Совет сорока четырех

Астана определилась с составом НСОД 

Совет сорока четырех

Утверждены положение и состав Национального совета общественного доверия (НСОД). В списке 44 человека, из которых трое представляют собственно власть. Председателем НСОД ожидаемо стал президент РК Касым-Жомарт Токаев, руководитель президентской администрации Крымбек Кушербаев назначен зампредседателя, а должность секретаря досталась советнику президента Ерлану Карину. Общественность представлена 41 персоной. Восемь участников НСОД входили в Комиссию по земельной реформе в 2016‑м. Состав Нацсовета от предыдущих диалоговых площадок отличается тем, что он практически полностью состоит из экспертов, гражданских активистов и лидеров общественного мнения. На этот раз обошлись без чиновников, представителей совещательно-консультативных органов при президенте и депутатов от партии власти. На этом, пожалуй, плюсы заканчиваются.

Главный минус в том, что НСОД, заявленный президентом как диалоговая площадка для всего общества, собственно, это общество не представляет. Во-первых, непонятно, по каким критериям отобрали членов Нацсовета и как измерили уровень доверия им со стороны общества. Во-вторых, у состава НСОД низкая репрезентативность — не учтены ни национальные, ни половозрастные характеристики нашего пестрого общества. К тому же отсутствуют представители регионов. Но г-н Карин на это смотрит иначе. «Туда вошли представители всех основных общественно-политических групп страны, здесь представители старой оппозиции, представители нового протестного движения, гражданские активисты, известные правозащитники, которые долгие годы занимаются вопросами защиты прав человека, молодежные активисты и лидеры, а также представители регионов и ведущие казахстанские эксперты», — заявил секретарь Нацсовета. Пожалуй, подобранный властью состав Нацсовета придает диалоговой площадке не общенациональный масштаб, как ранее предполагали лояльные власти политологи, а представляет собой столичное экспертное заседание.

Важнее состава функционал диалоговых площадок. И он такой же, как у предшественников НСОД, которые так и не смогли решить возложенные на них задачи (например, деятельность Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ привела к усилению авторитаризма). Решения НСОД по сути имеют рекомендательный характер. Госорганы и общественные объединения могут принять, а могут и отвергнуть их.

По словам Ерлана Карина, в Нацсовете будут сформированы рабочие группы по основным направлениям. «На этих рабочих группах будет определено, какие изменения необходимо внести в определенные законопроекты или программы. Эти предложения будут систематизированы на заседаниях рабочих групп и вынесены на общее заседание Нацсовета. После они будут направлены президенту», — рассказал он. Согласно президентскому указу, повестку и план работы формирует секретарь Нацсовета, то есть представитель власти. В такой ситуации члены НСОД будут действовать в заданных рамках, максимум, что они могут сделать, высказать свое особое мнение. Повестка Нацсовета покажет реальные задачи, которые призван решить новый орган. И тут несколько версий. Первая: Нацсовет — инструмент исключительно для снижения уровня общественного недовольства. Вторая версия: НСОД нужен, чтобы придать большую устойчивость политическому режиму. Третья: с него стартуют серьезные политические реформы. Первое заседание назначено на конец августа.

Статьи по теме:
Казахстан

Клёвые ковбои Алаколя

Рыболовно-туристический фестиваль "ОКУНЬКОЛЬ-2019"

Тема недели

К нам приближается инфляционный фронт

Потребительские цены возвращаются к повышательному тренду. Пока рост не критичен, но он рискует съесть прибавку реальных доходов населения и привести к замедлению экономики

Казахстан

Внедрение системы обязательного социального медицинского страхования обсудили в Алматы

Реформа медстрахования в РК приблизилась к важнейшему моменту: с 2020 запускается вторая и самая главная часть реформы медицинского страхования РК, когда в механизм будут включены физические лица

Политика

Назарбаев против раскола

Демарш младореформаторов в начале 2000‑х породил фобию раскола элит. С того момента политическую конкуренцию уничтожали на корню