации (Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010–2014 годы). «Аврора» стартовала в 2010 году как небольшой завод по производству дезинфицирующих средств для медучреждений. Уже через два года компания стала участницей ГПФИИР с проектом модернизации действующего производства. В результате были увеличены производственные мощности, а также запущены линии бытовой химии и косметики.

Пакет господдержки должен состоять из таких инструментов, которые будут обеспечивать одинаковые правила игры

На рынке дезсредств для медицинских учреждений, где когда-то тон задавали исключительно импортеры, «Аврора» занимает до 60%. В ноябре 2015 года на полках казахстанских магазинов появились новые бренды Avrora Cosmetics (косметика) и Effect (бытовая химия). Это направление представлено более 100 наименованиями: шампуни, гели для душа, чистящие средства и т.д. У компании еще одно направление — чистящие и моющие средства жидкой формы для пищевых производств, где используются большие чаны с замкнутой системой мойки. В начале пути на заводе трудились не более 20 человек, сейчас вместе с торговой сетью почти 250 сотрудников.

Практически вся номенклатура сырья закупается за рубежом. В РК можно найти лишь три позиции — этиловый спирт, гипохлорит и триполифосфат натрия. Потребители нередко задерживают с оплатой. В результате образуется кассовый разрыв, который становится критичным при резком удешевлении национальной валюты. Так случилось в 2014–2015 годы после двух девальваций тенге. «Программа “Даму-Өндіріс” оказалась кстати. Льготный кредит помог нам справиться с последствиями девальвации, и мы продолжили развивать новые линейки», — вспоминает генеральный директор «Авроры» Данияр Алшанбаев. Еще один инструмент господдержки, который компания активно использует, — возмещение части затрат на зарубежные выставки. На торговых миссиях компания налаживает контакты с потенциальными клиентами и деловыми партнерами.

Плохая конкуренция

К улучшению бизнес-процессов в «Авроре» относятся серьезно, потому что на повестке вытеснение импортной продукции и выход на рынок Центральной Азии. Руководство компании внедряет процессы управления, основанные на международных стандартах ISO 9000, GMP для косметики, ISO 22000. Отладка и сертифицирование производственных процессов по мировым стандартам позволит улучшить качество продукции, соответственно, приблизит компанию к созданию национального бренда в бытовой химии и косметике. Следующим шагом станет позиционирование продукции в качестве первого центральноазиатского бренда (Avrora Cosmetics и Effect) с захватом рынка региона.

Преграды на этом пути создают недобросовестные производители внутри РК, которые за счет несоблюдения стандартов снижают себестоимость продукции. «Они фактически под открытом небом мешают жидкое мыло в бочке. Вручную разливают, на глаз добавят одно, потом — второе, никакие показатели качества не контролируют. Поэтому у них минимальные издержки. Мы их называем брендами-однодневками», — рассказывает г-н Алшанбаев. Жизненный цикл таких «брендов» не больше года, через некоторое время они меняют этикету и продолжают разливать мыло. Такую продукцию нередко можно найти в магазинах у дома, бывает, что их закупают крупные торговые сети. Если вы встречаете жидкое мыло в пятилитровых емкостях, которое продается с большим дисконтом, вероятнее всего, это контрафакт.

Некоторые проблемы предприятия связаны с несогласованностью работы госорганов. Один из примеров — проблема с прекурсорами. Эти химикаты используются для синтеза наркотических средств, соответственно, во всех странах их оборот ограничен и строго контролируется. В государствах-членах ЕАЭС 15‑процентный раствор соляной кислоты исключен из списка прекурсоров, но в Казахстане прекурсором считается соляная кислота любой концентрации.

Казалось бы, небольшая проблема, но она здорово тормозит развитие отечественного производства бытовой химии. В «Авроре» трехуровневая система качества — входной контроль сырья, промежуточный контроль и проверка готовой продукции. И каждый раз нужно применять соляную кислоту для титрования. Причем используется небольшой ее объем — пара литров в год. Но поскольку любой раствор соляной кислоты в Казахстане считается прекурсором, компании приходится оформлять лицензию, оборудовать склады так, как того требует законодательство, к ним часто наведываются сотрудники правоохранительных органов. Все это издержки, которые не несут зарубежные конкуренты «Авроры», потому что регулирующие органы в их странах работают эффективнее.

Руководство компании обращалось в различные госорганы, чтобы унифицировать казахстанские нормы с международными стандартами. Каждое ведомство кивало в сторону другого, но никто не решил проблему. Нелепость ситуации в том, что этот прекурсор продается в магазинах без всяких ограничений, ведь раствор соляной кислоты содержится в некоторых средствах для чистки унитаза. Раз закон одинаков для всех, теоретически контролирующие органы обязаны действовать последовательно: изымать эту продукцию, а покупателей привлекать к ответственности согласно законодательству. Но этого никто не делает, зато каждый израсходованный миллилитр раствора соляной кислоты в «Авроре» на особом контроле.

Одинаковые правила

В РК главные конкуренты «Авроры» — европейские компании, которые у себя дома могут рассчитывать на кредит под 2–3%. Учитывая уровень инфляции в РК, о столь дешевых деньгах казахстанские предприниматели могут только мечтать.

Летом Министерство национальной экономики РК изменило правила внутренней торговли: теперь не менее 30% полочного пространства ритейлеры обязаны предоставлять отечественным продовольственным товарам. «Почему бы также не сделать с непродовольственными товарами!?» — удивляется Данияр Алшанбаев. И приводит пример Беларуси, где такие протекционистские меры поддержали местные компании, и сейчас они активно выходят на экспорт.

Что касается недобросовестных производителей, тут требуется активная работа контролирующих органов, включая органы санэпидемнадзора (сейчас — Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава РК). Впрочем, г-н Алшанбаев больше верит в самоорганизацию предпринимательского сообщества. «Хотелось бы, чтобы были созданы действенные механизмы борьбы с недобросовестной конкуренцией. Возможно, регулирование должно идти от органов государственного управления не прямо, нужно способствовать созданию саморегулируемых организаций и отраслевых общественных ассоциаций, способствовать их эффективности», — рассуждает собеседник.

У Данияра Алшанбаева рыночный взгляд на господдержку. Собеседник считает, что механизм субсидирования сам по себе непрозрачен: ему непонятна методология выбора компаний, которым оказывают поддержку, в частности субсидируют кредиты. «Прозрачность субсидирования всегда для меня оставалась загадкой», — замечает он. По его мнению, пакет господдержки должен состоять из таких инструментов, которые будут обеспечивать одинаковые правила игры для всех игроков. «Этому принципу отвечают налоговые и таможенные преференции. Такие льготы даются всей отрасли, тут нет любимчиков, этими инструментами пользуется каждая компания, и растут те, кто предложит качественную и дешевую продукцию», — резюмирует г-н Алшанбаев.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Год в минус

На фоне сокращения производства и заморозки тарифов инвестпривлекательность электроэнергетики снижается

Спецвыпуск

«Зеленый» Костомар

Преимущественно угольная энергетика Казахстана в последние годы начинает меняться

Спецвыпуск

Обзор годовых отчетов-2019: новые вызовы

Требования к раскрытию информации растут по всему миру. И главным вызовом для казахстанских компаний становится отчетность по факторам ESG

Спецвыпуск

Айдабульский градус

Отечественного производителя алкоголя сдерживают высокие цены на энергоносители