Поспешая медленно

Основной критерий зрелости любого бизнеса — получать максимальную норму прибыли при минимальном риске

Десять лет назад в Казахстане открыл свою дочернюю структуру второй крупнейший российский банк — ВТБ. Это был нелегкий 2009 год, разгар глобального финансового кризиса. Экономика падала, девальвировал тенге, росли неплатежи по кредитам — для банковского сектора настали трудные времена. Тем не менее выход на рынок РК руководство ВТБ не стало откладывать. Сегодня, оглядываясь назад, председатель правления ДО АО Банк ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло отмечает не только минусы, но и плюсы начала деятельности именно в тот момент: в отличие от казахстанских коллег, ВТБ не набрал рисков. В 2009 году банк входил в третью десятку БВУ по размеру активов, в нашем ренкинге по итогам III квартала 2019 года он занимает 18‑ю позицию, хотя по многим показателям на протяжении ряда лет входит в лидирующую десятку фининститутов. Например, в нынешнем ренкинге — по приросту активов и ссудного портфеля, кроме того, банк показал высокую динамику роста вкладов физических лиц и бизнеса — более 54% и 71% соответственно.

В интервью Expert Kazakhstan глава дочернего ВТБ, конечно, вспоминал историю банка, но больше говорил о его настоящем и планах на будущее.

Побочная линия стратегии

— Дмитрий Александрович, акционер в 2009 году ставил перед банком конкретные задачи — по росту активов, кредитного портфеля, прибыли?..

— Изначально у банка, возможно, и были какие-то амбиции войти в лидеры банковского сектора, но после первого кризиса в 2008 году, потом после второго в 2014–2016 годах банк пересмотрел свои приоритеты, и сегодня у нас нет задачи занять какую-то определенную долю рынка. Есть очень четкая цель — эффективность использования капитала. Показатели ROE и CIR — два наших базовых KPI. Смысл в том, что мы должны зарабатывать на капитал минимально приемлемый доход для акционера.

— Это определенная цифра?

— Конечно, по группе ВТБ в среднем доходность на капитал установлена на уровне 15%. Это хороший показатель по международным меркам. Мы его выдерживаем и работаем на его рост. Эффективность измеряется и с несколько других позиций: мы не должны «проедать» больше половины заработанных денег. На сегодняшний день это ключевые критерии, закрепленные в стратегии развития банка. Если при этом рано или поздно получается двигаться по рейтингу вверх — а мы действительно двигаемся — это просто побочный эффект нашей стратегии. Мы не преследуем цели войти в группу банков-лидеров, поэтому такая сдержанная динамика. Какой смысл быть очень большим банком и иметь скромный финансовый результат? Я считаю, главный критерий зрелости бизнеса — получать максимальную доходность на минимальный риск.

— В 2017 году банк принял стратегию развития до 2020 года. Значит, с нового года банк будет жить по новой стратегии. Не могли бы вы хотя бы в общих словах рассказать о ее содержании?

— Предыдущая стратегия олицетворяла собой радикальные перемены в банке, которые мы задумали. Мы искали новые каналы продаж, своего клиента, эффективный продуктовый ряд, востребованный именно в этих условиях. Одним словом, три года мы занимались полной перезагрузкой банка. И за это время полностью перестроили свои бизнес-процессы, обновили клиентскую базу, насколько это было возможно. Результаты говорят сами за себя: мы устойчиво входим в пятерку фининститутов по показателю эффективности на капитал, растем быстрее рынка в корпоративном кредитовании, в рознице. В абсолютных цифрах нам, конечно, до лидеров сектора далеко, но у нас и не было такой цели — догнать и перегнать. Следующая стратегия предусматривает качественное наполнение всего, что мы уже сделали, а сделали мы много. В следующие три года основная задача — поменять структуру прибыли, частично мы в этом преуспели. Вначале в основе прибыли у нас лежали результаты от крупного бизнеса, потом подключился МСБ, в нынешнем году мы надеемся нарастить прибыль от розницы. В будущем мы ожидаем, что структура будет меняться в сторону равноценности всех составляющих нашего бизнеса.

Деньги для лидеров

— У ВТБ высокий капитал, и все же крупные проекты требуют, очевидно, софинансирования со стороны материнского банка. Какой лимит предусмотрен на одного заемщика?

— По работе с крупным бизнесом мы однозначно входим в тройку лидеров. Здесь у нас уверенная позиция, и мы продолжим завоевывать новые горизонты. Мы обслуживаем ведущие группы крупного бизнеса, совершаем уникальные операции в силу размера группы: активно пользуемся европейскими и московским балансами. Общий лимит рисков группы ВТБ, принятый на Казахстан, около 4 миллиардов долларов.

— У нас есть заемщики, которые могут поглотить такую огромную сумму?

— Все крупные известные компании. Сейчас часто можно услышать, что нет хороших клиентов, кредитовать некого. Я бы не делал таких категоричных заявлений. Если выстраиваешь здоровые, стратегически долгие отношения, то волей-неволей банк для клиента и клиент для банка становятся взаимопрозрачными. Чем больше мы понимаем риск клиента, тем лучше наше взаимодействие. Мы как группа можем работать с действительно сложно структурируемыми рисками. Это лишь вопрос правильного структурирования сделки.

— Глава Банка ВТБ Андрей Костин недавно побывал в Казахстане и встретился с президентом Касым-Жомартом Токаевым и премьер-министром Аскаром Маминым…

— Для нас это был значимый визит с точки зрения принятия новой стратегии и подтверждения долгосрочного видения развития вместе с Республикой Казахстан. На эти встречи сразу отреагировали все наши крупные контрагенты и рейтинговые агентства, которые оценили визит как поддержку акционера. Рынок Казахстана оценивается как рынок номер один в СНГ в силу объема, в силу качества взаимодействия. Наш банк — важная точка роста в группе ВТБ.



 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Год в минус

На фоне сокращения производства и заморозки тарифов инвестпривлекательность электроэнергетики снижается

Спецвыпуск

«Зеленый» Костомар

Преимущественно угольная энергетика Казахстана в последние годы начинает меняться

Спецвыпуск

Обзор годовых отчетов-2019: новые вызовы

Требования к раскрытию информации растут по всему миру. И главным вызовом для казахстанских компаний становится отчетность по факторам ESG

Спецвыпуск

Айдабульский градус

Отечественного производителя алкоголя сдерживают высокие цены на энергоносители