Фонд, готовый ко всему

ФСМС получил достаточный опыт и компетенции для роли единого закупщика в системе обязательного медстрахования РК

Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) начал работать за несколько лет до запуска системы ОСМС, за что неоднократно подвергался язвительной критике. На самом деле предварительный запуск помог фонду лучше подготовиться к переходу на модель обязательного медстрахования. В последние три года ФСМС накапливал средства, получал опыт администрирования, формировал методологию цифровизации системы здравоохранения РК и многоуровневую систему контроля качества медицинских услуг. К началу 2020 года все процессы, находящиеся в зоне ответственности ФСМС, будут готовы к старту ОСМС, следует из нашей беседы с председателем правления фонда Айбатыром Жумагуловым.

Равный доступ, автоматизированный процесс

— Айбатыр Нышанбаевич, как вы оцениваете готовность к внедрению ОСМС? Какие мероприятия фонд должен успеть завершить до января 2020 года?

— Перед нами стоит несколько ключевых задач. До 1 сентября будут приняты все необходимые нормативные правовые акты. С 1 октября будет проведена интеграция базовых информсистем Минздрава с информсистемами госорганов, поставщиков медицинских услуг, автоматизация выбора поставщиков медуслуг. До 1 января 2020 года будут заключены контракты с поставщиками медицинских услуг на 2020 год с готовностью их к работе в системе ОСМС. Также с сентября мы начинаем пилотирование ОСМС совместно с акиматом Карагандинской области, который позволит отработать основные риски запуска системы. В целом можно говорить о высокой степени готовности к внедрению системы ОСМС и новых подходов оказания медицинской помощи.

— Сейчас фонд является оператором по распределению средств в рамках ГОБМП, с 2020 года добавится пакет ОСМС. Какие механизмы удалось отработать за время работы в ГОБМП?

— Значительная часть процессов уже апробирована в период подготовки к внедрению ОСМС и в первые два года работы фонда в качестве единого стратегического закупщика. Безусловно, что-то будет совершенствоваться, но технически — оплата, закуп и мониторинг услуг, входящие в оба пакета, будут практически идентичны. Фонд сделал централизованным финансирование ГОБМП, и в этом году уже управлял средствами в размере почти триллиона тенге. Нам удалось увеличить количество поставщиков услуг: по сравнению с прошлым годом оно увеличилось на 33 медорганизации. По ГОБМП с начала года мы заключили 1900 договоров с 1404 медорганизациями на 921 миллиард тенге. Частников в этом списке — 711, то есть половина, они получили контракты почти на 161,5 миллиарда, их доля в общем объеме поставщиков выросла с 8 до 18 процентов.

Фонд начал сокращать региональные различия в тарифах на услуги специализированной помощи. Раньше средства на эти цели выделяли из местного бюджета, теперь за это взялись мы. Конечно, свести на нет разницу в тарифах в разных уголках Казахстана — задача трудная. То, что нам пока удалось, это снизить разрыв с 3,1 до 2,4 раза.

С 2018 года фонд централизовал амбулаторное лекарственное обеспечение. Итог — экономия на закупках в 23 миллиарда тенге. Эти средства были перенаправлены в поликлиники, службы скорой помощи, часть средств пошла на расширение высокотехнологичных услуг, а также на приобретение лекарств. Общая экономия составила почти 26 млрд тенге — эти средства направлены на повышение зарплаты низкооплачиваемым медработникам.

— Одно из преимуществ новой системы — возможность оптимизировать затраты на закуп медуслуг. Где вы видите резерв для оптимизации?

— Главным образом за счет снижения потребления дорогостоящей стационарной специализированной медицинской помощи. При этом увеличивается закуп объемов стационарозамещающей медпомощи, а также амбулаторно-поликлинической помощи. После внедрения ОСМС будут увеличены объемы закупаемых услуг по восстановительному лечению и реабилитации.

— Какие результаты деятельности будут использоваться при отборе поставщиков? Какими инструментами будет обеспечена прозрачность контрактной политики?

— Выбор поставщиков для размещения объемов медицинских услуг осуществляется среди медорганизаций, включенных в базу данных субъектов здравоохранения. База находится в открытом доступе на сайте ФСМС, мы постоянно ее актуализируем. Объемы распределяют республиканская и региональная комиссии. Они учитывают мощность клиник, их штатный состав, наличие квалифицированных специалистов, если речь идет о высокотехнологичных услугах; их опыт, уровень оснащенности, результаты мониторинга качества и объема услуг, предоставленных по прежним договорам. Очень важный критерий — количество и обоснованность жалоб на качество и доступность оказываемой клиниками медпомощи. Конечно, приоритет имеют те медорганизации, у которых при прочих равных выше категория аккредитации в области здравоохранения. И еще один фактор — отсутствие просроченной налоговой или кредиторской задолженности более трех месяцев.

Чтобы обеспечить прозрачность, мы переводим закуп медуслуг на портал электронных госзакупок. И процедура включения клиник в базу данных, и конкурс на размещение объемов медуслуг будут автоматизированы. Сейчас специалисты фонда разрабатывают критерии отбора поставщиков, чтобы автоматизировать расчет объемов услуг к размещению. Портал закупок будет интегрирован с другими порталами — электронного правительства, лицензирования, информсистемами Минздрава. Так что уже в ближайшее время мы обеспечим возможность подписания договоров, допсоглашений, платежных документов в электронном формате.

