Кто ответит за развод?

Стране необходима скоординированная политика в области защиты и охраны прав детей, родительства и семьи

Кто ответит за развод?

На пути в топ-30 наиболее развитых стран мира Казахстан пока не блещет успехами в экономике, зато то и дело оказывается в списке лидеров мировых рейтингов по таким печальным показателям, как уровень молодежных суицидов и разводов. При всем внимании государственных органов к проблеме эффективность их работы нельзя назвать высокой. Наличие разрозненных по задачам органов, отсутствие у них согласованности действий затрудняет решение проблем института семьи на государственном уровне, считает эксперт проекта «Открытие Центров ресурсной поддержки семьи при семейных судах “Бакытты отбасы”» Зайда Нурабаева.

Девятые по разводам

Журнал Economist регулярно включает Казахстан в первую десятку стран мира по количеству разводов. Причем рост доли расторгнутых браков происходит на фоне увеличения количества заключенных. По данным Economist за 2015 год, Казахстан по числу браков опережал другие страны и занимал 9‑е место с показателем 9,7 на 1 тыс. человек. А вот по количеству разводов у республики в 2015 году была 10‑я позиция с показателем 2,7 на тысячу человек. На первом месте по числу разводов — 5,3 на 1 тыс. — оказался остров Гуам (США), на втором — Россия, ее показатель — 4,7. Беларусь занимает третье место с показателем 4,1. Соседний с Казахстаном Кыргызстан в этом списке занимает 48‑е место. В этой стране показатель разводов составляет 1,7 в расчете на тысячу человек. В Китае этот показатель равен 1,8.

С 2000 года по 2015‑й в Кыргызстане число браков выросло в 2,2 раза, число разводов увеличилось в 1,6 раза. По данным Нацстаткомитета КР, почти каждый шестой союз распадается. При этом в городах разводов в три раза больше, чем в селе. В Узбекистане в течение 2017 года развелись 32 тыс. пар, из которых 58% прожили в браке от года до восьми лет, по данным Министерства юстиции Узбекистана, это на 8% больше, чем в 2016 году.

В РФ уровень разводов с 2010 по 2018 год увеличился с 53 до 68%. Причем в России за последние три года рост числа разводов наблюдался на фоне уменьшения количества регистрации браков. В Казахстане, по официальным данным, в этот же период также произошел рост общего количества разводов на 32%: с 41,6 тыс. разводов в 2010‑м до 54,8 тыс. в 2018 году. Отношение разводов к бракам составило в 2018 году 40%: на 137,8 тыс. браков пришлось 54,8 тыс. разводов. Число разводов на тысячу человек выросло с 2,55 до 3,00. Если судить по количеству разводов, институт брака сегодня так же слаб, как в кризисные девяностые (см. график).

Что касается западных стран, то в последние годы все больше супружеских пар разводятся в Португалии. Если взять за основу 100 зарегистрированных пар, то около 67 из них распадаются. Практически такой же показатель, 62–65, у Испании, Чехии и Венгрии. В этих странах зачастую основной причиной прекращения отношений становится измена одного из супругов. В таких европейских странах, как Германия, Финляндия, Италия и Норвегия, бракоразводные процессы происходят в 25–40 случаях на сотню.

В восточных странах, где доминирует ислам, статистика разводов не выше 22%. Это объясняется особенностью заключения мусульманских союзов, которые благословляются муллой в мечети, а не регистрируются в госорганах. Разводы происходят в устной форме, достаточно согласия партнеров, и тоже без официальной регистрации.

В Казахстане, как и во всех странах бывшего СССР, не было уполномоченного госоргана по вопросам семьи и детей

По мнению г-жи Нурабаевой, основными причинами разводов в Казахстане, как и в других странах СНГ, являются отсутствие глубоких отношений, недостаток общения и взаимопонимания внутри семьи, насилие в семье, сексуальная неудовлетворенность, эгоизм, неумение признавать свои ошибки, а также отсутствие семейных ценностей. Далее идут брак по расчету, неготовность к браку, различного рода зависимости (алкогольная, интернет и прочее), проблемы социально-экономического плана, влияние родителей или других родственников на семейную жизнь, измена, отсутствие детей в браке, различие в социальных статусах и расхождения во взглядах на религию.

