Смерть от согласования

Почему стратегии национальных компаний часто переписываются и как это влияет на развитие страны

Самый ценный ресурс — это время. Поэтому основным конкурентным преимуществом компаний и даже целых стран является способность быстрее, чем все остальные, запустить новый продукт или услугу. Это позволит собрать все сливки, пока остальные пытаются догнать лидера, копируя его идеи. Наша страна ставит перед собой амбициозную цель по вхождению в список 30 наиболее развитых стран мира, и, чтобы обогнать тех, кто впереди нас, нам нужно быть быстрее них, а ведь они тоже не стоят на месте.

В целом в Казахстане правительством и квазигоссектором правильно определены стратегические направления развития — почти все стратегические документы ставят корректные и достижимые цели и задачи. Вопрос лишь в том, как быстро и правильно эти стратегии реализуются. Но, к сожалению, бюрократия ломает систему государственного планирования.

Из-за бюрократических процедур некоторые госкомпании не только слабо реализуют стратегии, но и вовсе не могут даже приступить к их реализации в связи с долгим и усложненным процессом утверждения. Обычно это подведомственные госкомпании, не входящие в структуру ФНБ «Самрук-Казына», которые постоянно испытывают проблемы с процессом своевременной разработки и утверждения своих стратегий.

Алихан Байдусенов

Дело в том, что механизм разработки, утверждения и реализации стратегий развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, регламентирован в законе о госимуществе, а также в приказе министра национальной экономики РК «Об утверждении Правил разработки, утверждения стратегий развития и планов развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, а также мониторинга и оценки их реализации».

В такой конструкции нет смысла внедрять корпоративное управление и лучше перейти в режим ручного управления, так как сократится время на принятие стратегически важных решений

На практике процедура согласования и утверждения стратегий развития национальных компаний напоминает челночные бега, когда согласование документа возвращается к одним и тем же согласующим по нескольку раз. Это приводит к затягиванию согласования, потери актуальности стратегии, лишним затратам человеческих ресурсов и постоянной перегруженности исполнителей в министерствах.

Три круга согласования

Вот как выглядит этот процесс. После того как стратегия развития национальной компании разработана, она проходит одобрение правлением национальной компании. Одобрение стратегии правлением свидетельствует, что менеджмент, которому доверили управление компанией и который по логике вещей должен не только понимать во всех деталях бизнес компании, но и хорошо ориентироваться в государственных программах развития, готов выполнить указанные в документе цели.

После одобрения правлением документ направляется в курирующее министерство, а далее на согласование в Министерство национальной экономики и Министерство финансов для того, чтобы профильные госорганы, смотря «с высоты птичьего полета» на все стратегические документы, могли вовремя скорректировать цели и задачи стратегии национальной компании, если эта стратегия не коррелирует со стратегическими документами высшего или смежного уровней.

Если стратегия соответствует всем необходимым критериям, то документ уходит на одобрение в совет директоров (СД) национальной компании. Подчеркнем: именно на одобрение, а не утверждение. Подчеркнем: в совете директоров нацкомпании традиционно присутствуют представители курирующего и профильных министерств.

Заманбек Шопанов

Как видно, одна лишь процедура согласования достаточно обширна и затрагивает всех необходимых для комплексной оценки согласующих — как со стороны развития самой национальной компании, так и со стороны развития государства и отдельного сектора экономики. Но по-настоящему бюрократическая машина включается после одобрения стратегии советом директоров.

Во-первых, совет директоров, как правило, предварительно одобряет стратегию, тем самым снимая с себя груз ответственности за достижимость намеченных целей. Во-вторых, после одобрения советом директоров курирующим министерством формируется проект постановления правительства об утверждении стратегии, который повторно направляется в министерства для согласования. Казалось бы, что осталось согласовать, кроме двух-трех строчек, где написано «утвердить стратегию развития»? Ведь основной документ — стратегия нацкомпании — уже проходил через госорганы. К сожалению, на этом этапе профильные министерства начинают заново просматривать стратегию развития, возвращая процесс на предыдущий круг.