— Самый интересный с точки зрения медорганизаций вопрос — тарифный. По каким принципам будут рассчитывать тарифы?

— В первую очередь подчеркну, что доступ к распределению объемов медуслуг одинаковый как у государственных, так и у частных клиник. При расчете тарифов будут действовать поправочные коэффициенты, а именно: надбавки за работу в сельской местности, надбавки за работу в зонах экологического бедствия, например в Приаралье и в районе бывшего Семипалатинского полигона, надбавки за продолжительность отопительного сезона. Надбавка полагается тем клиникам, которые прошли аккредитацию по стандартам Международной объединенной комиссии, JCI.

Доверенное лицо пациента

— Планируется, что ФМС станет фондом-омбудсменом для населения. Как будет обеспечиваться мониторинг качества медицинских услуг?

— У фонда есть полномочия следить за качеством и объемом медпомощи в рамках госзаказа. Контролю подлежат все поставщики медуслуг, будь то госорганизация или частная клиника. Во всех 17 филиалах фонда созданы структурные подразделения, осуществляющие мониторинг качества медуслуг в рамках договорных обязательств. Главные критерии, по которым мы будем оценивать качество: соблюдение договорных обязательств, соответствие установленным стандартам и протоколам, соблюдение требований НПА при их оказании, исход пребывания в стационарах и результаты ведения пациентов на уровне поликлиник.

Отметим, что для повышения эффективности работы создана трехуровневая система мониторинга. На первом уровне сверка на соответствие установленным стандартам и протоколам будет проводиться в автоматизированных системах, на втором уровне — с выходом к поставщикам на производственную базу, и на третьем уровне будет оцениваться качество медицинских услуг в организациях, оказывающих высокотехнологичные и дорогостоящие услуги.

В зависимости от сложности экспертизы на каждый уровень предназначены эксперты соответствующей квалификации. К примеру, экспертами высшей категории будут проводиться клинические аудиты поставщиков с проведением комплексной оценки эффективности деятельности поставщиков, разбираться жалобы и обращения потребителей на некачественное оказание медуслуг, проводиться детальный анализ каждой услуги, повлекшей за собой ухудшение, осложнение или смерть пациентов.

В текущем году экспертами ФСМС применяется практика оценки качества оказанных медицинских услуг по маршруту пациента. Это означает, что фонд выступает как защитник интересов пациента и оценивает оказанные услуги в комплексе, с вынесением заключений по их уровню оказания на каждом этапе каждым поставщиком. Здесь нам поможет автоматизация процесса мониторинга, онлайн-контроля в информационных системах Минздрава по всем видам помощи, разработки индикаторов качества, а также запуск на базе ФСМС контакт-центра 1406. Для фонда, как организации, закупающей медпомощь в интересах пациента, важно, чтобы граждане знали о своих правах и сообщали нам в случае их нарушения. Только тесное взаимодействие с пациентами поможет нам ускорить процесс повышения качества медицинских услуг.

Добросовестных поставщиков мы будем поощрять долгосрочными договорами — на три года, выплатами бонусов за достижение запланированных уровней индикаторов качества и оценки удовлетворенности потребителей качеством и доступностью медуслуг.

— Вы уже сказали пару слов о том, как будет выглядеть обратная связь с потребителем медуслуг. Какие еще каналы вы будете использовать?

— Фонд — в первую очередь доверенное лицо пациента. Медпомощь закупается в интересах граждан и для граждан. Поэтому для нас очень важна оценка результатов работы поставщиков, оценка качества медуслуг, и она, естественно, будет осуществляться фондом в рамках мониторинга договорных обязательств поставщиков.

В ФСМС создан департамент по работе с населением, который рассматривает поступающие жалобы и предоставляет индивидуальные консультации каждому заинтересованному. Работает колл-центр «Правительства для граждан» 1414. Свои вопросы, предложения и жалобы граждане могут оставлять в разделе «Народный контроль» сайта ФСМС. Мы будем и дальше совершенствовать наш сайт, чтобы он был информативным и дружественным для граждан и представителей медорганизаций. Уже в этом году мы планируем запустить контакт-центр 1406. В прошлом году мы запустили мониторинг предоставления населению бесплатных лекарств по выданным рецептам путем SMS-оповещения пациентов. Случаи, когда пациент не получает эти медикаменты, рассматриваются индивидуально и устанавливаются причины.

Для предоставления разъяснений каждому заинтересованному во всех регионах Казахстана созданы точки консультирования населения. Они работают при акиматах, ЦОНах, общественных приемных «Нур Отана», центрах занятости. В конце прошлого года таких точек было 17, в этом году еженедельно по Казахстану работают 34 точки, прием ведется специалистами фонда. Фонд доводит до сведения общественности результаты проведенного мониторинга медорганизаций. По его итогам мы будем составлять рейтинги поставщиков медуслуг, чтобы граждане могли видеть, какие организации какие услуги предоставляют и насколько они качественные.

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

Груз-2020

Как скажется на казахстанских предпринимателях очередной виток роста нагрузки на бизнес?

Экономика и финансы

Позволь деньгам вырасти

Повышение предельных ставок КФГД, скорее всего, запоздало и не станет стимулом для возврата валютных вкладов в казахстанские банки