Сделать кинорынок открытым и прозрачным

Наш кинорынок нуждается в единой системе отчетности, развитии ко-продукции и рибейта, продвижении национального кино в регионах и на международном рынке

Сделать кинорынок открытым и прозрачным

Известный казахстанский кинопродюсер Гульнара Сарсенова недавно возглавила новую для казахстанского кинорынка структуру — Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК), учредителем которого выступило Министерство культуры и спорта РК. С принятием в Казахстане в начале этого года закона «О кино», направленного на эффективное развитие отечественной киноотрасли, казахстанский кинематограф решили вывести на новый уровень и сделать высокотехнологическим видом искусства. В министерстве посчитали, что будет лучше, если развитие современной киноиндустрии будет курировать отдельная госструктура, основные задачи которой заключаются в поддержке отечественной кинематографии и повышении ее конкурентоспособности - финансирование и мониторинг кинопроектов, соответствующих национальным интересам, привлечение инвестиций в сферу кино, кинопрокат национальных фильмов и многое другое. 

Серый рынок и комедии

— Гульнара Болатовна какие тенденции преобладают на отечественном кинорынке?

— На сегодняшний день, казахстанский кинорынок сильно отстает в развитии от рынков других стран. В нашей стране долгое время не было отдельного Закона «О кино», до сих пор нет единой информационной системы, так называемого «единого кинобилета». В результате в Казахстане сложился стихийный кинорынок, который необходимо сделать цивилизованным, открытым и прозрачным. Это в свою очередь обеспечит приток больших инвестиций в наш сегмент.

Картина происходящего сегодня в киноотрасли в цифрах: в настоящее время в Казахстане снимают порядка 70 фильмов в год. Большую часть из них – на частные средства. Отмечу, что в прошлом году картины отечественного производства поставили своеобразный рекорд – в прокате было показано 44 фильма, что в два раза больше, чем в предыдущем году. Из указанных 44 фильмов, только 20 процентов были сняты с участием государства. Кассовые сборы в 2018 году по всем фильмам – и казахстанским, и зарубежным – достигли 19 миллиардов тенге.

Опять же, это серые цифры. Мы не видим полную картину, у нас абсолютно непрозрачный рынок. Только 40 процентов прокатчиков имеют электронные кассы, и мы не можем посмотреть количество посещений, градацию и так далее. Отсюда можно сделать вывод, что кинобизнес в Казахстане находится в зарождающемся состоянии. Сегодня все стараются побыстрее что-то «урвать», заработать, особенно бизнесмены, которые приходят в кино. Но сейчас начался процесс становления, потом будет процесс обучения, анализа и понимания того, что не все можно сделать сразу легко и правильно.

Что касается доли национальных фильмов в общем объеме картин казахстанского производства – в прошлом году этот показатель составил лишь 4,6 процента от всего кинопроката. Для сравнения: во Франции эта цифра равна 53, в России – 15 процентов. Оптимальный в современных реалиях достижимый показатель Казахстана должен составлять 20-30 процентов, и эти цифры взяты на вооружение в Государственном центре поддержки национального кино.

Из положительных тенденций последних лет можно назвать очевидное повышение зрительского интереса к отечественным картинам. Как следствие повышения спроса, сформировалось более широкое предложение, но, к сожалению, на сегодня, представленное преимущественно комедийным жанром. 

— Почему предпочтение отдается именно комедии?

— Это естественно, что люди любят комедии. Но самый популярный жанр в кино на самом деле – это фильмы ужасов. Они лидеры в мировом прокате, потому что молодежь любит пощекотать себе нервы, получив дополнительный адреналин. А подавляющее большинство кинозрителей — это молодежь. Второе место занимают фильмы-фэнтези, третье – комедии, далее идут боевики, мелодрамы и драмы.

На мой взгляд, комедию снимать сложнее всего. Но классическая кинокомедия и наша казахстанская комедия — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. У нас в основном снимают комедии на уровне квновских шуток и критики общества. А настоящая комедия – это критика человеческих недостатков. Также сложно снимать и мелодрамы. У нас пока учатся это делать.

К слову, о талантах казахстанских кинодеятелей и в целом позитивных продвижений на рынке кино. Совсем недавно в Казахстане заработала универсальная платформа Etalents.pro, которая объединит всех участников отечественной киноиндустрии. Создана единая площадка, где казахстанские актеры, как начинающие, так и уже именитые, смогут рассказать кастинг-директорам о своем таланте, а режиссерам и продюсерам будет проще сформировать опытную съемочную группу. Показательным и полезным для авторов Etalents.pro стал опыт российских коллег, работавших над проектом «Кинолифт». Как отметила идейный вдохновитель этой платформы Елизавета Шмакова, им понадобилось порядка двух с половиной лет, чтобы сервис полноценно заработал, стал узнаваемым и по-настоящему полезным. Примерно столько же времени, по нашим прогнозам, понадобится для продвижения казахстанской платформы на мировом кинорынке. 

После ко-продукции - рибейт

— Учитывая, что качество отечественных фильмов по-прежнему оставляет желать лучшего, по каким критериям фильму будет присваиваться статус национального?

— Уже определен ряд требований, как к идеологии национального фильма, так и к его качеству. Предполагается, что этот статус будут получать картины, созданные на высоком художественном уровне, раскрывающие в полной мере проблемы казахстанского общества, служащие государственным интересам, а также узнаваемости Казахстана через искусство кино. При этом фильм, снятый совместно с иностранными кинематографическими организациями, также может быть признан национальным. Разработать, изучить и проконтролировать соответствие каждой картины установленным правилам – задача нашего центра.

Мы также будем поддерживать не только наше казахстанское производство. Я за то, чтобы у нас была хорошо развита ко-продукция с другими странами. Я на протяжении 15 лет работаю с зарубежными партнерами и уже давно поняла, что на нашем внутреннем рынке деньги и известность даже на хороших фильмах не заработаешь, ведь в Казахстане небольшая зрительская аудитория, которая составляет всего 20-25 процентов от населения нашей страны. Поэтому я работала в ко-продукции и вижу перспективы этого направления в коммерческом плане. Ведь даже если мы делаем ко-продукцию с российскими партнерами, то при прокате в России мы получим гораздо больше доходов, чем при внутреннем прокате в Казахстане.

У нас для производства мало-мальски прибыльной картины нужно потратить не более 200 тысяч долларов. Для конкурентоспособности такого фильма на международном рынке, это очень маленький бюджет. Однако на сегодняшний день на казахстанском кинорынке чаще всего прибегают именно к таким суммам и такой практике. 

— Можно ли уже охарактеризовать деятельность киноцентра? В каких направлениях она будет протекать, чтобы улучшить отечественное кинопроизводство?

— В июне предыдущим составом Госцентра был проведен первый питчинг проектов. В результате 18 фильмов получат государственное финансирование. Есть несколько фильмов в совместном производстве — это Россия, Франция, Испания. В конце октября мы завершим второй прием заявок на отбор кинопроектов для оказания государственной финансовой поддержки. С ноября, в течение месяца, будут рассматриваться и анализироваться поступившие работы экспертным советом. Киноцентр также в обязательном порядке будет мониторить процесс кинопроизводства, на который уже выделено государственное финансирование.

Другое важное направление — возврат части денег, потраченных иностранными кинокомпаниями на территории Казахстана, так называемый «рибейт». Если зарубежные кинематографисты планируют съемки на территории Казахстана, государство, в лице ГЦПНК, готово возвратить им до трети потраченных средств на производство. Это большая мотивация для того, чтобы иностранные киностудии начали снимать свои фильмы в Казахстане. И заинтересованность здесь обоюдная. Зарубежные кинодеятели не только будут оставлять свыше 70 процентов средств в нашей стране, но и будут привлекать и трудоустраивать казахстанские съемочные группы.

Детальнее о правилах финансирования. 20 процентов от проката национальных фильмов будут уходить в ГЦПНК для дальнейшего развития и финансирования проектов. Ожидается, что уже в этом году доходы в бюджет центра принесут три профинансированных структурой картины. 80 процентов забирает продюсер для дальнейшего развития своей компании и других насущных вопросов кинопроизводства.

Важным направлением в работе центра станет международное продвижение. В планах создание национальной кинокомиссии, которая войдет в число других кинокомиссий мира и станет частью сообщества, оказывающего большое влияние на формирование и развитие международного кинорынка.

Статьи по теме:
Тема недели

От царства теней к диктатуре света

В борьбе с теневой экономикой в Казахстане намечается перелом. Его ощутят и бизнес, и общество

Казахстан

Преимущества развития ВИЭ в Казахстане

Банк развития Казахстана активно развивает проектное финансирование в ВИЭ

Спецвыпуск

Пора кредитовать

Качественный рост становится жизненно необходимым для банков