Копеечка к копеечке

Tiyn — казахстанский IT-стартап, стремящийся уделить проработке проекта максимум времени. И в этом его особая ценность

Копеечка к копеечке

Пока Tiyn — это лендинговая страница на домене .me и Telegram-канал со страничкой, где обсуждаются будущие свойства продукта. В стартапе признаются, что не напишут ни одной строчки кода, пока сами не убедятся в его ценности. И это притом что Tiyn — не казахстанское изобретение, у проекта есть американский прототип — Acorns. Однако наличие прототипа задачу не упрощает: воспроизвести идею американского финтеха в Казахстане равносильно созданию нового проекта. И поэтому финал истории открыт — стартап может и не состояться. Но в случае с Tiyn процесс разработки проекта интереснее результата.

Фондовый рынок начинается в смартфоне

У CEO Tiyn Саята Картабаева с детства было хорошо с математикой. Причем настолько хорошо, что павлодарский школьник объездил главные математические олимпиады постсоветского пространства и даже побывал в Европе. После окончания школы олимпиадник без особых проблем поступил в Университет имени Сулеймана Демиреля в Алматы, а спустя год продолжил учебу в Шеффилдском университете. Картабаев выбрал одну из самых интересных специализаций на стыке фундаментального и прикладного знания — финансовая математика.

В 2013‑м Саят получил степень бакалавра и устроился на работу в казахстанскую «дочку» Deloitte. «У финансиста в Казахстане два варианта — идти работать либо в Big 4 (“большая четверка” аудиторов — KPMG, EY, Deloitte и PwC. — ЕК), либо в Big 3 («большая тройка» рейтинговых агентств — Fitch, S&P, Moody’s. — EK). Я поступил в Deloitte, — рассказывает Картабаев. — Работал в отделе, специализирующемся на компаниях ресурсного сектора. Удалось поездить по стране и познакомиться с реалиями, в которых работает казахстанский бизнес».

Надолго задерживаться в аудиторском бизнесе ему не хотелось. Нынешний CEO Tiyn проработал там три года — ровно столько, говорит он, требуется, чтобы получить прочные навыки и понимание аудиторской работы, а также попробовать самостоятельно управлять проектами. А потом молодого специалиста позвали в финтех-стартап.

Команда Tiyn, помимо Картабаева, который заявлен CEO компании, — это Жанболат Каиргожин, выпускник Бристольского университета, успевший три года поработать в другой компании «большой четверки» — EY, и Асель Жакупова, выпускница университета Вуллонгонг в Дубае. Опыт совместной работы ребята получили на проекте StockMetrix — именно на него Картабаев променял зону комфорта в аудиторской компании. Финтех-стартап вдохновило приложение Robinhood, позволившее рядовым инвесторам приобретать ценные бумаги публичных компаний и ETF США без комиссии. Tiyn продолжает логику этих проектов — приблизить фондовый рынок к обычному пользователю смартфона.

Приложение StockMetrix призвано оптимизировать рутину биржевого игрока. Трейдеру на рынке ценных бумаг необходимо постоянно отслеживать новые направления вложения — компании. Чтобы принять решение об инвестициях, трейдер должен собрать и проанализировать огромный объем информации — макроэкономические данные, ситуацию на рынке, финансовую отчетность, данные технического анализа. StockMetrix позволял собрать основные группы данных на одном экране, а затем анализировать их. «Если Robinhood сделал более демократичным выполнение торговых операций, мы решили сделать более демократичным процесс принятия решения об инвестировании, сделав его доступным и понятным каждому», — говорится в описании проекта на его страничке в Facebook.

Те же желуди, но с белкой

StockMetrix был ориентирован на американский рынок. Прежде чем заходить на этот рынок, команда проанализировала серию финтех-продуктов, «взлетевших» в США. Одним из таких продуктов стал Acorns — сервис, позволяющий начать инвестировать на финансовом рынке со скромными средствами. Средства на счету клиента накапливаются небольшими суммами, но регулярно. Например, клиент платит в супермаркете не 27,50, а ровно 28 или 30 долларов — 50 центов или 2,5 доллара уходят на его счет. Эти деньги брокерская компания инвестирует в те или иные ценные бумаги в зависимости от риск-аппетита клиента. У Acorns два продукта — Core (базовый) и Later, который стартап позиционирует как простейший способ накопить на старость.

Авторам Tiyn (с каз. «копейка») эта концепция пришлась по душе, ведь главная проблема, которую решает продукт, — неумение аккуратно копить — в Казахстане актуальна еще больше, чем в США. Возможность инвестировать на бирже малые суммы с низким риском потери вложений должна открыть для казахстанцев финансовый рынок и повысить их финансовую грамотность.

Tiyn воспроизводит Acorns даже в брендировании: и у тех, и у других сайт выполнен в приятных зеленых тонах, логотип американцев — желудь, казахстанцев — белка, держащая в лапах желудь. «Но Acorns доступен только в Штатах, и непонятно, когда они доберутся до Казахстана, — объясняет Картабаев. — Тогда мы сказали: о’кей, это классная идея, и мы должны попробовать ее реализовать в нашей стране».

