Дело молодое

Государственная поддержка молодежного предпринимательства должна быть более сфокусированной

Дело молодое

Хотя официальная статистика сообщает об исторически низкой молодежной безработице, проблема занятости молодежи в Казахстане по-прежнему стоит достаточно остро. Уровень молодежной безработицы за неполные два десятка лет сократился более чем вчетверо: с 16,6% в 2001 году до 3,8% в 2018‑м. Если верить официальным показателям, уровень безработицы в Казахстане ниже чем в странах Западной Европы. Однако, как отмечают исследователи, на столь радужные показатели влияет то, каким путем исчисляется безработица. Дело в том, что казахстанская статистика включает в число работающих граждан самостоятельно занятых лиц, доходы которых могут и не быть значимыми, и даже порой не дотягивать до прожиточного минимума. Эту категорию граждан относят к числу непродуктивно занятых.

Если опираться на косвенные данные, такие как, например, темпы внутренней миграции, которые в своем большинстве обусловлены поиском работы молодыми людьми, положение не столь благостное. Президент Касым-Жомарт Токаев в недавнем выступлении привел такие данные: порядка 40% казахстанской молодежи сталкивается с проблемой трудоустройства и приблизительно 51% не планирует заняться бизнесом.

Для решения проблем молодежной безработицы было принято решение развивать молодежное предпринимательство, исходя из понимания того, что в развитых странах сектор МСБ производит порядка 70% ВВП и создает более 50% рабочих мест. С точки зрения молодежи развитие предпринимательства важно и потому, что оно влияет на подготовку кадров, приобретающих свою квалификацию по месту работы. Происходит своего рода селекция наиболее энергичных, дееспособных личностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации. При этом молодые люди наиболее активны и физически, и в восприятии внешней среды, процессов, происходящих в обществе. Именно молодые люди наиболее быстро адаптируются к меняющимся условиям, новациям.

На сегодняшний день в Казахстане к молодежному предпринимательству относят довольно широкую и разнородную категорию людей, которая включает самостоятельно занятых, самостоятельных работников, работодателей, членов кооперативов, помогающих (неоплачиваемых) работников семейных предприятий (см. график).

В казахстанской экономике трудится 2,8 млн молодых людей. Наиболее востребованным видом экономической деятельности среди молодежи является сфера оптовой и розничной торговли (336 тыс.), образования (223 тыс.), сфера сельского, лесного и рыбного хозяйства (271 тыс.), промышленности (216 тыс.). Наименьший уровень занятости — в таких отраслях, как горнодобывающая промышленность и разработка карьеров (50 тыс.), в сфере искусства, развлечения и отдыха (40 тыс.), а также в сфере водоснабжения, канализационной системы, контроля над сбором и распределением отходов (16 тыс.).

Есть такая программа

30 января 2019 года была утверждена Дорожная карта по проведению Года молодежи. В рамках Года молодежи была предусмотрена реализация ряда направлений деятельности, нацеленных на развитие предпринимательства в молодежной среде, источником финансирования которых является республиканский бюджет. Планируется, что в результате показатель незанятой, не обучаемой и не повышающей квалификации молодежи (NEET) будет снижаться на 1% ежегодно.

Проекты, которые направлены на развитие молодежного предпринимательства, будут реализованы на базе «Госпрограммы продуктивной занятости и массового предпринимательства “Еңбек” на 2017–2021 годы» и «Дорожной карты бизнеса 2020» (ДКБ), то есть тех программ, которые были приняты ранее. Тем не менее, согласно плану реализации мероприятий в рамках проведения Года молодежи, они будут доработаны или изменены с акцентом на поддержку предпринимательства среди молодежи. При этом срок реализации программ, направленных на развитие предпринимательства в молодежной среде, не будет ограничиваться 2019 годом, но будет осуществляться до 2021 года, когда завершится программа продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек».

Заниматься предпринимательской деятельностью желают чуть более 10% от общего числа молодежи страны

В рамках обеих программ для начинающих молодых предпринимателей предусмотрено обучение. Внутри программы «Еңбек» есть специальная программа «Жас кәсіпкер», направленная на безработную, не имеющую постоянных доходов молодежь в возрасте от 18 до 29 лет, пройдя которую и защитив свой бизнес-план, молодые люди получат разовый грант в размере 200 МРП (505 тыс. тенге). Предполагаемый охват грантами — 10 тыс. молодых людей ежегодно.

