Онлайн-контрактирование

Новый механизм закупок медуслуг позволит увеличить прозрачность за счет автоматизации

Онлайн-контрактирование

С реформой здравоохранения меняется механизм закупок. Единым закупщиком медицинских услуг выступает Фонд социального медицинского страхования (ФСМС), который два года размещает заказ по пакету гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), со следующего года начнет размещать объем медуслуг и в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Новым механизмом реформаторы стремятся повысить прозрачность и усилить конкурентную среду.

Центральный закуп

До ФСМС размещение объемов на медуслуги проводилось территориальными подразделениями комитета оплаты медуслуг Минздрава РК и управлениями здравоохранения (УЗ).

Комитет оплаты размещал объемы за счет средств республиканского бюджета (РБ) на оказание стационарной и стационарозамещающей помощи, в том числе на высокотехнологичные медуслуги.

Через УЗ финансировались за счет средств целевых трансфертов из РБ услуги первичной медико-социальной помощи (ПМСП) и медицинской помощи онкологическим больным; за счет средств местного бюджета (МБ) — медико-социальная помощь больным с социально значимыми заболеваниями (туберкулез, психические и поведенческие расстройства, ВИЧ/СПИД), консультативно-диагностическая помощь, услуги патологоанатомического бюро, службы крови, скорой помощи, санитарной авиации и др.

В расчете на душу населения объем медицинских услуг, финансируемых из МБ, был неодинаковым в регионах, возмещение затрат осуществлялось по разным тарифам, доступность по некоторым видам медпомощи была разной.

Реформа позволила централизовать бюджет, теперь все виды медпомощи закупает ФСМС. «С централизацией появилась возможность обеспечить поэтапное выравнивание доступности медпомощи, — говорит директор департамента по организации закупа медицинской помощи ФСМС Ляззат Алимова. — Выровнять сразу, конечно, не получится, поскольку есть исторические объемы, но с появлением дополнительных средств мы можем размещать их там, где есть недостаток денежных средств».

Частники в рост

Для осуществления закупа медицинских услуг ФСМС разрабатывается, согласовывается с Министерством здравоохранения (МЗ) и утверждается единый для РК план закупа. Этим планом руководствуются республиканская и 17 региональных комиссий, в состав которых входят сотрудники МЗ (в республиканской комиссии), УЗ (в региональных комиссиях), Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», профсоюзов и неправительственных организаций.

Республиканская комиссия размещает заказы в медорганизациях республиканского значения, а также заказы на высокотехнологичные медуслуги. Региональные комиссии распределяют объемы на остальные виды помощи в соответствующих регионах, но согласно централизованному плану закупа.

Фонд второй год закупает услуги по пакету ГОБМП. Сегодня у ФСМС порядка 1,4 тыс. поставщиков, с которыми заключены договоры (в базе потенциальных поставщиков зарегистрированы около 2 тыс. медорганизаций). «Только за 2018 год были рассмотрены 4,5 тысячи заявок, распределены порядка 925 миллиарда тенге», — озвучил цифры председатель правления ФСМС Айбатыр Жумагулов на круглом столе Expert Kazakhstan «Рынок медуслуг Казахстана: переход к страховой медицине». С добавлением ОСМС он ожидает двукратного увеличения договоров.

«Мы хотели бы видеть увеличение частников среди поставщиков первичной медико-санитарной помощи, — рассказывает г-жа Алимова. — Действующая госпрограмма ставит цель обеспечить 15–20‑минутную шаговую доступность к центрам ПМСП, поэтому приветствуются малые частные кабинеты, где врач общей практики мог бы реализовать “семейный принцип” обслуживания прикрепленного населения с ближайших домов и снижение очередей».

Развитие конкурентной среды, как ожидают авторы реформы, приведет к повышению качества медуслуг. В следующем году, со стартом системы ОСМС, ожидается рост финансирования консультативно-диагностических услуг (в 5 раз), восстановительного лечения и медицинской реабилитации (в 13 раз). Эти виды традиционно оставались недофинансированными.

