Игровая промышленность

Киберспортивная организация Avangar за два года вышла с локального на мировой уровень

Игровая промышленность

Всего за пять лет киберспорт из компьютерной игры превратился в отдельный вид спорта. По данным аналитической компании Newzoo, в 2018 году доходы киберспорта достигли 696 млн долларов, а к концу 2019‑го, по прогнозам, увеличатся до 1,1 млрд. В июне прошлого года в Казахстане киберспорт был признан официальным видом спорта. С этого момента отрасль заинтересовала как бизнес, так и государство. К примеру, в этом году на Астанинском экономическом форуме впервые за 12 лет прошла отдельная панельная сессия, где киберспорт был представлен как «самостоятельная отраслевая ниша в глобальной цифровой экономике».

Президент Казахстанской федерации киберспорта, глава «Казахтелекома» Куанышбек Есекеев тогда рассказывал, что новое явление в мире спорта обязательно будет рассматриваться с позиций социального и рыночного эффектов, которые оно уже породило в мире. Одним из первых коммерчески успешных проектов в киберспорте стала отечественная организация Avangar, которую основал алматинский предприниматель Енгун Ким. Через два года о команде заговорило мировое игровое комьюнити, а состав по дисциплине Counter-Strike: Global Offensive (CS: GO) стал регулярным участником самых престижных турниров.

Спортивный интерес

Енгун Ким учился в Евразийском колледже, затем — в Центрально-Азиатском университете, однако учебой, говорит г-н Ким, это было сложно назвать: попутно приходилось заниматься коммерцией. К 2012 году он пришел в игровой бизнес. «Мы с партнерами начали открывать сеть компьютерных клубов под названием “Лига джентльменов”, сокращенно LoG. В тот период не было никаких мыслей о киберспорте, хотя мы часто смотрели международные турниры», — рассказывает г-н Ким.

Когда компьютерные клубы уже вовсю работали, к нему и его партнерам обратилась за помощью казахстанская команда по Counter-Strike, которую они поддержали и дали возможность выступать на турнирах от имени клуба. Возникла идея создать собственную команду — Енгун Ким со своим коллективом были готовы предоставить тренировочную базу в Алматы и проверить команду в действии. Тогда же нынешний тренер Avangar Дастан Акбаев открыл местную лигу, которую впоследствии приобрели Ким вместе со своими компаньонами для всех клиентов сети компьютерных клубов.

Фото: INBUSINESS.KZ

«За короткий срок мы заметили в ней несколько талантливых игроков и собрали состав по собственным внутренним критериям. Я с партнерами полетел в Киев, чтобы оценить масштаб международного турнира, который проводил местный оператор», — делится г-н Ким. Атмосфера турнира сильно воодушевила казахстанцев, они познакомились с представителем корейской организации MVP, после беседы с которым поняли, что стратегически важно развиваться именно в регионе СНГ. Собрав всю информацию, Ким с партнерами были готовы приобрести контрольный пакет акций уже существующего клуба, но все-таки остановились на идее создания своего бренда. «Городом для тренировочной базы сразу же был выбран Киев — он удобен для жизни и тренировок игроков, а также с точки зрения финансовых затрат», — поясняет он.

Уже спустя полгода состав, готовившийся по специально разработанному методу, выиграл чемпионат СНГ по CS: GO и вышел на международную арену, после чего повторил свой метод на команде по PUBG (игра в жанре баттл-рояль Playerunknown’s Battlegrounds), ставшей чемпионом мира 2018 года по версии крупнейшего турнирного оператора IntelExtremeMasters.

Как инфраструктура строилась

По словам Енгуна Кима, сегодня киберспорт в стране развивается не совсем правильно: участники рынка начали слепо копировать модели успешных мировых игроков, не учитывая специфику локальной экономики и менталитета. «Я слежу за интересными проектами, пытаясь взять лучшее из разных сфер, в том числе спортивной. Мы движемся в направлении крупного киберспортивного холдинга, закрывая потребности рынка», — продолжает собеседник. Он считает, что для этого есть все — люди, бренды и стратегия по развитию рынка СНГ.

Им с командой пришлось долго выстраивать систему киберспортивного холдинга. Одним из первых проектов стала крупнейшая киберспортивная лига CIS Esports по игре Counter-Strike, которая стабильно держится на пике популярности в СНГ и мире уже много лет. Лига организована на главной соревновательной площадке FACEIT и имеет казахстанское ответвление для отечественных игроков. «К развитию лиги в других дисциплинах мы относимся избирательно, сейчас важно правильно выстроить маркетинг, организацию турниров и обслуживание инфраструктуры, чтобы инициировать экспансию в не менее популярные игры», — делится г-н Ким.

Фото: WEPLAY.TV

Экосистема представляет собой не только командный проект и лигу, в нее входят студия организации и освещения турниров, академия и рекламное агентство с портфолио из собственных проектов, в том числе первой киберспортивной организацией из Казахстана, заключившей контракты с международными брендами и вышедшей за пределы домашней аудитории.

Что касается академии, рассказывает собеседник, здесь важнее всего сохранить ту же методику развития способов мышления и понимания игры молодых игроков, поскольку многие похожие проекты распадались, не успев развиться. После двух лет работы над Avangar была проверена методика работы с кадрами, и она будет применяться и развиваться и дальше в отношении игроков новой школы, им будет оказываться медийная поддержка за счет основной команды и входящих в нее бренд-амбассадоров.

