Кто заплатит за LRT?

Правительство выдало госгарантию на оставшуюся часть финансирования проекта Астана LRT

Кто заплатит за LRT?

Согласно опубликованному вчера постановлению правительства РК от 28 мая 2019 года, в 2016-2020 годы правительство прогарантирует 1,6 млрд долларов. Весь проект стоит 1,9 млрд. 

Реализует проект ТОО “Астана LRT”. Подрядчиками выступили три китайские компании – Beijing State-Owned Assets Managment Co., China Railway Asia – Europe Construction Investment Co. и China Railway No2 Engineering Group Co. Финансировал проект Госбанк развития Китая (ГБРК). 

Первая очередь проекта завершена. Около 300 млн уже освоено – от Международного аэропорта Нур-Султана до нового железнодорожного вокзала “Нурлы Жол” подготовлена площадка для прокладки надземной линии и частично возведены опоры LRT. Оставшуюся часть проекта должны были завершить до конца 2019 года, но возникли перебои в финансировании. 

Китайцы не торопились “выгонять” деньги без гарантии правительства. Казахстанскую сторону не устраивали условия кредита, она планировала уговорить ГБРК рефинансировать его. Министр финансов РК Алихан Смаилов пообещал найти источники финансирования проекта внутри страны. 

В постановлении правительства речь шла о потенциальном заимодателе – инвесторы на внутреннем рынке ценных бумаг. Поскольку организационная форма заемщика ТОО, вероятнее всего, он выпустит долговые ценные бумаги. 

Попробуем предположить, кто готов зайти в бумаги ТОО “Астана LRT” (эта компания, учредителем которой является акимат Астаны, числится заемщиком)? 

Банкам интересны бумаги, которые входят в ломбардный список Нацбанка. Чтобы попасть туда, корпоративные облигации должны получить рейтинг не ниже BB- (по шкале S&P, Fitch). Но на рынке есть бумаги куда интереснее – например, ноты Нацбанка и государственные бонды. 

Из крупных покупателей остаются два: 
– “Байтерек девелопмент”, который поддерживает жилищное строительство, скупая муниципальные бонды по 0,35% при инфляции в 5,3% и ставке по гособлигациям в 8-9%, 
– и ЕНПФ, который поддерживает всех, на кого укажет правительство, правда, по рыночным ставкам. 

Однако для участия “Байтерек девелопмента”, потребуется выделять дополнительные суммы, а в ЕНПФ деньги накапливаются сами – примерно по 130 млрд тенге в месяц (2018) – знай себе инвестируй. 

Однако не будем торопиться с выводами. Пока слишком мало информации.

Статьи по теме:
Общество

Шаги в пропасть

Коротко о детской реабилитации в Казахстане: слов и программ много, нет главного — реальной помощи детям

Экономика и финансы

Выпроводить по одежке

Национальный банк намерен ограничить потребительское кредитование: если доходы заемщика меньше официального прожиточного минимума, банк откажет ему в кредите

Казахстанский бизнес

Антикризисная реакция

«Казатомпром» пытается воздействовать на мировые цены и улучшать внутренние бизнес-процессы

Тема недели

Эффект Нур-Султана

Новая система привлечения инвестиций выглядит вполне рабочей. Но слабые институты могут свести ее эффективность к нулю