Программы дают молодым предпринимателям (наравне с другими категориями граждан, которые зарегистрировали свой бизнес в течение последних трех лет) доступ к ряду преференций: льготным кредитам, гарантированию (до 85% суммы займа), грантам на развитие новых бизнес-идей в приоритетных секторах экономики.

Однако все эти программы не были написаны исключительно под молодежь. В них не выделяется отдельно городская и сельская молодежь, тем не менее указывается, что в рамках «Жас кәсіпкер» будут дополнительно охвачено 40 тыс. безработных молодых людей из села, которые мигрировали в города в поисках работы.

Вычислить эффективность

До принятия мер по развитию молодежного предпринимательства 2019 года, обозначенных в Дорожной карте Года молодежи, в соответствии с которыми были внесены изменения в государственные программы «Еңбек» и ДКБ, казахстанские эксперты выделили ряд проблем, которые напрямую отражались на эффективности реализуемых государством мер по развитию молодежного предпринимательства.

Среди подобного рода проблем в первую очередь можно отметить отсутствие возможности количественно и качественно оценить эффективность проводимой политики государства и предпринимательских структур в развитии молодежного предпринимательства, в том числе и затраченных финансовых средств посредством экономических и статистических данных в динамике, конкретных цифр и индикаторов.

Однако сбор количественных и качественных данных позволит получить наиболее полную картину о потребностях и результативности мер, а также повысит прозрачность и, соответственно, доверие к профильным институтам. Тогда как информация о количестве предпринимательской молодежи в региональном разрезе и измеряемых критериях эффективности реализуемых мер позволит госорганам детальнее планировать бюджет расходов на следующий период.

Все эти программы не были написаны исключительно под молодежь

Указывалось, что эффективность реализуемых мер поддержки предпринимательства можно оценить с помощью внедрения дополнительных критериев в зависимости от целей и задач, формата меры: (1) количество участников, начавших свое дело после завершения программы; (2) сколько времени они стабильно работают (также мониторинг причин ликвидации бизнеса); (3) количество вновь созданных рабочих мест после получения услуги; (4) объем выплаченных налогов; (5) влияние оказанных услуг на развитие/расширение деятельности; (6) произведенные товары и услуги; (7) вклад в местные бюджеты и республиканский; (8) доля в ВРП и ВВП. Неплохой фидбек госорганы могли бы получить по итогам опроса об удовлетворенности участников услугами профильных институтов и возможных способах их улучшения.

Фото: DEPOSITPHOTOS

Учитывая, что сегодня многие зарегистрированные малые компании являются неактивными, рассматривать как индикатор количество участников, открывших свое дело, будет не совсем верным решением. Официальная статистика сообщает: в Казахстане значимо количество малых компаний и оно продолжает расти, но активны или действующие из них только 55,8%, или 159,4 тыс. (+10,6% за 2018 год). Новых из действующих — 16,1%, или 46 тыс. (+2,5% за 2018‑й), временно неактивных — 28,1%, или 82,3 тыс. (+15,5% за 2018‑й).

В международной практике активно обсуждалась и была обоснована необходимость информационных систем долгосрочного мониторинга эффективности программ предпринимательства в обеспечении занятости молодежи. Подчеркивается, что их отсутствие является основной проблемой устойчивого развития подобного рода программ, ведет к истощению бюджета и создает риски для их эффективного функционирования. Тогда как, напротив, анализ эффективности программ молодежного предпринимательства в долгосрочной перспективе напрямую влияет на обеспечение их развития и возможное расширение, улучшение структуры в целом. При этом ключевым фактором, в целом определяющим успех программ поддержки предпринимательства, являются доступность кредитов и регулярное консультирование участников.

В Казахстане, оценивая эффективность программ по развитию массового предпринимательства, больше опираются на данные об освоении средств и показателях по выдаче кредитов, поддержке стартап-проектов. В 2018 году тогдашний премьер Бактыжан Сагинтаев напомнил членам правительства, что эффективность актуализированной программы должна оцениваться и с точки зрения роста доходов населения.

