Качество управления бюджетом города Алматы: мнение эксперта

Меруерт Махмутова
Меруерт Махмутова

Директора Центра анализа общественных проблем (PPRC) Меруерт Махмутову, по ее словам, интересовал вопрос, как депутаты маслихата Алматы вовлечены в процесс принятия бюджета, понятен ли он им, насколько бюджет открыт, обсуждается ли, могут ли они вносить в него изменения и принимаются ли их замечания исполнительной властью. Бюджетные полномочия депутатов рассматривались как часть исследования эволюции полномочий депутатов маслихатов за годы независимости. Вопросы, касающиеся процесса принятия и обсуждения бюджета, отчетов по бюджету она разослала всем 37 депутатам маслихата Алматы по электронной почте. Но ответил на них всего один депутат. «Отсюда я делаю вывод: либо депутаты свою почту не открывают — за них это делают секретари, либо ничего в бюджете не понимают, либо до выборов не нуждаются в каналах связи с электоратом», — шутит г-жа Махмутова. Секретарь ревизионной комиссии маслихата, несмотря на то что выполняет свои обязанности на постоянной основе и более других вовлечен в бюджетные вопросы, сославшись на предстоящее упразднение комиссии, тоже уклонился от встречи с экспертом. Г-жа Махмутова отмечает, что депутатом-то он не перестал быть, даже если ревизионная комиссия упраздняется. Руководитель аппарата маслихата на пожелание эксперта принять участие в сессии маслихата по обсуждению бюджета пытался отговориться тем, что у них небольшое помещение. «Тут я ему сказала, что я много места не занимаю, — смеется эксперт. — Вот такой у нас «подпольный» маслихат», — заключает она.

«Качество управления местными бюджетами характеризуется прозрачностью и раскрытием информации, бюджетированием и финансовым планированием, планированием капиталовложений, управлением доходами и расходами, управлением долгом, управлением коммунальными предприятиями. В настоящее время все местные бюджеты, и город Алматы здесь не исключение, характеризуются низкой надежностью показателей, заложенных в первоначальном варианте бюджета», — разъясняет г-жа Махмутова. Директор PPRC комментирует финансы Алматы, пользуясь отчетом об исполнении бюджета за 2010 год, который был опубликован в газете «Вечерний Алматы».

— Доходная часть бюджета, утвержденная в конце декабря 2009 года — 150,9 млрд тенге. Учитывая ограничение газетной площади, здесь включены лишь два пересмотра бюджета в течение года, хотя их было больше. В результате исполнение доходов бюджета достигло 327 млрд тенге. Практически доходы бюджета выросли более чем в два раза: их первоначальный объем составляет лишь 46% от фактического. При этом налоговые поступления составляют 52% доходов бюджета: 170,9 млрд тенге. Как исполняется бюджет города? Только за счет трансфертов. Это общая проблема бюджетной политики: доходы местных бюджетов в значительной мере зависят от правительства и пополняются за счет трансфертов из республиканского бюджета. Тенденция централизации доходов идет с января 2002 года. Тогда корпоративный подоходный налог (КПН) забрали из областных бюджетов в республиканский. Предполагалось, что это поможет стабилизировать областные бюджеты. Централизация привела к тому, что сегодня даже такой богатый город, как Алматы, сидит на встречных бюджетных потоках. С одной стороны, город отдает правительству средства в виде бюджетных изъятий — в 2010 году почти 55 млрд тенге, с другой — принимает трансферты. Такие встречные бюджетные потоки не очень хорошо характеризуют качество местных финансов: Алматы не может рассчитывать только на свою доходную базу, без денег из центра многие программы развития оказались бы под вопросом. Вместе с тем Алматы является донором республиканского бюджета.

— Это равноценные суммы?

— По-разному. Например, в 2010 году большая сумма трансфертов в бюджет Алматы объясняется подготовкой к Азиаде и строительством спортивных объектов. Местный бюджет получил трансферты в объеме почти 126 млрд тенге. Часть — как целевые текущие трансферты, но большая часть — 105 млрд тенге — как целевые трансферты на развитие: строительство спортивных объектов, объектов электроэнергетики.

— На что идет бюджет города без трансфертов?

— На текущие расходы города: образование, здравоохранение, социальную защиту и другие.

— Кроме трансфертов у Алматы появился дополнительный источник доходов — выпуск облигаций. Насколько муниципальные облигации выгодны и нужны городу?

— Во всех странах займы являются одним из наиболее мощных инструментов финансирования деятельности органов местного самоуправления. Как правило, текущие расходы финансируются за счет текущих доходов, а капитальные инвестиции — благодаря займам, кредитам.

Стратегический план управления экономики и бюджетного планирования на 2011—2015 годы отмечает, что «будет профинансирован ряд проектов: развитие торгово-логистического центра, видеоконтроля транспортной системы, строительство ипотечного, арендного жилья и др.» Но нет деталей, кто конечные бенефициарии этих займов — коммунальные предприятия или бизнес-структуры, кому, сколько, под какой процент, каковы залоги или обеспечение и так далее. В этом же документе одной из задач отмечено «улучшение инвестиционного климата: показатель рейтинга Алматы на уровне BB+ (стабильный) ожидается до 2015 года». Стратегический план управления финансов не освещает вопросов займа, в анализе рисков не рассматривает риск дефолта.

Проблема в том, что в данный момент Астана и Алматы, которым разрешили выпускать долговые бумаги, не рейтингуются. Fitch отозвал рейтинги, заявив, что больше не рейтингует Астану и Алматы и не проводит по ним анализ. Качество управления местных финансов у нас не отвечает международным стандартам, которые подразумевают открытость и прозрачность бюджетов, стабильность доходной части, управление долговой политикой, ответственность по обязательствам. Думаю, что в этом причина отказа Fitch рейтинговать Алматы и Астану.

— Цель властей любого уровня — улучшение качества жизни своих граждан. Решает ли эту задачу экономика Алматы?

— Меня разочаровала «Программа развития города Алматы на 2011—2015 гг.», это пространный документ на 180 страницах обо всем. Для сравнения: читала план Обамы по обеспечению экономического роста и снижению дефицита бюджета США — всего на 80 страницах. Я люблю свой город, но Программа развития не показывает, что завтра Алматы станет стабильно развивающимся, открытым, безопасным городом с прекрасной инфраструктурой.

В Алматы инфраструктура электро-, тепло-, водоснабжения имеет очень высокую степень износа — до 80%. На этом бы и сосредоточиться: как модернизировать, реконструировать, сколько необходимо ресурсов, как их привлечь. Именно для этого важна грамотная долговая политика и качественное управление местным бюджетом.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее