Карты, деньги, якоря

За последние 10 лет в Казахстане создана современная комплексная система господдержки инвесторов в несырьевых секторах

Карты, деньги, якоря

Все страны мира борются за инвестиции, и успех каждого из участников этой гонки за капитал – в особенности развивающихся стран – во многом зависит от того, насколько эффективной является их государственная система привлечения инвестиций.

Казахстан начал выстраивать свою систему привлечения инвестиций на заре независимости. Однако в 1990-х эта деятельность была недостаточно эффективной из-за экономических проблем, связанных с дезинтеграцией экономик постсоветских стран, а также из-за сфокусированности правительства РК на приватизации одного сектора – нефтегазового.

В начале 2000-х, после принятия Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, обозначился тренд на развитие несырьевых секторов экономики, были созданы основные государственные финансовые институты развития. После запуска первого пятилетнего плана Госпрограммы индустриально-инновационного развития в 2010 году началось выстраивание комплексной многоуровневой системы повышения инвестпривлекательности и привлечения инвестиций. Появился такой инструмент, как Карта индустриализации, где были собраны все планируемые инвестпроекты. Ориентированная на промышленную политику, система включала в себя как финансовые, так и нефинансовые инструменты. К 2019 году в системе появился новый элемент – Международный финансовый центр “Астана” (МФЦА), структурно оформился Региональный инвестиционный хаб и появился интегратор – нацкомпания Kazakh Invest. 

Экспорт в обмен на низкие ставки

Финансовые меры поддержки несырьевых секторов неотрывно связаны с теми институтами развития, которые их осуществляют. Созданный в 2003 году Банк развития Казахстана кредитует крупные несырьевые проекты в приоритетных секторах экономики – обрабатывающей промышленности, энергетике, телекоммуникациях, транспорте и туристическом бизнесе. За последние 10 лет БРК стал больше кредитовать в тенге, увеличил пороговые значения проектов для кредитования, начал осваивать проектное финансирование. Нынешний портфель проектов БРК в несырьевых отраслях экономики – 1,5 трлн тенге – приближается к объему совокупного портфеля долгосрочных займов несырьевым отраслям всех коммерческих банков страны.

Инвестфонд Казахстана работает со сложными проектами, которые не были реализованы или испытывают проблемы на эксплуатационной фазе. Поддержку в экспортном страховании оказывает Kazakh Export. “Казына Капитал Менеджмент” готов входить в капитал фондов прямых инвестиций, которые вкладываются в перспективные отечественные компании. Венчурное финансирование обеспечивает QazTech Ventures. Казахстанский фонд подготовки проектов обеспечивает консалтинг проектов ГЧП. Не следует сбрасывать со счетов Фонд развития предпринимательства “Даму”, через который проходит поддержка в виде гарантирования и субсидирования ставок для МСБ. Это тоже элемент поддержки инвестора в местное производство.

Ключевым инструментом финансовых мер госполитики было субсидирование ставки, а также гарантирование части займа, и удлинение сроков кредитования. Количество госпрограмм в последние годы настолько увеличилось, что они стали конкурировать за заемщика уже даже не со стандартными ставками банков второго уровня, но между собой. 

В программе третьей пятилетки ГПИИР этот подход корректируется. Государство будет оказывать поддержку только тем компаниям, которые готовы обеспечить взамен рост экспорта и повышение технологической сложности экономики. “Экспортная дисциплина” была опробована в Южной Корее и дала отличные результаты – по уровню ВВП на душу населения (косвенный показатель производительности труда) корейцы в топ-30, по сложности экономики в ряду наиболее развитых индустриальных держав и входит в первую тройку вместе с Японией и Швейцарией.  

Пирамида поддержки инвестора

Нефинансовая поддержка включает два уровня – институциональный и инфраструктурный. На институциональном действуют структуры, обеспечивающие диалог между инвесторами и чиновниками. Президент страны возглавляет Совет иностранных инвесторов, премьер-министр является инвестиционным омбудсменом и главой координационного совета по привлечению инвестиций. Функции привлечения инвестиций возложены на Министерство иностранных дел, в структуре которого Комитет по инвестициям. На уровне акиматов работают специальные заместители акимов, отвечающие за привлечение инвестиций в регионы, и активно расширяется эко-система сопровождения инвесторов при получении необходимых государственных услуг, включающая в том числе центры обслуживания предпринимателей/инвесторов.  

Инфраструктурный уровень – это специальные экономические зоны (их на конец 2019 года действует 13 СЭЗ), а также индустриальные зоны, которые создаются на средства бюджета. В таких зонах подготовлены и бесплатно предоставляются площадки для строительства новых предприятий – проведены транспортные и инженерно-технические коммуникации. Преимущества СЭЗ –специальный правовой режим, участникам предоставляются долгосрочные налоговые и таможенные преференции (освобождение от корпоративного подоходного, земельного налогов и налога на имущество, пошлин).

Долгое время в этой системе не хватало связующего звена, интегратора. Эту роль теперь выполняет Kazakh Invest, который принял на себя функцию единого переговорщика от имени страны, и вместе с другими участниками системы на внешнем, центральном и местном уровнях взаимодействует с инвесторами по принципу “одного окна”. В списке других задач Kazakh Invest – вести переговоры, доводить до потенциальных инвесторов информацию о мерах господдержки, искать проекты и ниши с высоким инвестиционным потенциалом, структурировать проект, сопровождать его на стадии прединвестиционной и инвестиционной фаз, а также вести постинвестиционный мониторинг. В зоне ответственности Kazakh Invest систематизация проблем, с которыми сталкиваются инвесторы, и разработка предложений по совершенствованию инвестиционного климата в целом.

Комплексное применение мер финансовой и нефинансовой господдержки, а также развития институционального и инфраструктурного уровней системы привлечения инвестиций должны стимулировать приток иностранных инвестиций в несырьевые сектора. В плане Kazakh Invest привлечь в страну до 2027 года (последний плановый год актуальной стратегии нацкомпании) 91 ТНК и обеспечить реализацию 28 якорных проектов.

Статьи по теме:
Тема недели

От царства теней к диктатуре света

В борьбе с теневой экономикой в Казахстане намечается перелом. Его ощутят и бизнес, и общество

Казахстан

Преимущества развития ВИЭ в Казахстане

Банк развития Казахстана активно развивает проектное финансирование в ВИЭ

Спецвыпуск

Пора кредитовать

Качественный рост становится жизненно необходимым для банков