Аналитика для фермеров

Казахстанский IT-стартап в сфере точечного земледелия Egistic поможет аграриям правильно планировать сельхозработы и увеличивать урожайность

Аналитика для фермеров

Снимки со спутников NASA, работа с базой данных Европейского космического агентства Copernicius и математические алгоритмы — все это Жандос Керимкулов, основатель Egistic, решил объединить в один агротехпроект, который должен помочь фермерам отслеживать ситуацию на полях из космоса и анализировать качество почвы.

Агропроект Egistic идеально вписывается в госпрограмму цифровизации агропромышленного комплекса, однако Керимкулов в отношении программы скептичен. На цифровизацию АПК в прошлом году правительство потратило 2,2 млрд тенге, говорит он, однако результатов пока не видно. Разработчик уверен, что лучше, когда продукты для бизнеса выбирает сам бизнес, а не государство.

От карт к космосу

Выпускник КазНТУ им. Сатпаева, Жандос Керимкулов, начинал с государственных проектов: мониторинг для борьбы с незаконным самозахватом земли по заказу Генпрокуратуры, дистанционное зондирование земли в космическом агентстве «Қазақстан ғарыш cапары». Однако работа на государство не прельщала. В 2015 году инженер задался вопросом: в какой отрасли в Казахстане самый большой рынок для использования картографических IT-технологий. «В принципе можно внедрять в нефтедобывающий, экологический сектор или градостроение», — отвечал он себе. И в итоге пришел к выводу, что большую перспективу имеет технологичный мониторинг земель. Приезжая в село, кто-то видит покосившиеся дома и кривые заборы, а г-н Керимкулов увидел навороченные джипы аграриев. «Денег-то у них на самом деле достаточно», — сделал вывод инженер.

С государством все-таки пришлось иметь дело. В 2017 году Жандос Керимкулов выиграл грант на развитие от Nazarbayev University, вскоре прошел отбор в программу международной акселерации Startup Kazakhstan, где в его проект вложили 20 тыс. долларов. В прошлом году проект получил инвестиции в размере 80 млн тенге от Фонда науки РК по программе коммерциализации результатов научно-технических исследований.

Доработка платформы заняла год. Все это время продолжала формироваться команда проекта. Ребята — казахстанские победители различных хакатонов и международных конкурсов — не вкатывались в проект сходу — чтобы ввести их в курс дела требовалось от трех до четырех месяцев.

Плати за алгоритмы

К концу весны 2019 года команда Egistic объявила о старте продаж. Основная технология агропроекта — предоставление информации аграриям о вегетации, здоровье растений и влажности поверхности почвы, уровне снежного покрова. С помощью технологии дистанционного зондирования земли фермеру предоставляются снимки полей в обработанном виде. Далее любой пользователь сможет забить кадастровый номер поля в своем личном кабинете, затем команда Egistic направляет запросы в Европейское космическое агентство и Американское аэрокосмическое агентство. Сложность проекта заключается в специальном программном обеспечении и математических алгоритмах, поскольку все используемые картографические данные есть в открытом доступе.

За визуализацию конечных материалов отвечают геоинформационные системы. Проект Egistic предоставляет точные метеоданные с метеорологических спутников. Для того чтобы адаптировать эти данные для нужд сельского хозяйства, специалисты разработали дополнительный механизм. Вся информация о метеорологических условиях хранится также в личном кабинете, есть возможность сопоставлять данные за разные промежутки времени. В этом вся ценность продукта. «У нас достаточно технологичная платформа, если бы это было так легко, то скорее всего все компании бы этим занимались», — утверждает собеседник.

При анализе состояния полей сервис Egistic может давать погрешность. «В данный момент погрешность десятиметровая, но в будущем мы планируем улучшать, хотим подключить информацию с более точных спутников», — рассказывает стартапер. По его словам, компания уже ведет переговоры, и в следующем сезоне у пользователей появится возможность выбирать: работать с 10‑метровой погрешностью или с 3‑метровой.

Сейчас в Egistic тестируется новый продукт, который будет выявлять очаги распространения сорняков. Ориентируясь на показатели в этом приложении, пользователи смогут внести химикаты на тех участках, где больше всего сорняков, и не травить здоровые растения.

Также у нового софта появится возможность выявлять больные культуры. «Если стандартные приложения используют только вегетационный индекс, то мы используем индекс хлорофилла и индекс азота, — рассказывает собеседник. — Если их содержание падает, значит растения больные». По его словам, все эти технологические решения вкупе будут помогать фермерам проводить свое рабочее время максимально эффективно.