Кроме этого, специалист выделяет такие обстоятельства, влияющие на семейные отношения, как несовершенство действующего семейного законодательства; низкий уровень жизни населения; растущая численность городского населения и снижение численности сельского населения; изменение финансового статуса женщин и мужчин — у предприимчивых и образованных казахских девушек появилось больше возможностей.

Следует заметить, что государства с высоким уровнем развития меньше подвержены распаду семей. Там, где жизнь людей на уровень ниже, разводы встречаются чаще. Это объясняется тем, что семейная пара не может сохраниться в обществе с низким уровнем жизни и обеспечить достойное существование своим детям, подчеркивает специалист.

Разводы и госполитика

Как реагирует на это государство? Неправительственные организации утверждают, что недостаточно эффективно. «Нескоординированная работа в рамках госорганов, реализующих функции, опосредованно связанные с детьми, семьей, их защитой, отсутствие у них реальных полномочий и рычагов воздействия является проблемой не только Казахстана, но и других стран СНГ. Например, комитет по защите прав ребенка находится под юрисдикцией Министерства образования и науки и, естественно, выполняет большей частью задачи в области образования. А уполномоченный по правам ребенка при его правовом статусе — номинальная единица», — отмечает Зайда Нурабаева.

В Казахстане, как и во всех странах бывшего СССР, не было уполномоченного госоргана по вопросам семьи и детей. Эти функции были возложены фактически на созданные в первые годы после революции органы ЗАГС (записи актов гражданского состояния), которые регистрировали все события в жизни каждого человека, начиная от рождения и кончая смертью. Эти органы за свою историю входили то в систему НКВД, то местных исполнительных органов (МИО), Минюста и в последние годы снова отнесены к МИО. В настоящее время предпринимаются попытки передать функцию регистрации актов гражданского состояния в систему центров обслуживания населения (ЦОН).

За годы пребывания органов ЗАГС в системе юстиции была создана основательная нормативная база, единственная во всем СНГ электронная система регистрации «РП ЗАГС» в рамках ГБД «Физические лица», укреплено международное и межведомственное сотрудничество, в том числе по проблемам семьи и детей, создана база усыновления, систематизирован и обработан архив ЗАГС за 75 лет, усилена пропаганда семейных и личностных ценностей и, главное, устранено двойное подчинение районных и областных структур ЗАГСа.

Непродуманная политика руководства Минюста по передаче районных отделов ЗАГС обратно под юрисдикцию МИО в последние пять лет привела к двойному подчинению: районных служб — МИО, а областных отделов ЗАГС — департаменту и Министерству юстиции. «Возник хаос, который угрожает потерей данных граждан для национального архива, — отмечает г-жа Нурабаева. — В свою очередь, это чревато утерей национального архива семьи, позволяющего проследить все внутрисемейные родственные связи. А также может привести к оттоку компетентных по семейным вопросам специалистов».

Существование различного рода консультативных, без четко определенных функций, формальных органов в виде национальной комиссии по делам семьи и женщин, уполномоченного по правам ребенка, структур с громким названием, но без аппарата и бюджета (даже многолетнее существование в структуре Минобра комитета по правам ребенка) не решает актуальных вопросов семьи, детей и женщин. Создание ювенальных судов также не решило полностью правовые проблемы семьи. «Попытка создания в настоящее время центров примирения разводящихся пар также решит лишь отдельные узкие проблемы. Было бы целесообразнее создать общие семейные суды на базе ювенальных судов с передачей из судов общей юрисдикции полномочий по решению всех спорных вопросов семьи», — резюмирует эксперт.

Статьи по теме: