Социальный и нефтяной

В бюджете 2020-2022 надеются на нефть по 55 долларов

Социальный и нефтяной

Правительство одобрило проект республиканского бюджета на 2020–2022 годы. Республиканский бюджет (РБ) остается дефицитным: его доходная часть в следующем году составит 11,1 трлн тенге, что превышает расходную на 1,5 трлн. Дефицитный бюджет как элемент мягкой экономической политики противоречит планам центрального банка сдержать инфляцию на низком уровне (таргет на ближайший трехлетний период — 4–6% с дальнейшим снижением до 3–5%).

Налоговые поступления, как обычно, составляют львиную долю доходов РБ — 7,8 трлн тенге, или 70,6%. Вторая по объему доходная статья — поступления от продаж основного капитала (4,5 трлн тенге), трансферты — 3,1 трлн тенге. РК в следующем году не обойдется без целевого трансферта из Нацфонда. Его размер определен в сумме 2,7 трлн тенге — та же сумма, что была освоена в этом году. Правительство не переоценивает свои успехи на экономическом фронте, следовательно, не собирается отказываться от денег Нацфонда как в 2021 году, так и годом позже. Суммы трансферта за эти годы составят 2,7 трлн и 2,6 трлн тенге соответственно.

Из прогнозных данных по объему добычи нефти (90 млн тонн), цене на черное золото (55 долларов за баррель) и стоимости нацвалюты (ориентир в 380 тенге за доллар) составлен прогноз поступлений в Нацфонд. В 2020 году их объем составит 2,6 трлн тенге, или на 90,1 млрд тенге меньше оценки 2019‑го. Другими словами, в 2020 году правительство намерено продолжать проедать накопленный жирок, тратя из Нацфонда больше, чем туда поступает.

Как и прежде, донорами РБ остаются четыре региона. Общая сумма изъятий из бюджетов Атырауской области, Алматы, Нур-Султана и Мангистауской области составит 441,1 млрд тенге. Остальные регионы получат субвенции из РБ на сумму 2,2 трлн тенге. Главным их получателем остается Туркестанская область, которой из центра передадут 387,8 млрд тенге.

Социальный поворот, о котором рассуждают эксперты, судя по структуре расходов РБ, остается актуальной для правительства повесткой. Из общих расходов на сумму 12,7 трлн тенге в 2020 году планируется отправить на социальную сферу 44,7%, или 5,7 трлн тенге. В следующие два года расходы на социалку вырастут как в абсолютных, так и в относительных величинах: в 2021 году они составят 13,2 трлн тенге (46,2% ко всем расходам), в 2022‑м — 13,6 (47,6%).

Плохая новость для бизнеса в том, что государство плавно сокращает расходы на развитие реального сектора экономики. Объем расходов на мероприятия, связанные с модернизацией экономики, определен в размере 2 трлн тенге в 2020 году со снижением в 2022‑м до 1,1 трлн тенге.

Ключевые моменты проекта республиканского бюджета на 2020–2022 годы демонстрируют, что правительство в следующие три года продолжит работать в привычной манере: закрывать социальные обязательства, которые с каждым годом повышаются, за счет Нацфонда и надеяться на рост нефтяных котировок, чтобы выполнить планку по неснижаемому остатку средств в Нацфонде (не ниже 30% от ВВП).

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

Груз-2020

Как скажется на казахстанских предпринимателях очередной виток роста нагрузки на бизнес?

Экономика и финансы

Позволь деньгам вырасти

Повышение предельных ставок КФГД, скорее всего, запоздало и не станет стимулом для возврата валютных вкладов в казахстанские банки