Средняя по размеру, крупная по философии

Отсутствие налогов для медицинских учреждений тормозит развитие частной медицины в Казахстане

Средняя по размеру, крупная по философии

Краткие сведения о медицинской компании «Сункар» можно найти на корпоративном веб-сайте: существует на рынке медицинских услуг с 1995 года; в штате высококвалифицированные специалисты — врачи, имеющие международные сертификаты, научные сотрудники, медицинские аудиторы, сервисные инженеры и средний персонал с многолетним опытом. Миссия: развитие медицины в Республике Казахстан. Цель: постоянное улучшение качества сервиса, развитие медицинского аутсорсинга, повышение культуры здоровья. Данных немного, к тому же они стандартные: таким образом может себя охарактеризовать почти любое медицинское учреждение. И все же у компании есть свои особенности, свое лицо, что стало понятно из беседы с председателем совета директоров Куанышем Керимкуловым. Да и истинные цели несколько отличаются от заявленных.

Несмотря на достаточно долгую историю (по казахстанским меркам), «Сункар» продолжает расти. Компания отвечает критериям среднего бизнеса по количеству работников — от 201 до 250. При этом за последние три года число рабочих мест и обороты увеличились примерно на 25%. Основное направление деятельности — предоставление медицинских услуг, но, как подчеркивает г-н Керимкулов, компания — многоотраслевая, в частности, занимается еще и сельским хозяйством: выращивает и продает фураж. Такая модель бизнеса, очевидно, имеет дополнительные преимущества, позволяя диверсифицировать доходы.

Полученная прибыль реинвестируется. «Мы все-таки больше социалистическая компания, у нас отсутствуют дивиденды, — делится г-н Керимкулов. — Вся заработанная прибыль вкладывается в бизнес. Недвижимость, оборудование, а также знания — все это является средствами производства. Я вкладываюсь в средства производства, но эти инвестиции затем возвращаются. Деньги, вложенные в оборудование, есть доход. Деньги, вернувшиеся с амортизации, — есть доход. Деньги, которые пошли на регистрацию, на обучение, — доход. И деньги, которые пошли на рекламу, — тоже доход. Это все направления инвестиций».

Получение высокой прибыли — не самоцель, хотя любой бизнес создается для того, чтобы зарабатывать деньги, «большие деньги», уточняет г-н Керимкулов и рассказывает, по какой схеме можно их заработать: на протяжении долгого времени, помалу и благодаря широкой клиентской базе. На практике для медицинского учреждения это означает предоставление качественных медицинских услуг, которые должны быть доступны для всех, а норма прибыли не превышает 3–5%, перечисляет глава «Сункара».

Помехи на пути к росту

Куаныш Керимкулов не считает «Сункар» средним бизнесом: «По философии мы относим себя к крупной компании». Он не скрывает негативного отношения к МСБ как таковому. По его мнению, малые и средние предприятия не могут конкурировать с крупными, так как именно в этом сегменте происходит концентрация капитала, да и этика совсем другая. На взгляд г-на Керимкулова, средний бизнес закрыт, преимущественно «серый», в нем большая коррупционная составляющая. В компании «Сункар» существует корпоративное управление, по характеристике г-на Керимкулова, «классическое европейское»: совет директоров, 4 комитета, корпоративный секретарь и 18 исполнительных органов. «Главное, защитить эту систему от коррупции», — подчеркивает глава СД. Здесь на страже стоит аудит.

Как уже говорилось выше, число рабочих мест в компании за последние три года выросло. Уровень зарплат — информация конфиденциальная, но, как подчеркивает г-н Керимкулов, у каждого работника в трудовом договоре прописан его KPI, за что он и получает деньги.

Еще один элемент философии главы «Сункара»: открытие новых медицинских центров не рассматривается как появление очередного конкурента, а, напротив, приветствуется. «Конкуренцию выигрывают только дураки. Наоборот, со всеми участниками рынка нужно создавать горизонтальные связи, дружить, помогать друг другу, чтобы стать более эффективными», — утверждает г-н Керимкулов. По его словам, конкуренция открывает больше возможностей: если люди предпочитают «Сункару» другую клинику, следовательно, она чем-то лучше. «Это подсказка нам: например, у них лучше технологии, значит, нам надо этому научиться. В результате медицинские услуги станут более доступными и более качественными», — говорит он, не скрывая практической заинтересованности в конкурентах. Помогая открыть новую клинику, медицинский центр в регионах, «Сункар» получит потребителей своих услуг: им можно продавать информационные системы, обучать персонал.

В последнее время много говорится о навязчивой помощи бизнесу со стороны государства. Появилось выражение: «посадить бизнес на иглу господдержки». Правда, среди противников госпрограмм поддержки бизнеса мы чаще видим банкиров и представителей различных предпринимательских ассоциаций, но не самих предпринимателей. Но, например, Куаныш Керимкулов как предприниматель считает, что очень сильный протекционизм государства по отношению к медорганизациям, в частности, отсутствие налогов, мешает их развитию. И объясняет почему: не являясь налогоплательщиками, медицинские учреждения выпадают из поля зрения надзорных органов, и в этом проблема.

«Как работает любое государство? Выявляет в отрасли лидеров и стимулирует вкладывать деньги в этих лидеров — через IPO, инвестиции. Признаком хорошего предприятия является количество сотрудников и уровень зарплаты. Если бы государство поддерживало тех, кто создает больше рабочих мест, кто больше платит налогов, то наша страна давно была бы в тридцатке. Я двадцать лет прошу — введите налоги на медицинские услуги», — горячится наш собеседник. Освобождение от налогов, по его словам, это «суперстимул, который вызывает суперторможение».

«Чем больше налогов в стране, тем лучше и быстрее она развивается. Мы платим налог не с оборота, а с дохода. Нужно, чтобы налоговая система была жесткой. Если я зарабатываю прибыль, я готов даже половину ее отдать в виде налогов, главное, чтобы была возможность заработать», — подчеркивает он.

При этом «Сункар» работает с «Даму», получает субсидированные кредиты — под 7% годовых по программе «Дорожная карта бизнеса 2020». Другие механизмы поддержки бизнеса г-н Керимкулов считает неэффективными за счет высокой коррупционной составляющей. И все же он последователен: предлагает упразднить все программы поддержки, что касается финансирования, то можно получать банковские кредиты на обычных условиях, и высокие проценты его не пугают.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Год в минус

На фоне сокращения производства и заморозки тарифов инвестпривлекательность электроэнергетики снижается

Спецвыпуск

«Зеленый» Костомар

Преимущественно угольная энергетика Казахстана в последние годы начинает меняться

Спецвыпуск

Обзор годовых отчетов-2019: новые вызовы

Требования к раскрытию информации растут по всему миру. И главным вызовом для казахстанских компаний становится отчетность по факторам ESG

Спецвыпуск

Айдабульский градус

Отечественного производителя алкоголя сдерживают высокие цены на энергоносители