Качество управления бюджетом города Алматы: мнение эксперта

Меруерт Махмутова
Меруерт Махмутова

Директора Центра анализа общественных проблем (PPRC) Меруерт Махмутову, по ее словам, интересовал вопрос, как депутаты маслихата Алматы вовлечены в процесс принятия бюджета, понятен ли он им, насколько бюджет открыт, обсуждается ли, могут ли они вносить в него изменения и принимаются ли их замечания исполнительной властью. Бюджетные полномочия депутатов рассматривались как часть исследования эволюции полномочий депутатов маслихатов за годы независимости. Вопросы, касающиеся процесса принятия и обсуждения бюджета, отчетов по бюджету она разослала всем 37 депутатам маслихата Алматы по электронной почте. Но ответил на них всего один депутат. «Отсюда я делаю вывод: либо депутаты свою почту не открывают — за них это делают секретари, либо ничего в бюджете не понимают, либо до выборов не нуждаются в каналах связи с электоратом», — шутит г-жа Махмутова. Секретарь ревизионной комиссии маслихата, несмотря на то что выполняет свои обязанности на постоянной основе и более других вовлечен в бюджетные вопросы, сославшись на предстоящее упразднение комиссии, тоже уклонился от встречи с экспертом. Г-жа Махмутова отмечает, что депутатом-то он не перестал быть, даже если ревизионная комиссия упраздняется. Руководитель аппарата маслихата на пожелание эксперта принять участие в сессии маслихата по обсуждению бюджета пытался отговориться тем, что у них небольшое помещение. «Тут я ему сказала, что я много места не занимаю, — смеется эксперт. — Вот такой у нас «подпольный» маслихат», — заключает она.

«Качество управления местными бюджетами характеризуется прозрачностью и раскрытием информации, бюджетированием и финансовым планированием, планированием капиталовложений, управлением доходами и расходами, управлением долгом, управлением коммунальными предприятиями. В настоящее время все местные бюджеты, и город Алматы здесь не исключение, характеризуются низкой надежностью показателей, заложенных в первоначальном варианте бюджета», — разъясняет г-жа Махмутова. Директор PPRC комментирует финансы Алматы, пользуясь отчетом об исполнении бюджета за 2010 год, который был опубликован в газете «Вечерний Алматы».

— Доходная часть бюджета, утвержденная в конце декабря 2009 года — 150,9 млрд тенге. Учитывая ограничение газетной площади, здесь включены лишь два пересмотра бюджета в течение года, хотя их было больше. В результате исполнение доходов бюджета достигло 327 млрд тенге. Практически доходы бюджета выросли более чем в два раза: их первоначальный объем составляет лишь 46% от фактического. При этом налоговые поступления составляют 52% доходов бюджета: 170,9 млрд тенге. Как исполняется бюджет города? Только за счет трансфертов. Это общая проблема бюджетной политики: доходы местных бюджетов в значительной мере зависят от правительства и пополняются за счет трансфертов из республиканского бюджета. Тенденция централизации доходов идет с января 2002 года. Тогда корпоративный подоходный налог (КПН) забрали из областных бюджетов в республиканский. Предполагалось, что это поможет стабилизировать областные бюджеты. Централизация привела к тому, что сегодня даже такой богатый город, как Алматы, сидит на встречных бюджетных потоках. С одной стороны, город отдает правительству средства в виде бюджетных изъятий — в 2010 году почти 55 млрд тенге, с другой — принимает трансферты. Такие встречные бюджетные потоки не очень хорошо характеризуют качество местных финансов: Алматы не может рассчитывать только на свою доходную базу, без денег из центра многие программы развития оказались бы под вопросом. Вместе с тем Алматы является донором республиканского бюджета.

— Это равноценные суммы?

— По-разному. Например, в 2010 году большая сумма трансфертов в бюджет Алматы объясняется подготовкой к Азиаде и строительством спортивных объектов. Местный бюджет получил трансферты в объеме почти 126 млрд тенге. Часть — как целевые текущие трансферты, но большая часть — 105 млрд тенге — как целевые трансферты на развитие: строительство спортивных объектов, объектов электроэнергетики.

— На что идет бюджет города без трансфертов?

— На текущие расходы города: образование, здравоохранение, социальную защиту и другие.

— Кроме трансфертов у Алматы появился дополнительный источник доходов — выпуск облигаций. Насколько муниципальные облигации выгодны и нужны городу?

— Во всех странах займы являются одним из наиболее мощных инструментов финансирования деятельности органов местного самоуправления. Как правило, текущие расходы финансируются за счет текущих доходов, а капитальные инвестиции — благодаря займам, кредитам.

Стратегический план управления экономики и бюджетного планирования на 2011—2015 годы отмечает, что «будет профинансирован ряд проектов: развитие торгово-логистического центра, видеоконтроля транспортной системы, строительство ипотечного, арендного жилья и др.» Но нет деталей, кто конечные бенефициарии этих займов — коммунальные предприятия или бизнес-структуры, кому, сколько, под какой процент, каковы залоги или обеспечение и так далее. В этом же документе одной из задач отмечено «улучшение инвестиционного климата: показатель рейтинга Алматы на уровне BB+ (стабильный) ожидается до 2015 года». Стратегический план управления финансов не освещает вопросов займа, в анализе рисков не рассматривает риск дефолта.

Проблема в том, что в данный момент Астана и Алматы, которым разрешили выпускать долговые бумаги, не рейтингуются. Fitch отозвал рейтинги, заявив, что больше не рейтингует Астану и Алматы и не проводит по ним анализ. Качество управления местных финансов у нас не отвечает международным стандартам, которые подразумевают открытость и прозрачность бюджетов, стабильность доходной части, управление долговой политикой, ответственность по обязательствам. Думаю, что в этом причина отказа Fitch рейтинговать Алматы и Астану.

— Цель властей любого уровня — улучшение качества жизни своих граждан. Решает ли эту задачу экономика Алматы?

— Меня разочаровала «Программа развития города Алматы на 2011—2015 гг.», это пространный документ на 180 страницах обо всем. Для сравнения: читала план Обамы по обеспечению экономического роста и снижению дефицита бюджета США — всего на 80 страницах. Я люблю свой город, но Программа развития не показывает, что завтра Алматы станет стабильно развивающимся, открытым, безопасным городом с прекрасной инфраструктурой.

В Алматы инфраструктура электро-, тепло-, водоснабжения имеет очень высокую степень износа — до 80%. На этом бы и сосредоточиться: как модернизировать, реконструировать, сколько необходимо ресурсов, как их привлечь. Именно для этого важна грамотная долговая политика и качественное управление местным бюджетом.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности