Ферма-автомат

Terrapoint помогает аграриям от стадии планирования до сбора урожая. Компания уже применяет свои технологии на 400 тыс. га сельхозугодий

Ферма-автомат

Цифровизация агропромышленного комплекса проговаривается Министерством сельского хозяйства РК как минимум два года. Правительство выбрало два направления: осуществление мониторинга использования земельных ресурсов и внедрение технологии точного земледелия. Осенью 2018 года МСХ, во главе которого тогда был Умирзак Шукеев, была презентована программа «E-АПК». Г-н Шукеев говорил о том, что по программе до 2022 года планируется создать не менее 20 цифровых ферм и 4000 продвинутых ферм. Кроме того, в рамках программы планируется полностью автоматизировать процессы в растениеводстве от GPS-трекинга до дифференцированного внесения семян и удобрений. Денис Хоменко, руководитель проекта Terrapoint, занимается этим еще с 2016 года — сегодня за технологичными услугами к нему обращаются не только отечественные аграрии, запросы поступают и из Белоруссии, и из России.

Поступательное движение

Основатель проекта Денис Хоменко с сельским хозяйством знаком давно: первое образование он получил в Акмолинском аграрном университете им. С. Сейфуллина по специальности механизация сельского хозяйства. Параллельно учебе г-н Хоменко активно практиковался — участвовал в посевных и уборочных кампаниях. Как говорит собеседник, тогда он получил стимул для того, чтобы продолжить работать в аграрной тематике. В семье Хоменко все были так или иначе связаны с сельским хозяйством. Денис родом с Северного Казахстана, где сельское хозяйство — один из немногих способов зарабатывать хорошие деньги. Вскоре после учебы он устроился на работу инженером в компанию по обслуживанию сельскохозяйственной техники. От «работы руками» Денис Хоменко в 2006 году ушел в сферу продаж сельхоз- и строительной техники в крупную компанию «БДА Холдинг», а через четыре года он стал директором «КазСпецМаша». Спустя еще три года, набравшись опыта, он решил организовывать поставку и продажу сельхозтехники и оборудования самостоятельно — вот карьера главы Terrapoint до запуска стартапа.

В сферу цифровизации АПК Денис Хоменко пришел после того, как понял, что аграриям требуется все больше новых технологий. «Все само сложилось. В период с 2006 по 2015 год рынок Казахстана требовал технологий, парк нужно было обновлять, и на это был спрос. Хотя крестьянские и фермерские хозяйства все же обновили парк техники, многие не смогли успешно диверсифицировать производство. Требовались более новые технологии, а также повышение производительности существующего оборудования», — объясняет г-н Хоменко.

Первые шаги он начал с того, что предложил аграриям возможность установки камер видеонаблюдения с удаленным доступом. На начальном этапе для АПК это был отличный инструмент, поскольку, кроме мониторинга состояния полей, можно было предотвратить случаи вывоза дизельного топлива, химических удобрений (раньше они вывозились не только комбайнами, но и грузовиками) с крупных площадей сельхозкомпаний. Проблему доступа к интернету удалось решить переговорами с «Казахтелекомом», провайдерами мобильной связи, а также посредством установки радиомостов.

«Таким образом, мы установили систему на большую площадь агрохолдинга в Северном Казахстане, параллельно с этим предложили обслуживание элеваторов и автоматизацию», — рассказывает собеседник. Строительство и эксплуатация элеватора, в принципе, подразумевают крупные затраты с долгим сроком окупаемости — зернохранилища выгодно строить только крупным агрохолдингам. Проблема казахстанских зернохранилищ, как рассказывает г-н Хоменко, в том, что на каждом этапе работы (от очистки до сушки) используется оборудование разных производителей.

Однако технолога, который бы регулировал каждый процесс, нет, механизмы работы элеваторов не привязаны к единой сети, каждый работает от разного пульта управления, кроме того, мало где есть автоматизированная защита. «Поэтому мы предложили автоматизировать элеватор: выкинули все старое, собрали все шкафы управления и написали программу, создали единый центр управления. В селе Степное Северо-Казахстанской области и был наш первый опыт автоматизации элеваторов», — говорит Денис Хоменко.

Облако технологичных услуг

Личных средств в развитие стартапа г-н Хоменко не вкладывал, все расходы Terrapoint закрывались за счет оплаты поступивших заказов, а штат работников на первых порах набирался из добровольцев. Начиная с удаленного видеонаблюдения, компания выросла в генератор новых технологичных идей в АПК. Сегодня они предоставляют услуги по автоматизации и модернизации элеваторов (приемка, очистка, сушка, переработка и хранение зерна), устанавливают системы термометрии, вводят в производство технологии мониторинга и контроля транспорта для учета движения зерна, устанавливают круглосуточное удаленное видеонаблюдение, поставляют беспилотные летательные аппараты для создания NDVI-снимков (анализ индекса вегетации), настраивают автопилоты и параллельное вождение сельхозтехники. В компании работает 13 человек, не считая сезонных работников (механизаторов, специалистов по установке оборудования), и фактически они могут построить автоматизированную экосистему на любом агрокомплексе, минимизируя влияние человеческого фактора.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО TERRAPOINT

«Мы пробовали много направлений деятельности, и чем сейчас отличаемся от других компаний на рынке СНГ, так это тем, что предлагаем все комплексно и в одном окне. Все наши системы связаны между собой. Мы не узкоспециализированы, у нас весь набор предложений: от планирования урожая и посева до уборки и контроля за качеством зерна», — объясняет Денис Хоменко.

Однако собеседник все же считает, что темпы роста компании замедляются за счет, во-первых, кадрового дефицита и, во-вторых, платежеспособности аграриев. «Основная проблема заключается в том, что как на местах, например, тяжело найти механизаторов, так и нам трудно найти толковых программистов. Если они и появляются, то сразу уезжают в США, Канаду, Германию. Мы стараемся привлекать их интересными проектами и хорошей зарплатой», — рассказывает г-н Хоменко. Проблема с оплатой, как считает собеседник, заключается в том, что сельское хозяйство для правительства всегда считалось убыточным и бесперспективным.

Сельское хозяйство может развиваться быстрее, если государство подойдет к цифровизации более комплексно, учитывая финансовую часть (субсидирование, гранты и т.д.). «Как таковой поддержки от государства мы не получаем, однако есть такие проекты, которые финансирует Европейский банк реконструкции и развития. Например, один из наших проектов под Астаной — крупный элеватор на 40 тысяч тонн. Там мы задействованы как консультанты — пишем им программу по автоматизации и управлению. Часть затрат на наши услуги им возместят», — утверждает собеседник.

Ежегодно МСХ инициирует проведение деловых игр. Первая игра Neo Nomad была проведена в начале 2018 года. Формат игр предполагает живое участие сельхозтоваропроизводителей, поставщиков оборудования и представителей местных органов власти в процессе экономического моделирования цифровизации агропредприятия. Terrapoint — один из организаторов этих игр, проводит их в СКО, Павлодарской области и других регионах. Такие встречи помогают компании г-на Хоменко находить новых клиентов и новые заказы, а аграриям — новые технологии. Также Terrapoint помогает размещение в международном технопарке IT-стартапов Astana Hub, польза в основном от привлечения новых инвестиций, а также освобождения от ряда налогов (КПН — 0%, ИПН — 0%, НДС — 0%). «Налоговые поблажки — это здорово, и в конце концов в хабе всегда можно узнать о новых веяниях. Создан чат общий, где участники делятся идеями и новшествами», — объясняет собеседник.

Технологии и траектория

О больших доходах проекта пока говорить не приходится. В Terrapoint используют самую качественную и надежную технику от европейских производителей, а технологии, которые они предоставляют, создают сами (пишут программы, строят экосистемы). На все это уходят большие средства, кроме того, компания публикует аналитические обзоры отрасли, дает анализ предприятиям, чтобы показать, какие бизнес-процессы можно внедрить, где можно скорректировать ситуацию и направить в нужное русло. Поскольку Terrapoint не работает по принципу коробочного продукта, затраты возникают на каждом шагу. Тем более что компания ведет круглосуточный контакт с заказчиками, ведь системы, которые они ставят, не автоматические, а автоматизированные — важно присутствие человека.

Однако новые продукты компании несут большой потенциал. Например, AgroMixer — автоматический мобильный дозатор средств защиты растений. Как говорит Денис Хоменко, аналогов продукту в Казахстане нет, в России есть что-то подобное, но с меньшим функционалом. Задумка нового продукта появилась в прошлом году, когда стартапер понял, что Terrapoint «закрыл» почти все направления, кроме химического. «Химия используется в сельском хозяйстве в последнее время все интенсивнее. Это порядка 40–50 процентов себестоимости продукции. Мелкие хозяйства и крестьяне эту химию покупали с рук, а теневой оборот очень большой — мы решили перекрыть эту возможность», — объясняет г-н Хоменко. AgroMixer с точностью может рассчитать, сколько граммов химудобрений потребуется на определенную площадь — это позволит крупным холдингам знать фиксированные объемы удобрений и не позволит покупать мелким фермерам излишки химии с рук.

В планах Дениса Хоменко — развивать линию программных продуктов, расширять линейку услуг по части цифровизации в сельском хозяйстве, а также наращивать экспортный потенциал. Последние годы Terrapoint участвует на международных конференциях и выставках, например, в Международной отраслевой конференции «АгроУправление» в Белгороде. Такие ивенты помогают находить клиентов из-за рубежа, например, недавно у компании появился клиент из Белоруссии, кроме того, сейчас ведутся переговоры с российскими аграриями. В будущее компания Terrapoint смотрит с энтузиазмом — главное, увеличить покрытие казахстанских сельхозплощадей, а уже после — выйти на рынок СНГ. «В первую очередь нужно оснастить отечественные компании технологиями для ведения учета, далее — выход на ближнее и дальнее зарубежье, будем конкурировать там», — планирует г-н Хоменко.

Статьи по теме:
Общество

Вкусный этноцентризм

Почему казахскость стала центральным объектом популярной музыки на государственном языке?

Экономика и финансы

Без сюрпризов

Ренкинг 500 самых крупных компаний показал высокую концентрацию бизнеса: на 50 предприятий приходится почти 95% совокупной прибыли

Казахстан

Экспорт в приоритете

Свыше 55% произведенных аккумуляторов талдыкорганского «Кайнар-АКБ» экспортированы за рубеж

Казахстанский бизнес

Акимат на полосе

Развитие региональных аэропортов теперь проблема местных властей