Учить в музее

Музеи могут способствовать реализации моделей самостоятельного обучения и междисциплинарного подхода

Учить в музее

Музей — главное место хранения и постоянной, продуманной презентации культуры, истории, искусства народа. Это универсальное пространство, объединяющее в себе научные, образовательные, воспитательные и досуговые функции. В Казахстане сегодня функционирует около 230 музеев, с учетом их разнообразной направленности они могут охватить различные области знания — художественные, исторические, этнографические, археологические, краеведческие и прочие.

«Само посещение музея уже несет в себе воспитательно-образовательный посыл и эффект, не говоря уже о специальных программах, разработанных в нашем музее, таких, как лекции Академии искусств “Асем Алем”, мастер-классы, круглые столы, семинары и конференции, встречи с интересными людьми, презентации книг и выставок. В зависимости от направленности — художественные, исторические, краеведческие и другие — музеи выполняют важнейшую функцию хранения культурной и исторической памяти народа и страны. В музее, как и в образовательном процессе, соединяются две важные составляющие — познавательная и воспитательная, поскольку музей имеет большое значение в сохранении духовности и воспитании нравственности у подрастающего поколения. Думается, правомерно рассматривать музей как значимую часть учебного процесса. Поэтому ввели проведение выездных уроков для школьников в музеях по предметам», — рассказывает директор Государственного музея искусств имени А. Кастеева профессор Гульмира Шалабаева.

Взаимодействовать теснее

— Гульмира Кенжебулатовна, какое место занимает музей в образовательной системе нашей страны? Как можно решить современные проблемы образования с помощью музейных институций?

— На протяжении нескольких лет в системе образования Казахстана происходят кардинальные реформы, которые направлены на внедрение инновационных моделей в обучении — это и 12‑летняя система, и трехъязычие, и балльная система оценивания. Эти изменения находят самые разнообразные отклики и оценки, но сейчас не об этом. Данная модель предполагает значительно большую степень самостоятельности учащегося в овладении знаниями, умениями и навыками, чем ранее. Я полагаю, что музеи могли бы в этом случае стать важным звеном в образовательной системе, так как это прекрасная площадка для организации и проведения тематических семинаров, практических тренингов, причем не только по истории мировой художественной культуры, но и по истории, литературе, театроведению и другим предметам гуманитарного цикла. Вопрос междисциплинарного подхода актуален сегодня, и было бы очень хорошо, если бы посещения музеев стали обязательной частью учебной программы школ, колледжей и вузов.

— Как соотносятся современный музей и современное образование, дополнительное, непрерывное?

— Важно, чтобы система образования рассматривала музей как неотъемлемую часть образовательного процесса. Причем начинать приобщать аудиторию к практике посещения музеев можно с раннего возраста, но дозированно, чтобы не переборщить и не получить обратный эффект. Думается, для начала лучше приводить группами или классами, а для более вдумчивого посещения — индивидуально, но при этом объяснять сюжет, представляя историю или картины в виде мифов и сказок. И не важно, что ребенок запомнит, важно его заинтересовать, зажечь искорку в глазах. Это позволит сделать процесс обучения не только более увлекательным, но и наглядным, доступным и интересным. Мы заинтересованы в усилении взаимодействия музея с образовательными учреждениями, поскольку это действительно является эффективной формой.

При условии регулярного посещения музея у посетителя всегда есть шанс увидеть и узнать что-то новое

Раньше было принято регулярно посещать музейные организации, сейчас это уже не является обязательной частью школьной программы, и здесь уже многое зависит от инициативы отдельных педагогов. В музее есть как стандартный образовательный формат музейной работы, например, экскурсии и лекции, так и различные программы, которые призваны привлечь интерес и внимание детской аудитории. Так, на протяжении ряда лет успешно функционируют семейные творческие фестивали в дни школьных каникул. В музее разработана серия тематических квестов, позволяющих в увлекательной игровой форме познакомиться с различными разделами музейной экспозиции. При музее успешно функционирует арт-лаборатория, где проходят различные практические творческие занятия. И, наконец, наш музей первым в Казахстане разработал и внедрил уникальный формат теоретически-практических занятий для подростков «Асем Алем Джуниор», знакомящих с основными этапами развития мировой художественной культуры.

Инициатива внедрения образовательных программ в музейную деятельность позволяет рассматривать музейные организации как значимую часть образовательного процесса — форму дополнительного образования.

Коммерция и просвещение

— Каково соотношение развлечения и просвещения в музее и в современных образовании и культуре? В чем состоят гуманистические и коммерческие аспекты образования в музее?

— Уже отмечалось, что музей является досуговым учреждением, то есть посещение музея должно быть в первую очередь интересным как для взрослых, так и для детей. Главная задача — представлять лучшие образцы коллекции, то есть музей является местом и способом коммуникации с основными достижениями культуры. Также музей постоянно обновляет экспозиции, организует различные интересные проекты для возможности знакомства зрителей с произведениями регионального и международного искусства. При условии регулярного посещения музея у посетителя всегда есть шанс увидеть и узнать что-то новое. Важно воспитывать потребность систематического посещения организаций сферы культуры, в этом должны быть заинтересованы как сама система образования, так и семья. Это вопрос воспитания внутренней культуры, необходим комплексный подход к формированию гармонически развитой личности, способной воспринимать и понимать прекрасное.

По поводу коммерческого аспекта. Безусловно, музей предоставляет свои услуги за плату: стоимость входного билета составляет 200–300 тенге для школьников и студентов, а для взрослых — 500 тенге. Мы понимаем, что сумма является более чем скромной. Предоставляемые услуги оплачиваются согласно прейскуранту, утвержденному и согласованному с Министерством культуры. Все же, если говорить о коммерческих и гуманистических аспектах, вторые преобладают.

— Как ведется в стране подготовка музейных специалистов? Кто и как формирует контент музея? И без кого и чего его существование невозможно?

— Подготовка специалистов художественных профессий осуществляется в Казахстане на базе нескольких колледжей и вузов, расположенных в крупных городах. В числе учебных заведений отметим КазНАИ им. Т. Жургенова, КазНУ им. Аль-Фараби, КазНПУ им. Абая. Здесь готовят специалистов разных профилей, практиков и теоретиков — это художники, музыканты, актеры, искусствоведы и специалисты музейного дела.

Музей является сложным многофункциональным организмом, здесь работают специалисты различного профиля — научные сотрудники, экскурсоводы, реставраторы, хранители, технические службы. И все они необходимы музею для полноценного и успешного функционирования. Есть необходимость повышать уровень профессиональной квалификации специалистов, особенно молодых сотрудников: прохождение стажировок, обучение в магистратуре и докторантуре открывает дополнительные перспективы для успешной самореализации. Старшее поколение музейных специалистов можно считать хранителями музейной традиции, они, по идее, должны передавать свои знания и опыт следующему поколению сотрудников. Есть определенные профессии, где необходимо уделить особое внимание профессиональной подготовке кадров, в первую очередь это реставраторы. От грамотности и уровня подготовки этой категории специалистов зависит перспектива сохранения объектов материального культурного наследия — не только музейных предметов, но и памятников архитектуры. Эту специальность не так давно стали готовить в КазНАИ, но количество выпускников невелико по масштабам республики. Ранее реставраторами становились переквалифицировавшиеся художники, хотя важно понимать, что это отдельная профессия, требующая особой подготовки. Музейные реставраторы музея имени Кастеева являются опытными специалистами высшей категории, которые признаны лучшими в Казахстане. Это обусловлено их богатым опытом и постоянной практикой, но это вопрос интенсивной работы и постоянного самосовершенствования.

Контент музейных событий коллегиально подготавливается коллективом, администрация музея согласовывает с Министерством культуры государственные программы, оригинальные международные выставки и выездные экспозиции, юбилейные выставки, персональные и групповые проекты, юбилейные даты.

— Как соотносятся арт-рынок и образовательные процессы? В чем заключается казахстанская специфика и принципы их взаимодействия?

— Сейчас мы наблюдаем множество частных инициатив, направленных на инициирование образовательных проектов — летние школы, семинары, курсы лекций, творческие встречи и дискуссии организуются на базе частных галерей, ивент-площадок, спонсируются общественными фондами или частными лицами. Это позволяет наполнить событийный ряд художественной жизни города, а также имеет значение для повышения уровня образования граждан. К нам с удовольствием приезжают различные деятели культуры, специалисты музеев, лекторы, они открывают для себя Казахстан, отмечая, что наша страна обладает мощным потенциалом для развития и усиления международного культурного взаимодействия. Полагаю, что важно инициировать приезд авторитетных специалистов для полноправного культурного диалога и усиления образовательной составляющей.

Статьи по теме:
Казахстан

Эксперты «Астана Клуба» предупреждают о рисках глобальной экономической рецессии в 2020 году

Топ-10 рисков для Евразии представили в рамках V ежегодного заседания Astana Club

Повестка дня

Коротко

Повестка дня