Автокредит набирает скорость

У госпрограммы льготного автокредитования несколько стейкхолдеров, все они заинтересованы в развитии этого инструмента

Автокредит набирает скорость

В начале мая Банк развития Казахстана (БРК, «дочка» Холдинга «Байтерек») выделил еще 10 млрд тенге по Программе льготного автокредитования, 8 млрд тенге предназначены для финансирования покупки автомобиля физлицами, а 2 млрд тенге — для покупки автомобиля и спецтехники предпринимателями.

Четвертый по счету транш свидетельствует в пользу того, что запущенная в 2015 году госпрограмма по-прежнему актуальна, поскольку удовлетворяет интересы сразу нескольких групп. С помощью льготных кредитов отечественные автопроизводители ускоряют темп сбыта и, соответственно, темп производства; граждане обновляют автопарк по самой низкой ставке, какую можно найти на финансовом рынке; банки получают дополнительную ликвидность. В числе стейкхолдеров и само государство, которое, продолжая поддерживать автосборочные заводы, стремится сделать экономику республики более сложной, диверсифицированной.

Прикурить от автокредита

Программа льготного автокредитования была запущена в 2015 году, чтобы поддержать автосборочные предприятия во время сжатия рынка. Напомним, снижение продаж новых автомобилей наметилось в конце 2014 года из-за дешевого рубля и уменьшения нефтяных доходов. Если фактор дешевого рубля был нивелирован в августе 2015-го, когда Нацбанк отправил тенге в свободное плавание, то совокупный спрос из-за снижения нефтяных цен все еще не на должном уровне. Льготное автокредитование как раз нужно, чтобы накачивать спрос.

Первый транш был выделен в апреле 2015 года в рамках государственной программы «Нурлы жол», в которой помимо строительства жилья и дорог значилась поддержка отечественных производителей и экспортеров. 15 млрд тенге первого транша пошли на финансирование льготных автокредитов для физлиц, агентом которой выступил БРК. Институт развития разместил в коммерческих банках деньги на условиях платности, срочности и возвратности. Кроме того, за БРК закреплен контроль соблюдения условий (ставка, срок, стоимость авто) программы банками-участниками.

Первый транш разошелся меньше чем за месяц, а финансовое самочувствие казахстанских предприятий улучшилось — льготные кредиты распространяются только в отношении автомобилей, собранных в РК, а это поддержало казахстанские автозаводы. Высокий спрос на льготный кредит со стороны населения, а также необходимость в дальнейшей поддержке автосборочных предприятий убедили правительство в расширении госпрограммы. В конце 2015 года и в начале 2018-го были выделены второй и третий транши.

Срок действия программы — 20 лет, в ее основе револьверный принцип. Это значит, что коммерческие банки будут направлять погашенную сумму на новые займы. Сумма трех траншей, которые были выделены в 2015–2018 годы, составляет 34 млрд тенге. «Если бы средства осваивались всего один раз, без револьверной схемы, то за 34 миллиарда тенге казахстанские автопроизводители смогли бы реализовать около 6,8 тысячи автомобилей при средней стоимости в 5 миллионов тенге. Но освоение средств идет по револьверному принципу, когда средства используются повторно по мере погашения ранее выданных займов, поэтому автопроизводители на сегодня смогли реализовать 13,6 тысячи автомобилей по этой программе», — говорит управляющий директор БРК Адиль Исмагамбетов.

С учетом четвертого транша финансирование увеличилось до 42 млрд тенге и, соответственно, будет расти темп продаж автомобилей, собранных казахстанскими предприятиями.

Продажа новых автомобилей по итогам 2016 года, если сравнивать с пиковыми значениями 2013-го, сократилась в 3,5 раза, производство — в 4,5 раза. И только в 2017-м автомобильный рынок вышел из кризиса, закрыв период с положительным результатом: реализация новых автомобилей выросла на 5,2%, достигнув 49,1 тыс. единиц; производство увеличилось в 2 раза, превысив отметку в 16,8 тыс. автомобилей, собранных в РК. В следующем году положительная тенденция продолжилась.

В какой степени рост обусловлен госпрограммой льготных автокредитов? Глава союза «КазАвтоПром» Олег Алферов приводит следующие цифры: из 29,9 тыс. покупателей автомобилей казахстанской сборки в 2018 году около 3,3 тыс. (10,9%) смогли воспользоваться льготными займами. В феврале-марте текущего года на долю льготных кредитов пришлось более 3,5% сбыта техники казахстанского производства. Это самый низкий показатель в четырехлетней истории программы, замечает спикер. Снижение объясняется тем, что в этот период банки выдали займы только из высвобожденных средств, то есть из возвращенных на основе револьверного принципа денег.

«В 2017 году заемщики программы обеспечили 8 процентов сбыта отечественных автомобилей», — говорит г-н Алферов. По его данным, в 2015-м и 2016-м, когда выделялись первый и второй транши, этот показатель поднимался до 31,9% и 34,4% соответственно.

Спрос стабилен

В число стейкхолдеров входят не только автосборочные предприятия и банки, но и население. И степень его заинтересованности показывает скорость, с какой были освоены предыдущие три транша, — каждый их них был освоен меньше чем за месяц. Ожидается, что спрос на новые кредиты в рамках четвертого транша также будет высоким, поскольку условия остались комфортными, как и прежде.