Заказал, проверил, оплатил

Базовые элементы механизма закупок ФСМС: планирование потребности, объявление конкурса, подача заявок, размещение заказа. Планирование проводится с учетом потребности населения и имеющейся инфраструктуры. В конце года фонд объявляет о закупе медуслуг на предстоящий год. Информация публикуется сразу на нескольких ресурсах — сайты фонда, МЗ и УЗ.

Чтобы участвовать в конкурсе, медорганизация должна быть в базе потенциальных поставщиков. Для этого необходимо предоставить свидетельство о госрегистрации и лицензию на медицинскую деятельность. Во время конкурса потенциальный поставщик представляет информацию о производственной мощности, используемом оборудовании и квалификации персонала, справки об отсутствии кредиторской задолженности.

Комиссия размещает заказ (объемы и виды медпомощи) с учетом пропускной способности поставщика, наличия соответствующих ресурсов и профессионализма персонала. Если поставщик работает с ФСМС не первый год, то учитывается количество дефектов и обоснованных жалоб.

Мониторинг качества услуг проводится в постоянном режиме, проверяется не менее 20% оказанных услуг по каждой медицинской организации. Поставщики предъявляют счет за проделанную работу, фонд производит оплату за вычетом сумм, подлежащих к снятию в связи с выявленными дефектами.

Не цена, а качество

Чтобы увеличить прозрачность, уменьшить человеческий фактор и повысить конкурентность, фонд собирается автоматизировать механизм закупок. Сейчас, за исключением объявления конкурса (информация размещается на сайте), речь идет о бумажном документообороте, ту же заявку доставляют «на руки».

Закуп медуслуг на 2019 год планируется провести в электронном формате на веб-портале закупок. «На этом портале будут автоматизированы формирование базы потенциальных поставщиков, подача заявки на участие в конкурсе, проведение процедуры закупа, работа комиссии, подведение итогов. Основная цель — повышение прозрачности. Портал будет максимально интегрирован с базами данных госорганов — Минфина, Минздрава и др.», — поделился планами г-н Жумагулов.

Поставщикам будет доступна информация о размещении заказа — прозрачность процесса, по задумке реформаторов, должна подстегнуть конкуренцию. Но главный элемент — автоматизация критериев, по которым распределяется объем услуг. Информация о ресурсах, кадрах и оборудовании, которая есть на информационных системах МЗ, будет интегрирована с веб-порталом закупок.

Также планируется разработать детальные критерии по высокотехнологичным медуслугам и автоматизировать их расчет. Например, будет учитываться соотношение выживаемости, послеоперационных осложнений и летальных исходов.

«Понятно, что не все данные в настоящее время есть в информационных системах МЗ (ИС МЗ). Поставщики ведут амбулаторные и стационарные карты в сторонних медицинских информационных системах, после интеграции которых с ИС МЗ можно будет получать (без персонализации) результаты диагностических и лечебных манипуляций по пролеченным случаям, это позволит со временем совершенствовать критерии размещения объемов», — говорит Ляззат Алимова.

Электронный формат не только уменьшает бумажную волокиту, автоматизирует отбор. Он удобен для отдаленных от областного центра районных больниц. Руководители этих медорганизаций вынуждены много времени тратить на дорогу.

В фонде считают, что их система закупа избежит эффекта тендера, когда главным критерием становится низкая цена, но не качество. «Наш закуп не регулируется законом о госзакупках. У нас свои правила закупа: есть объем средств, который должен быть размещен среди поставщиков, и единый тариф. Учет при размещении объемов услуг показателей деятельности медицинских организаций позволит улучшить качество оказания медицинской помощи», — отмечает Ляззат Алимова.

Статьи по теме:
Тема недели

От царства теней к диктатуре света

В борьбе с теневой экономикой в Казахстане намечается перелом. Его ощутят и бизнес, и общество

Казахстан

Преимущества развития ВИЭ в Казахстане

Банк развития Казахстана активно развивает проектное финансирование в ВИЭ

Спецвыпуск

Пора кредитовать

Качественный рост становится жизненно необходимым для банков