Дождаться структурных реформ

редакционная статья

Дождаться структурных реформ

Растущая инфляция не заставила Национальный банк РК (НБК) повысить базовую ставку: 15 июля финрегулятор решил оставить ее неизменной — на уровне 9,00 ±1,00%. «По уточненному прогнозу НБК, инфляция до конца текущего года будет продолжать формироваться в пределах целевого коридора, близко к его верхней границе. При повышении уровня рисков на мировых сырьевых рынках и усилении проинфляционного давления со стороны расширяющегося потребительского спроса не исключается ужесточение денежно-кредитных условий до конца текущего года», — заявили в Нацбанке.

За антиинфляционную политику обычно отвечают несколько государственных органов. В Казахстане в списке ответственных, как минимум, трое — Министерство национальной экономики, акиматы регионов и НБК. Управление инфляционным риском требует согласованности денежно-кредитной, фискальной и антимонопольной политик. В Казахстане до последнего времени, к сожалению, царила несогласованность. Набивший оскомину пример: правительство выделяет все новые и новые средства на поддержку бизнеса, жалующегося на дефицит длинных денег, и (с недавних пор) населения, а Национальный банк стерилизует ликвидность через механизм краткосрочных нот. В апреле правительство и ЦБ договорились работать сообща, подписали соглашение, из которого, впрочем, непонятно, как именно кабмин и НБК скорректируют инструменты своей политики, ведь каждый из них, по сути, заявил о приверженности своим старым целям и инструментам.

Все чаще в устах чиновников и аналитиков появляется загадочное словосочетание «структурные реформы». Теперь и в отношении инфляции, ведь значительная часть проинфляционных факторов — результат нерешенных проблем управления. Может сложиться впечатление, что это такая таблетка от всех болезней экономики. На самом деле структурные реформы, скорее, похожи на метод лечения — такой же долгий и тяжелый, как и сама болезнь. В широком смысле это набор преобразований, призванный повысить конкурентоспособность экономики, таких как реформа регулирования отраслевых рынков, судебной системы, индустриальной, фискальной, социальной политик и требуемое для этого изменение политических институтов, усиление т.н. институтов стабилизирующего характера.

Канва казахстанских структурных реформ была заложена в пяти институциональных инициативах, предложенных первым президентом Нурсултаном Назарбаевым в разгар последнего кризиса в 2015 году. В список направлений вошли модернизация госаппарата, формирование транспарентного государства, обеспечение верховенства закона, крен в сторону инновационной индустриализации. Инструментами структурных реформ в РК были избраны т.н. «100 шагов», которые не предложили кардинальных изменений. Это был достаточно сумбурный набор преобразований, который госорганы готовились внедрить вне привязки к структурным реформам. Во многом «100 шагов» были имитацией структурных реформ, и хорошо понятно, почему.

Проводить структурные реформы небезопасно для политика. Деолигополизация некоторых рынков (на конкурентных рынках цены всегда ниже, чем на олигопольных) рискует привести к серьезнейшим противоречиям внутри элиты, которая кормится с активов. Для проведения структурных реформ необходим большой кредит доверия власти, но именно с этим сейчас проблемы. В последние годы правления первого президента стояла задача поддерживать статус-кво и по возможности избегать серьезных потрясений. Действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев, одним из трех принципов программы которого была преемственность курсу Назарбаева, пока не демонстрирует готовности идти на структурные реформы.

В этой ситуации единственный стимул, который может подтолкнуть Акорду к запуску реальных структурных реформ — низкие цены на нефть. Пять институциональных реформ были презентованы, когда цены на нефть за 6 месяцев скатились с 95 до 55 долларов за баррель. В ближайшее время шокового ралли вниз не предвидится, поэтому сторонникам реальных, а не имитационных структурных реформ, стоит запастись терпением.

Читайте так же тему номера: К нам приближается инфляционный фронт

Статьи по теме:
Тема недели

От царства теней к диктатуре света

В борьбе с теневой экономикой в Казахстане намечается перелом. Его ощутят и бизнес, и общество

Казахстан

Преимущества развития ВИЭ в Казахстане

Банк развития Казахстана активно развивает проектное финансирование в ВИЭ

Спецвыпуск

Пора кредитовать

Качественный рост становится жизненно необходимым для банков