Мониторинг в режиме 24/7

Реформа здравоохранения запускает новый мониторинг качества медпомощи, который учитывает мнение пациентов и позволяет реагировать превентивно

Мониторинг в режиме 24/7

Каждая четвертая жалоба, поступающая в Минздрав РК (МЗ), — о качестве медицинской помощи. Людей беспокоят невнимательность врачей и нарушение профессиональной этики. Два фактора бьют сильнее всего по качеству медпомощи: нехватка профессионалов и недостаточный контроль. Если решение первой проблемы представляется возможным только в долгосрочном периоде, то выстроить эффективный мониторинг качества медпомощи можно в короткий срок.

Новые правила контроля качества медпомощи — один из важнейших элементов нынешней реформы. Идея нового формата в том, чтобы перевести мониторинг и экспертизу качества медпомощи с режима «от случая к случаю» на «каждый день».

Несогласованный процесс

До реформы ОСМС качество медпомощи отслеживали несколько структурных подразделений МЗ, что делало этот процесс несколько несогласованным. Комитет охраны общественного здоровья (КООЗ МЗ РК) контролировал лекарственное обеспечение и качество медуслуг, а комитет оплаты медуслуг проводил мониторинг корректности выставленных государству счетов за пролеченных пациентов и полноту оказанных услуг.

Слабым местом механизма было и то, что мониторинг медицинской помощи как процесс был разорванным. Если объем оказанных услуг можно проследить через клинический протокол, то для оценки качества требуются инструменты из врачебной практики, большой клинический опыт, понимание того, в какую сторону движется мировая практика — без этого трудно оценить качество оказанной медпомощи.

В сложных случаях КООЗ МЗ РК, конечно же, привлекал независимого эксперта. Но независимого в кавычках, поскольку он представляет какую-то медорганизацию, следовательно, не всегда может быть объективным в своей экспертизе.

На местном уровне мониторингом качества занималось управление здравоохранения (УЗ). Слабым местом этого мониторинга было то, что он проводился от случая к случаю: УЗ привлекало в качестве внештатников местных ведущих специалистов, чтобы они следили за качеством медпомощи. На практике отслеживались те направления, которые были на особом контроле руководителя УЗ либо заместителя акима.

Тотальный мониторинг

С реформой здравоохранения Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) стал единым закупщиком по пакету гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), со следующего года — по пакету Обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Фонд не только аккумулировал львиную долю государственных расходов на здравоохранение, но и взял на себя контроль качества медпомощи по пакетам ГОБМП и ОСМС. Процесс мониторинга и экспертизы медуслуг стал единым, чего не было в прежней системе.

Поставщик медуслуг (поликлиники, больницы, медцентры и т.д.) оказывает услуги пациенту, а ФСМС оплачивает их, но после того, как проверит полноту оказанной медпомощи, ее качество и обеспеченность пациентов лекарственными препаратами.

«Фонд не является структурой госоргана, он независим от Минздрава. Поэтому эксперты фонда представляют интересы пациента, выступают как омбудсмены по защите прав на оказание качественной и полной медпомощи», — объясняет директор департамента мониторинга качества медицинских услуг ФСМС Лаззат Шоманова.

По ее словам, у пациента нет знаний, чтобы оценить, насколько медпомощь оказана в полном объеме. «Поскольку фонд является единым закупщиком, наши эксперты требуют, чтобы услуги были оказаны в полном объеме и качественно, — продолжает г-жа Шоманова. — Нами отслеживается, чтобы поставщики не требовали оплату за те услуги, которые идут по пакету ГОМБП, со следующего года — по пакету ОСМС». Экспертиза и мониторинг отныне фокусируются на защите интересов пациента, подчеркивает спикер.

В фонде действует трехуровневая модель мониторинга качества. Первый — онлайн-мониторинг по клиническим протоколам. По информации председателя правления ФСМС Айбатыра Жумагулова, используя онлайн-мониторинг, с начала 2018 года фонд выявил 658 тыс. различных дефектов. «Мы планируем усовершенствовать онлайн-мониторинг, оцифровав как можно больше клинических протоколов», — подчеркивает глава ФСМС.

В автоматизированную систему встроен единый классификатор дефектов (12 основных дефектов и 38 поддефектов), который позволит минимизировать субъективный фактор в связи с качеством услуг. Перед тем как оплатить работу поставщика, автоматизированная система и эксперты фонда проверяют, соответствует ли лечение клиническим протоколам и стандартам. В случае выявления дефектов фонд налагает санкции, при грубейших нарушениях не исключен разрыв договора между ФСМС и медорганизацией.