Главные конкуренты г-на Керимкулова — украинские, российские, австрийские, французские и американские компании. «Некоторые приходят не без помощи государства, некоторые лоббируются. Для нас это вызов, конкуренция порождает прогресс, мы только рады, что такое происходит в стране», — говорит стартапер.

Продукт для мелких

Сейчас Egistic предоставляет свои услуги 265 пользователям, средний чек составляет 7000 тенге. «Часть клиентов заказывали и в прошлом сезоне, некоторым мы в режиме тестирования предоставляем услуги бесплатно», — рассказывает г-н Керимкулов. По его словам, хоть продукт уже в продаже, этот сезон вводный: тестируют только те клиенты, которые делятся обратной связью. Если потенциальный покупатель находится в поле и готов поработать с Egistic, то ему советуют, на какой участок площади следует обратить внимание, где стоит что-то проверить. «Некоторые люди готовы сотрудничать, мы можем делать калибровку, давать абсолютные данные и улучшать наш сервис», — делится он.

У команды Egistic был случай, когда один фермер воспользовался сервисом, и обнаружилось, что у него по показателям были проблемные зоны. В этих зонах он нашел насекомых, которые уничтожали всходы и применил химикаты против вредителей — профит, как для тестера, так и для разработчиков.

В одном из интервью, Жандос Керимкулов сказал, что 4000 пользователей в год для жизни компании было бы достаточно. Но в этом году, скорее всего, компания не выйдет на эти показатели. «Этот год в любом случае будет ориентирован на рекламу. Пользователей, которые тестируют наш сервис, мы уже получили», — говорит он. Иными словами, в команде хотят довести функционал сервиса до идеального состояния с учетом всех отзывов от пользователей.

Egistic ориентируется на мелких фермеров, а также на малые и средние хозяйства. Математика простая: в Казахстане около 24 млн га пашни, на крупных игроков приходится всего 3–4 млн из этого объема, остальные 20 млн га — площади, где стартап Керимкулова готов попробовать свои силы. Однако целевая аудитория Egistic, конечно, значительно уже. «Наш целевой сегмент — это, как ни странно, жители городов, которые имеют площади в сельской местности, но не хотят постоянно ездить в село. Наш клиент — молодой фермер, который ищет новые решения. Он эффективно использует время, а не обходит поле», — констатирует собеседник.

Никакого бизнеса, только технологии

Команда разработчиков Egistic, как это часто бывает с казахстанскими стартапами, строит амбициозные планы — выход на глобальный уровень. Для этого, по словам г-на Керимкулова, команда должна проводить собственные полевые исследования. «По результатам мы хотим сделать продукт не хуже мировых. Нам потребуется два года испытаний, в течение этого времени параллельно будем увеличивать функционал сервиса», — рассказывает он.

Осязаемая цель — «выстрелить» в России. Керимкулов подал заявку на технологический конкурс, финал которого пройдет в Алматы: если он выиграет, то у него будет возможность представить свой проект на российском конкурсе. «Это один из способов зайти в Россию, второй — поездка на бизнес-акселератор в Москву для того, чтобы готовить для России продукт и заходить на общих основаниях», — объясняет Жандос.

В 2020 году команда Egistic поедет на Expo в Дубаи. Там разработчики выставят отдельный стенд со своим проектом и будут искать клиентов из дальнего зарубежья. Собеседник прогнозирует, что к тому времени команда будет больше работать над технологичностью продукта и, если получится выиграть конкуренцию в этом пункте, то все дороги открыты.

Статьи по теме:
Люди и события

Юбилей отпразднуют рекордом

В следующем месяце под Алматы пройдет Х международный фестиваль FourЭ

Культура

От платформы до музея

Задача новой онлайн-платформы современного искусства — представить в интернет-пространстве казахстанских художников и способствовать развитию отечественного арт-рынка

Экономика и финансы

Госдолг валюте не помощник

Из-за низкого спроса ГЦБ Минфина РК пока не смогли оказать стабилизирующего влияния на обменный курс

Экономика и финансы

Тяжесть капитала

Замедление кредитования и падение чистой прибыли при возможном ухудшении качества ссудного портфеля ставят под сомнение способность отдельных банков самостоятельно наращивать собственный капитал