Делим вершки и корешки

Профиты от борьбы с “серым” импортом и теневой экономике получает государство, а издержки несет бизнес

Делим вершки и корешки

Очередная тема номера в журнале Expert Kazakhstan – повышение нагрузки на бизнес, которое редакция увидела в нескольких решениях – о введении дополнительного 5-процентного взноса от зарплаты в ЕНПФ, повышении взносов в ФСМС, а также в новых требованиях к бизнесу, касающихся маркировки товаров, утилизационного сбора и онлайн-ККМ. Все эти новации вступили или вступают в силу на границе 2019 и 2020 годов. 

Сдача номера в печать произошла за несколько дней до послания президента Касым-Жомарта Токаева, в котором глава государства сообщил о решении перенести ввод 5-процентного платежа на 2023 год. Однако существенно ситуацию это не изменило: требования к бизнесу пока не отнимали, да и со взносами в ФСМС ни о каких более мягких переходных периодах объявлено не было.  

Целью нашего материала было оценить масштаб и влияние новаций на отечественный МСБ и бизнес-климат в целом. В материале, предваряющем обзор на сайте журнала на вопросы Expert Kazakhstan отвечает заместитель председателя правления НПП “Атамекен” Евгений Больгерт.  Напомним, НПП призвана защищать интересы бизнеса и выполнять роль единого переговорщика с государством от лица предпринимателей. 

– Каково приблизительное количество казахстанских компаний, которых коснутся данные изменения? 

– Внедрение онлайн-ККМ коснется всех предпринимателей. Это обязательное законодательное требование с 1 января 2020 года. Если говорить о требовании по обязательной маркировке товаров, то сегодня оно распространяется только на предпринимателей, занимающейся реализацией изделий из натурального меха. На сегодняшний день в системе маркировки меховых изделий зарегистрировано около 1000 компаний.

В целом, маркировка коснулась еще четырех групп товаров: табак, обувь, лекарственные средства и алкоголь. По всем этим группам товаров в настоящее время проводятся пилотные проекты.

В случае введения обязательной маркировки на данные товарные позиции маркировка коснется более 65 тысяч субъектов предпринимательства. При введении обязательной маркировки требование маркировать товар будет распространяться на производителей, импортеров, магазины, реализующие алкогольную и табачную продукцию (около 50 тысяч), аптеки (около 9 тысяч) и розничные точки реализации обуви. 

Что во внедрении нормы по онлайн-ККМ и требований по маркировке наиболее критично с вашей точки зрения? 

– Первоочередной задачей при введении маркировки товаров должно быть исключение нагрузки на бизнес, усложнения процедур торговли и условий предпринимательской деятельности. Для производителей табачной отрасли, фарминдустрии и алкогольной продукции остро стоит вопрос приобретения маркировочного оборудования, которое должно быть внедрено в производственную линейку. Стоимость такого оборудования, по разным оценкам, колеблется от 50 до 200 тысяч евро и это только на одну производственную линию. К примеру, при производстве лекарственных средств, используется от 2 до 10 производственных линий. Соответственно расходы на приобретение и установку оборудования будут существенно выше.

Кроме того, существует риск ограничения торговли при возможных сбоях информационной системы маркировки. С аналогичными проблемами предприниматели уже столкнулись при маркировке меховых изделий. Из-за отсутствия интеграции системы маркировки с сопутствующими системами существенно увеличивались сроки получения контрольных знаков, что, в конечном итоге, влияет на своевременную торговлю с учетом сезонности продаж меховых изделий. 

– Насколько в среднем увеличатся издержки бизнеса в связи с введением новых норм?

– Посчитать издержки бизнеса при введении обязательной маркировки сейчас не представляется возможным ввиду того, что не разработана методика определения стоимости кода маркировки. Согласно действующему законодательству предельная стоимость кода маркировки устанавливается правительством Казахстана согласно предложениям уполномоченных государственных органов. Таким образом, законодательно закреплен отраслевой подход определения стоимости кода. Другими словами, в каждой отрасли, в зависимости от товаров, будет определяться своя цена кода маркировки одной единицы товара. Стоимость кода будет определяться в соответствии с методикой, разработкой которой занимается уполномоченный государственный орган в лице Министерства торговли и интеграции.

Уже сейчас можно говорить об издержках производителей и крупных импортеров на установку маркировочного оборудования и оплату стоимости кодов, туда же включаются расходы, связанные с настройкой оборудования, интеграцией и доработкой информационных систем. Отдельно будут рассчитываться расходы дистрибьюторов и розничных сетей, ввиду того, что маркировка преследует цель прослеживать товар до вывода его из оборота путем продажи в розничной сети и для этого потребуется приобретение считывателей кодов маркировки.

Важно отметить, что Нацпалата настояла на том, чтобы до введения обязательной маркировки проводились пилотные проекты, которые позволят оценить уровень влияния введения маркировки на предпринимательскую деятельность. И в рамках пилотных проектов участие бизнеса добровольное и оборудование предоставляется бесплатно на период проведения пилота.     

– Как следует действовать властям, чтобы снизить негативное влияние на бизнес?

– Нацпалата изначально выступала за взвешенный подход при введении обязательной маркировки товаров. По предложению палаты в Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС включен пункт, согласно которому решение о введении маркировки товаров в ЕАЭС должно приниматься на основании развернутого обоснования о необходимости, включающего в себя анализ целесообразности введения маркировки товаров (включая сведения о результатах, ожидаемых государством-членом от введения маркировки, указание основных потребителей или групп потребителей таких товаров), информации о влиянии введения маркировки на условия ведения бизнеса (включая имеющиеся сведения о возможных затратах юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, соотношение цены товара и стоимости средства идентификации), наличии технологической возможности маркировки таких товаров, а также информации о действующих в отношении таких товаров иных систем контроля за оборотом товаров.

Немаловажным аспектом введения маркировки является предоставление мер государственной поддержки на закуп дорогостоящего оборудования. Здесь важно помнить о том, что маркировка направлена на борьбу с «серым» импортом и контрафактной продукцией. И в этой борьбе, при введении обязательной маркировки, в первую очередь выигрывает государство, получая дополнительные налоговые поступления в бюджет. А издержки несет бизнес, поэтому очень важно оказывать бизнесу всестороннюю поддержку при введении обязательной маркировки. 

Статьи по теме:
Общество

Шаги в пропасть

Коротко о детской реабилитации в Казахстане: слов и программ много, нет главного — реальной помощи детям

Экономика и финансы

Выпроводить по одежке

Национальный банк намерен ограничить потребительское кредитование: если доходы заемщика меньше официального прожиточного минимума, банк откажет ему в кредите

Казахстанский бизнес

Антикризисная реакция

«Казатомпром» пытается воздействовать на мировые цены и улучшать внутренние бизнес-процессы

Тема недели

Эффект Нур-Султана

Новая система привлечения инвестиций выглядит вполне рабочей. Но слабые институты могут свести ее эффективность к нулю