Кто заплатит за LRT?

Правительство выдало госгарантию на оставшуюся часть финансирования проекта Астана LRT

Кто заплатит за LRT?

Согласно опубликованному вчера постановлению правительства РК от 28 мая 2019 года, в 2016-2020 годы правительство прогарантирует 1,6 млрд долларов. Весь проект стоит 1,9 млрд. 

Реализует проект ТОО “Астана LRT”. Подрядчиками выступили три китайские компании – Beijing State-Owned Assets Managment Co., China Railway Asia – Europe Construction Investment Co. и China Railway No2 Engineering Group Co. Финансировал проект Госбанк развития Китая (ГБРК). 

Первая очередь проекта завершена. Около 300 млн уже освоено – от Международного аэропорта Нур-Султана до нового железнодорожного вокзала “Нурлы Жол” подготовлена площадка для прокладки надземной линии и частично возведены опоры LRT. Оставшуюся часть проекта должны были завершить до конца 2019 года, но возникли перебои в финансировании. 

Китайцы не торопились “выгонять” деньги без гарантии правительства. Казахстанскую сторону не устраивали условия кредита, она планировала уговорить ГБРК рефинансировать его. Министр финансов РК Алихан Смаилов пообещал найти источники финансирования проекта внутри страны. 

В постановлении правительства речь шла о потенциальном заимодателе – инвесторы на внутреннем рынке ценных бумаг. Поскольку организационная форма заемщика ТОО, вероятнее всего, он выпустит долговые ценные бумаги. 

Попробуем предположить, кто готов зайти в бумаги ТОО “Астана LRT” (эта компания, учредителем которой является акимат Астаны, числится заемщиком)? 

Банкам интересны бумаги, которые входят в ломбардный список Нацбанка. Чтобы попасть туда, корпоративные облигации должны получить рейтинг не ниже BB- (по шкале S&P, Fitch). Но на рынке есть бумаги куда интереснее – например, ноты Нацбанка и государственные бонды. 

Из крупных покупателей остаются два: 
– “Байтерек девелопмент”, который поддерживает жилищное строительство, скупая муниципальные бонды по 0,35% при инфляции в 5,3% и ставке по гособлигациям в 8-9%, 
– и ЕНПФ, который поддерживает всех, на кого укажет правительство, правда, по рыночным ставкам. 

Однако для участия “Байтерек девелопмента”, потребуется выделять дополнительные суммы, а в ЕНПФ деньги накапливаются сами – примерно по 130 млрд тенге в месяц (2018) – знай себе инвестируй. 

Однако не будем торопиться с выводами. Пока слишком мало информации.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Год в минус

На фоне сокращения производства и заморозки тарифов инвестпривлекательность электроэнергетики снижается

Спецвыпуск

«Зеленый» Костомар

Преимущественно угольная энергетика Казахстана в последние годы начинает меняться

Спецвыпуск

Обзор годовых отчетов-2019: новые вызовы

Требования к раскрытию информации растут по всему миру. И главным вызовом для казахстанских компаний становится отчетность по факторам ESG

Спецвыпуск

Айдабульский градус

Отечественного производителя алкоголя сдерживают высокие цены на энергоносители