Путь к самоокупаемости

Содержание киберспортивных составов — самый большой пункт расходов в любой команде, которые могут окупиться лишь в долгосрочном периоде. «Содержание обходится очень дорого, но мы с партнерами понимали, что эта сфера не очень развита в Казахстане и некоторой части России. И знали, что придется инвестировать личные средства, так как любой новый вид бизнеса требует раскачки на старте», — рассказывает Енгун Ким. Компании, с которыми собеседнику было стратегически важно сотрудничать, оказались ограничены маленькими бюджетами и страхом вхождения в эту сферу с крупными суммами.

«Киберспортивный клуб с тремя сильными составами требует тщательного подхода. На содержание персонала и игроков, регулярно выступающих в разных точках мира, уходит порядка полутора миллионов долларов в год», — говорит г-н Ким. По его словам, у клуба достаточно статей расходов. Больше половины бюджета уходит на содержание команд и зарплатный фонд сотрудников всех категорий — менеджера, психолога, водителя, повара, тренера; на отдел продвижения и аутсорс-проекты. Не стоит забывать про питание, лечение, логистику и закупку оборудования, то есть все то, что позволяет проекту соответствовать определенному уровню и генерировать прибыль.

При условии, что киберспортивная организация выигрывает трофеи и становится медийной, рано или поздно у нее появляются спонсоры. «Работа с партнерами открывает нам новые возможности для работы с аудиторией и для продвижения бренда Avangar, поскольку имя спонсора сильно влияет на имидж обеих сторон», — рассказывает г-н Ким. Сегодня организацию поддерживают и букмекерские компании, и компании, выпускающие персональные компьютеры и игровые девайсы. Это первый источник доходов.

Второй источник — призовые чемпионатов. По данным Liquipedia, всего за два года существования Avangar смог заработать более 400 тыс. долларов призовых фондов различных турниров. Третий источник — revenue-решения с организаторами турниров, которые помогают компании создавать собственную атрибутику и внутриигровые предметы, процент от продаж которых получают как игроки, так и клуб.

Енгун Ким говорит, что за два года организация заработала более 1 млн долларов: «Казахстан сильно отстает в финансировании киберспортивного маркетинга, что усложняет развитие молодых клубов такого же характера. Статья доходов напрямую зависит от престижа организации, количества активных болельщиков и лидеров мнений».

Стать брендом

В Avangar с интересом наблюдают за тем, как растут корпоративные бюджеты на киберспорт. «Крупные компании совместно с федерациями стараются развивать отрасль. Мы не принимаем в этом участия и не хотим идти в эту сторону, поскольку поддержка индустрии возможна и с сохранением собственной бизнес-модели», — говорит г-н Ким. Собеседник отмечает, что в Avangar не хотят повторять ошибок соседних регионов с большими инвестициями и убыточными проектами, поэтому помощь со стороны организации казахстанскому рынку заключается в его популяризации на международной арене.

В дальнейшем развитии Avangar определяющую роль играет уровень медийности. «Это очень важная часть, которая позволяет отслеживать интерес аудитории и публики ко всем ветвям нашего проекта. Она же иллюстрирует интерес партнеров и показывает компанию как большое количество людей, объединенных одной идеей», — говорит г-н Ким. По его словам, каналы создания и развития контента помогают игрокам раскрепоститься, иметь тесную связь с фанатами и построить личный бренд, поскольку большая часть киберспортсменов — интроверты. В то же время сегодня в СНГ часто не хватает кадровых решений, уровня развития рынка или самого сообщества.

Сейчас в Avangar сосредоточены на развитии экосистемы. Два из пяти запланированных проектов уже реализованы и удерживают лидирующие позиции в своих направлениях. Avangar входит в главную тройку СНГ и в список 30 сильнейших команд мира по версии международных рейтингов. Кроме того, это также первая лига в мире (CIS Esports) по количеству активных пользователей на платформе FACEIT. На очереди развитие собственной системы турниров, а также студии, академии, новых маркетинговых решений в киберспорте и реализации системы лояльности для клиентов и партнеров.

CEO Avangar Енгун Ким рекомендует бизнесменам, которые хотят прийти в киберспорт, тщательно проанализировать рынок и проверить, готова ли их команда работать с менталитетом и характером киберспортивной аудитории. «Недостаточно собрать команду и создать тренировочную базу; на каждом этапе этого процесса большинству не хватает решительности и терпения, и это в конечном счете разрушает бизнес. Не следует спешить с открытием большого количества составов на старте, так как это помешает концентрации и не доведет ни один из них до ощутимого результата», — советует г-н Ким.

Самое важное, на его взгляд, стремиться создать компанию, которая будет жить благодаря силе собственного бренда. Болельщики должны любить команду, потому что в случае ухода популярного игрока уйдет и вся его фанатская база, бизнес рухнет. «Механика действует и в обратную сторону, — считает г-н Ким. — При подписании контракта с новым игроком все должны узнать о том, что он начал работу с профессиональным клубом, чье имя нельзя подвергать сомнению. Только в этом случае бренд будет работать на вас».

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

Груз-2020

Как скажется на казахстанских предпринимателях очередной виток роста нагрузки на бизнес?

Экономика и финансы

Позволь деньгам вырасти

Повышение предельных ставок КФГД, скорее всего, запоздало и не станет стимулом для возврата валютных вкладов в казахстанские банки