Превратить американскую идею в казахстанский проект помогло внешнее обстоятельство. В апреле этого года команда Tiyn зарегистрировалась для участия в конкурсе Visa Everywhere Initiative, вышла сначала в полуфинал,а затем и в финал конкурса. Во время участия тиыновцы прошли сито встреч с ведущими специалистами крупнейших финансовых, телекоммуникационных и IT-компаний страны, которые задавали вопросы, помогая выявить слабые места проекта, и давали дельные советы. «Концептуально идея простая: копить и инвестировать, но когда ты залазишь под капот, то там все значительно сложнее. Например, в одном из сценариев развития наш проект подпадает под регулирование, то есть нам потребуется лицензия как финансовой организации», — рассказывает Саят.

Но сначала стартап должен понять, кто целевая аудитория проекта. Первичный анализ рынка показал, что целевая аудитория у Tiyn потенциально велика: только в четырех крупных городах Казахстана — Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Караганде — 5,5 млн активных банковских карточек; на более чем 600 тыс. депозитных счетов сосредоточены суммы от 1 до 3 млн тенге — это те люди, которые ежемесячно что-то откладывают. Сложно сказать, сколько человек в действительности готовы воспользоваться приложением, но именно эта информация и определяет ценность проекта: если участниками системы станут лишь несколько сотен человек, то запускать проект нет смысла.

Команда Tiyn решает эту проблему так: на веб-сайте Tiyn.me они собирают данные потенциальных клиентов (на сегодня уже около 2 тыс. почтовых адресов), кроме того, ведут канал в Telegram (около 300 участников), где объясняют, что за продукт собираются создать — промоушн и лидогенерация в одном флаконе. В Telegram команда стартапа объясняется, доказывает, спорит с потенциальными клиентами, которые создают вокруг проекта своеобразную социальную сеть и помогают тиыновцам найти лучшие решения.

«Стартап должен доказать, что он нужен, прежде чем мы напишем хоть одну строчку кода, — уверен Картабаев. — Стандартная ошибка стартаперов: они тратят полгода-год на разработку продукта, чтобы потом выйти на улицу и продавать его. Выходят, а на улице никого нет».

Сценарий не выбран

Как говорилось выше, в проекте всего три человека — Картабаев (CEO), Жакупова (менеджер продукта) и Каиргожин (дает стратегические рекомендации). «Как в любом стартапе, в нашей небольшой команде все делают всё, — признается Саят. — У нас есть техническая команда проекта, но мы не берем их в расчет, поскольку их пока не подключили. Когда мы закроем все с организационно-юридической точки зрения, подключатся фронт-энд, бэк-энд, мобайл, дизайнеры и веб».

На нынешней стадии инвестиции в проект минимальны — члены команды зарабатывают на других проектах. Хотя у тиыновцев есть стратегический инвестор (его имя пока не называют), Tiyn не торопится тратить его деньги. «На любом этапе стартапа можно обеспечить любой уровень расходов, — объясняет CEO Tiyn. — Особенность нашего стартапа в следующем: чтобы дать заработать клиентам в будущем, мы на стадии создания должны закладывать настолько минимальные расходы во всем процессе, насколько это возможно».

Узкое место проекта — стоимость банковской комиссии за транзакцию, которая должна быть ничтожно мала, чтобы модель оказалась рабочей. В противном случае издержки сделают стоимость проекта отрицательной. Будущее стартапа зависит от успеха идущих сейчас переговоров с банками, процессинговыми компаниями и брокерскими фирмами. «Нам было бы выгоднее воспользоваться услугами компании, управляющей активами, или брокерской компании, чем ставить весь процесс самостоятельно», — говорит Картабаев. В этом случае Tiyn придется повторить путь Acorns — американцы зарегистрировалась в Комиссии по ценным бумагам и биржам США.

По состоянию на начало июля 2019‑го команда Tiyn подала заявку на открытие компании в МФЦА и ведет переговоры по присоединению к столичной FinTech Lab. В «песочнице» МФЦА тиыновцы надеются опробовать свою идею и в течение двух лет тестировать востребованность продукта. Если он найдет свою нишу на рынке, но на роль управляющей компании никого не окажется, будут обращаться за лицензией в Нацбанк.

Успех этого стартапа не гарантирован, но те лиды, которые сгенерировали тиыновцы, и те доверительные отношения с потенциальным клиентом, которые выстраивает команда Tiyn, обязательно дадут свои плоды.

Статьи по теме:
Общество

Шаги в пропасть

Коротко о детской реабилитации в Казахстане: слов и программ много, нет главного — реальной помощи детям

Экономика и финансы

Выпроводить по одежке

Национальный банк намерен ограничить потребительское кредитование: если доходы заемщика меньше официального прожиточного минимума, банк откажет ему в кредите

Казахстанский бизнес

Антикризисная реакция

«Казатомпром» пытается воздействовать на мировые цены и улучшать внутренние бизнес-процессы

Тема недели

Эффект Нур-Султана

Новая система привлечения инвестиций выглядит вполне рабочей. Но слабые институты могут свести ее эффективность к нулю