Второй уровень мониторинга предполагает посещение производственной базы. На месте проводится сверка достаточности штата, оборудования, лекарственных средств и способность медорганизации оказать ту услугу, на которую она подала заявку в ФСМС. По информации г-на Жумагулова, к сегодняшнему дню выявлено 24 тыс. дефектов при 940 посещениях.

Третий уровень — клинический аудит, медико-экономическая экспертиза. На этом уровне также проводится оценка качества высокотехнологичных и дорогостоящих услуг, работы медорганизаций республиканского значения, научных центров и институтов. Клинический аудит направлен не только на оценку медицинской эффективности, в фокусе — рациональное применение выделенных ФСМС средств. У фонда 17 филиалов, по одному в каждом регионе. Географическая близость к пациентам улучшает контроль качества, уверяют в ФСМС.

Качественный мониторинг требует профессионалов: фонд не привлекает на позицию эксперта вчерашнего студента или врача с небольшим стажем. За качеством медуслуг следят 270 экспертов. Врачи высшей категории (сейчас около 70) проводят клинический аудит. Врачи первой и второй категории проводят онлайн-мониторинг и мониторинг с посещением. «Для расширения системного мониторинга предусмотрены мероприятия по повышению квалификации. Планируется увеличение количества врачей высшей категории», — отмечает г-н Жумагулов.

По его словам, для рассмотрения клинически сложных случаев фонд привлекает независимых экспертов. Сформирован и размещен на сайте фонда реестр независимых экспертов, куда вошли 71 сертифицированный эксперт по 24 направлениям.

Существенно сужает возможности недобросовестных поставщиков объединение данных различных государственных баз и обработка этих данных с применением новейших инструментов IT. «С начала года обнаружены неподтвержденные случаи оказания медпомощи, проще говоря, приписки, — обращает внимание глава ФСМС. — Фонд через обработку больших массивов данных, через интеграцию различных систем, в том числе налоговых, будет выявлять такие моменты. Тут, наверное, мы обратимся к возможностям искусственного интеллекта».

Помогать, а не наказывать

Обратная связь с пациентом — важный элемент мониторинга качества. Фонд реагирует на обоснованную жалобу внеплановой проверкой поставщика. Сейчас фонд заказывает независимой компании анкетирование пациентов, чтобы выяснить их удовлетворенность. В будущем ФСМС запустит анкетирование самостоятельно, для этого разрабатывается собственная методика. С помощью SMS-оповещения фонд узнает, получили ли необходимые препараты те, кто имеет право на бесплатные лекарства.

Мониторинг качества не будет полным без санкций и штрафов за нарушения. В едином классификаторе дефектов прописаны форма санкции и размер штрафа по каждому нарушению: минимальный штраф составляет 10% от стоимости услуги, максимальный — 300%. Расторжение договора — самая серьезная санкция за нарушение.

Еще один инструмент политики качества — экспертные советы по управлению качеством — ФСМС создал в головном офисе и во всех филиалах. В совет входят руководитель филиала, представители УЗ, профессионалы отрасли. Создание таких советов в каждом филиале продиктовано тем, что проблемы здравоохранения разнятся от региона к региону. Цель совета — помочь отладить бизнес-процессы тем медорганизациям, у которых внутренний аудит либо слаб, либо отсутствует.

На подходе система индикаторов, с помощью которой медпомощь оценивается автоматически, влияние человеческого фактора нивелируется. Для каждого поставщика услуг, будь то стационар или поликлиника, будут разработаны собственные индикаторы, которые учитывают их специфику. Эти индикаторы нужны, чтобы в будущем внедрить проактивный мониторинг. «Например, мы видим по нашим индикаторам, что у поставщика неправильно выстроена работа. Мы даем какое-то время, в зависимости от количества исправлений, чтобы он наладил работу, и не применяем штрафные санкции», — объясняет Лаззат Шоманова.

Проактивный мониторинг будет нацелен не на поиск причин для наказания клиники, а на выстраивание системы, позволяющей осуществлять мониторинг качества в безостановочном режиме.

Фонд будет выявлять недостоверные данные по таким основным показателям системы здравоохранения, как заболеваемость, смертность, поздняя выявляемость, запущенность и прочее, чтобы обозначить зоны риска для целенаправленного улучшения качества и объема медицинской помощи. В данном случае статистические данные могут ухудшиться, но защита интересов пациента на получение своевременной медицинской помощи с доказанной эффективностью — одна из главных миссий ФСМС.

Статьи по теме:
Тема недели

От царства теней к диктатуре света

В борьбе с теневой экономикой в Казахстане намечается перелом. Его ощутят и бизнес, и общество

Казахстан

Преимущества развития ВИЭ в Казахстане

Банк развития Казахстана активно развивает проектное финансирование в ВИЭ

Спецвыпуск

Пора кредитовать

Качественный рост становится жизненно необходимым для банков