Подходящая модель

Редакционная статья

Подходящая модель

Модель здравоохранения любой страны — это отражение возможностей ее экономики, особенностей социальной структуры и, конечно же, общественно-политических институтов, степени участия государства. Все модели финансирования системы здравоохранения сводятся к трем моделям: платная медицина с частным страхованием, социальное страхование с несколькими каналами финансирования и государственная медицина, финансируемая из бюджета.

Первая модель — условно можно назвать ее американской, так как система здравоохранения США ее наиболее ярко представляет — основана на полноценном рынке медуслуг. Государство платит лишь за малообеспеченных (программа Medicaid) и пенсионеров (Medicare). Остальные потребители медуслуг обязаны покупать страховку.

Модель соцстрахования — отражение смешанной экономики: государство стремится обеспечить всех граждан качественной и доступной медицинской помощью. Система зиждется на обязательном социальном страховании, в котором участвует государство, корпоративный сектор и значительная часть населения страны. Государство в этой системе выступает в двух ипостасях — как плательщик страховки за социально незащищенные слои населения и как гарант сохранения средств. Принцип солидарности ответственности за состояние здоровья в такой системе (Германия, Франция, Канада) реализован наиболее справедливо. Благодаря нескольким каналам поступления средств, это наиболее гибкая модель.

В бюджетной модели — она у нас действовала с советского периода — главную роль играет государство. Оно собирает налоги, а затем пускает эти средства на обеспечение клиник. Население получает услуги бесплатно. Рыночный сектор в такой системе если и существует, то занимает очень небольшую долю. Как ни странно, эту модель используют не бывшие страны соцлагеря, но такие западные страны, как Великобритания, Дания, Италия, Испания.

У каждой из моделей есть свои недостатки. Серьезный недостаток частной страховой модели — она очень дорого обходится экономике; да и доступным американское здравоохранение не назовешь. Бюджетная модель тяжело адаптируется к изменениям госдоходов, ставит систему здравоохранения в сильную зависимость от политиков и фактически исключает конкуренцию на рынке медуслуг. Модель соцстрахования требует постоянного согласования интересов разных групп и активного государственного участия.

Выбранная Казахстаном модель в полной мере отражает нашу социально-экономическую и демографическую ситуацию. Обязательное медицинское страхование (ОСМС) дешевле, чем частное. В этой модели меньше политических рисков. Учтены особенности распределения денег в экономике: взносы в ФСМС вносят и компании, и занятое население, но компании — больше, поскольку доходы домохозяйств относительно низки.

Реформа здравоохранения — самая длинная и самая обсуждаемая из крупных социально-экономических реформ Казахстана последнего десятилетия. От принятия закона об ОСМС до запуска системы прошло почти пять лет. За это время произошла фактически полная перезагрузка реформы: внесены изменения в законодательство, создан и начал работать Фонд социального медицинского страхования, который сформировал пул поставщиков медуслуг — государственных и частных клиник, собраны пакеты медицинских услуг, подготовлена системы закупок и контроля качества. Осталось главное — идти намеченной дорогой и никуда не сворачивать.

Читайте так же тему номера: Долгожданное медстрахование

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Год в минус

На фоне сокращения производства и заморозки тарифов инвестпривлекательность электроэнергетики снижается

Спецвыпуск

«Зеленый» Костомар

Преимущественно угольная энергетика Казахстана в последние годы начинает меняться

Спецвыпуск

Обзор годовых отчетов-2019: новые вызовы

Требования к раскрытию информации растут по всему миру. И главным вызовом для казахстанских компаний становится отчетность по факторам ESG

Спецвыпуск

Айдабульский градус

Отечественного производителя алкоголя сдерживают высокие цены на энергоносители