В целом данные об итогах программы включают региональный, отраслевой, гендерный разрезы. При этом молодежь не выделяется в отдельную подгруппу. Возрастной разрез не представлен, поскольку меры, направленные на поддержку начинающих предпринимателей, включают в себя граждан всех возрастов, начавших вести бизнес в течение трех лет.

Отчасти и из-за непонимания эффективности реализуемых государством мер, направленных на развитие молодежного предпринимательства, невозможности учесть статистику, и, соответственно, оценить вклад молодежи, ряд экспертов в Казахстане заявляют о необходимости выделения молодежного предпринимательства как отдельной отрасли развития, с уникальными правами, отличными от других субъектов предпринимательства. Подчеркивается необходимость создания на государственном уровне целостного законодательства, стимулирующего молодежный бизнес, отдельной госпрограммы развития молодежного предпринимательства с принятием рамочного закона.

Следует предусмотреть квоту для молодых предпринимателей в рамках существующих форм и инструментов государственной поддержки. Сегодня речь идет о том, что из выделяемых кредитов не менее 20% должны быть направлены на стартап проектов, тем не менее их могут реализовывать все категории граждан, не только молодежь.

Отдельно стоит сказать про программы обучения, в частности «Жас кәсіпкер», которая длится чуть более двух недель. За этот период молодые люди должны обучиться основам предпринимательства и защитить свой бизнес-план. Далее в рамках проекта предусмотрено индивидуальное сопровождение каждого стартапа опытным бизнес-тренером через филиальную сеть «Атамекен».

В мире обучение молодежи предпринимательству воспринимается как одна из наиболее важных стратегий решения проблем безработицы, в частности, среди молодежи. Тем не менее и здесь сложно понять, насколько эффективным будет процесс. Масштаб охвата участников у него действительно большой, тогда как обучение является достаточно краткосрочным.

Вероятно, на понимание ситуации и ее улучшение могло бы повлиять получение качественной обратной связи от получателей микрокредитов, грантов на развитие новых бизнес-проектов, стартапов, что также отмечают казахстанские эксперты. На сегодняшний день, по крайней мере в открытом доступе, данных об оценке качества и институциональной среды от молодых предпринимателей, получивших поддержку государства, нет.

Здесь уместно будет привести рекомендацию о необходимости отраслевой программы «Информационная программа МСП», формирующей единую систему информационных массивов для обеспечения предпринимательской деятельности, которая позволит осуществлять непрерывный обмен информацией между МСП и структурами господдержки, общий мониторинг состояния МСП, а также функциональную адаптацию МСП к потребностям экономики.

Другая проблема, которую выделяют отечественные исследователи, это слабая информированность целевой аудитории о предоставляемых возможностях, особенно в региональном разрезе. Согласно результатам социологического исследования НИЦ «Молодежь» в 2018 году от 7,8 до 14,4% респондентов отметили, что владеют информацией о государственных программах развития молодежного предпринимательства.

Однако даже при наличии сформированной инфраструктуры для развития малого предпринимательства и относительно благоприятном отношении к малому бизнесу едва ли можно ожидать его интенсивного развития там, где отсутствуют необходимый для этого социальный и культурный капитал, где готовность населения к занятию предпринимательской деятельностью низкая. Согласно опросу НИЦ заниматься предпринимательской деятельностью желают чуть более 10% от общего числа молодежи страны.

На наш взгляд, необходимо выделить молодежное предпринимательство как отдельное направление государственной политики, разработать определенные преференции, пути поддержки молодых предпринимателей как отдельной категории населения. Не менее значимой является разработка инструментов оценки эффективности усилий государства в этом направлении. Сейчас провести такую оценку крайне сложно, если вообще возможно.

* Эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК

Статьи по теме:
Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

Груз-2020

Как скажется на казахстанских предпринимателях очередной виток роста нагрузки на бизнес?

Экономика и финансы

Позволь деньгам вырасти

Повышение предельных ставок КФГД, скорее всего, запоздало и не станет стимулом для возврата валютных вкладов в казахстанские банки