Учитывая, что профильный министр — член совета директоров нацкомпании, получается, что министерства рассматривают один и тот же документ три раза: до совета директоров, на совете директоров и при согласовании постановления правительства РК.

Зачем корпоративное управление?

Все это в итоге приводит к тому, что процедура согласования и утверждения стратегии развития затягивается на 7–8 месяцев. Например, если нацкомпания начала разработку стратегии в начале 2019 года, то ее предварительное утверждение советом директоров произойдет не ранее августа-сентября 2019 года. Далее компания должна будет предусмотреть в бюджете на 2020 год средства на реализацию стратегии. Но сделать это не получится, так как сначала необходимо получить постановление правительства. При удачном стечении обстоятельств соответствующее постановление выйдет в лучшем случае в январе-феврале 2020 года. Но бюджет-то не скорректирован, поэтому финансирование стратегических мероприятий попадет в корректировку во второй половине года. То есть нацкомпания потеряет уже как минимум год, прежде чем приступит к финансированию новой стратегии.

Если же процесс согласования постановления правительства затянется — а такой риск весьма вероятен — в бюджете и 2020 года не будет мероприятий новой стратегии, и только в бюджет 2021 года можно будет включить финансирование проектов на основании стратегического документа, разработка которого произошла в 2019 году. Насколько актуальными будут эти проекты спустя два года? К тому времени надо будет запускать процесс пересмотра стратегии или подготовки уже нового документа.

Такая процедура не только существенно затягивает срок начала реализации стратегии, но и фактически ведет к размыванию ответственности советов директоров национальных холдингов, перенося ответственность на правительство, так как совет директоров в этом вопросе несет нагрузку формального характера, «предварительно одобряя» документ и ожидая согласование постановления правительства. Кроме того, под сомнение ставится компетенция правления компании и членов совета директоров: получается, что они могут не знать стратегические документы более высокого уровня и могут неправильно определить перспективные направления развития их компании. В такой конструкции нет смысла внедрять корпоративное управление и лучше перейти в режим ручного управления, так как сократится время на принятие стратегически важных решений.

Из-за длительного утверждения высока вероятность срыва сроков реализации задач, указанных в стратегии, не вовремя выделяются необходимые бюджеты, откладывается организация работы. В конце концов и менеджмент нацкомпании, и ее партнеры, и все остальные стейкхолдеры, включая правительство, теряют драгоценное время и, соответственно, все дальше отдаляются от выполнения стратегических целей не только компании, но и целой страны.

Упростить процедуру согласования стратегии развития возможно путем переноса уровня утверждения стратегии развития на уровень совета директоров, органа, который по своей сути ответственен за долгосрочное развитие компании. Это позволит в несколько раз сократить процедуру согласования, при этом курирующие и профильные министерства, согласовывая документ до СД, а также являясь членами СД, смогут всесторонне оценить стратегию, как с точки зрения развития компании, так и с позиции развития всего государства.

*Эксперты Центра стратегических инициатив (CSI).

Статьи по теме:
Люди и события

Юбилей отпразднуют рекордом

В следующем месяце под Алматы пройдет Х международный фестиваль FourЭ

Культура

От платформы до музея

Задача новой онлайн-платформы современного искусства — представить в интернет-пространстве казахстанских художников и способствовать развитию отечественного арт-рынка

Экономика и финансы

Госдолг валюте не помощник

Из-за низкого спроса ГЦБ Минфина РК пока не смогли оказать стабилизирующего влияния на обменный курс

Экономика и финансы

Тяжесть капитала

Замедление кредитования и падение чистой прибыли при возможном ухудшении качества ссудного портфеля ставят под сомнение способность отдельных банков самостоятельно наращивать собственный капитал