На кредит могут рассчитывать физические лица — резиденты РК, номинальная ставка составляет не более 4% годовых, срок кредитования — не более 7 лет, валюта займа — тенге, стоимость одной единицы легкового автотранспорта — не более 15 млн тенге, сумму первоначального взноса устанавливает коммерческий банк.

Фото предоставлено БРК

На рынке таких ставок нет. Согласно сайту Bai.kz, самая дешевая рыночная ставка автокредита составляет 9%, самая дорогая — 30%. Низкая ставка позволяет обеспечить уровень долговой нагрузки далеко до критического. БРК дает такие цифры: просрочка из выданных 34 млрд тенге составляет всего 0,09%. С другой стороны, льготные автокредиты выдаются исключительно в тенге, что нивелирует валютный риск и делает займы менее рискованными.

В первый год госпрограммы льготный кредит был предусмотрен для автомобилей отечественной сборки стоимостью до 5,6 млн тенге. Затем стоимостный порог увеличивался, сейчас это не более 15 млн тенге. В пределах этой суммы заемщик может выбрать одну из 50 моделей, среди которых автомобили таких популярных марок, как Kia, Hyundai, Chevrolet, Skoda.

Приличный возраст казахстанского автопарка также будет стимулировать спрос на льготный автокредит. «По итогам 2018 года средний возраст транспортного средства в республике превысил 20‑летнюю отметку, для легковых автомобилей этот показатель равен 19 годам», — замечает Олег Алферов. По его словам, сделки текущего года демонстрируют сохранение тенденции: доля техники старше 20 лет в перепродажах на вторичном рынке выросла с 39% в январе-апреле 2018 года до 43,2% в отчетный период, а доля транспортных средств в возрасте от 1 до 3 лет сократилась с 4,6% до 3,5%.

«Оценивая почти четырехлетний опыт работы действующей госпрограммы льготных автокредитов, следует признать колоссальный спрос со стороны казахстанцев на такого рода финансовые инструменты. Казахстан — девятая по площади страна мира. Транспортная связанность территории страны невысока. В большинстве регионов автомобилю нет альтернативы даже в городской черте, не говоря уже о перемещении в сельской местности. Поэтому для большинства казахстанцев приобретение автомобиля является столь же значимой потребностью, как покупка жилья. Объемы финансирования действующей программы пока не могут удовлетворить эту потребность. Каждый новый транш осваивается в течение считаных недель. Поэтому потенциал развития программы с точки зрения масштабов огромен», — убежден глава союза «КазАвтоПром».

Продолжаем кластеризацию

Стейкхолдером льготного автокредитования является и само правительство. Оно заинтересовано как в сохранении рабочих мест, так и в развитии автомобильных кластеров. Льготное автокредитование позволяет держать темп производства на предсказуемом уровне, чтобы предприятия продолжали свои инвестпроекты.

У этих проектов — строительство нового завода в Усть-Каменогорске и расширение действующих мощностей в Костанае — высокая вероятность того, что они станут якорными производствами, вокруг которых формируется кластер.

За более чем двадцатилетнее существование автомобильной отрасли оценка ее роли несколько раз менялась. Сначала на нее никто не обращал внимания. Затем из нее пытались сделать витрину казахстанской индустриализации, которая наглядно демонстрировала бы ее успехи. Некоторые представители казахстанского автобизнеса пытались убедить руководство страны в том, что отрасль созрела к тому, чтобы создать собственный автомобиль, правда, на чужой платформе. Сейчас, после нескольких провалов, ко всем наконец пришло осознание, какая роль в действительности по силам автосборочным компаниям РК — встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости.

В Усть-Каменогорске группа «Бипэк Авто — Азия Авто» продолжает строительство завода мощностью 120 тыс. автомобилей. Технологическим партнером выступает альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, которому принадлежат 25% нового завода. Ожидается, что они не только помогут с производством собственных моделей на новом усть-каменогорском конвейере, но и предоставят определенные рынки сбыта. Например, дочерняя компания этой группы в 2017 году заняла первую строчку среди дилеров Lada в РФ.

В декабре прошлого года китайский автомобильный гигант СМС подписал соглашение о вхождении в капитал «СарыаркаАвтоПром» (51%). Китайская сторона намерена инвестировать в предприятие, чтобы повысить локализацию с существующих 36% до 50%. Именно такой порог локализации необходим, чтобы выйти на рынки ЕАЭС.

Лишь встроившись в глобальную цепочку добавленной стоимости, можно осуществлять трансферт технологий. Вероятность этого высока, поскольку автомобили уже давно не считаются высокими технологиями, поэтому мировые гиганты делятся своими наработками.

И повышение локализации, и строительство крупного завода предполагает образование кластера. То есть якорного производства, вокруг которого образуется масса небольших смежных производств и конструкторских бюро. Из-за высокой концентрации разных производств на одной территории быстрее идет подготовка корпуса квалифицированных кадров, от которых в конечном счете зависит увеличение сложности экономики. Эту цель призвана решить проводимая в стране индустриализация. В этом смысле БРК — ключевой инвестор казахстанской индустриализации — не случайно является агентом Программы льготного автокредитования. Долгосрочные задачи этой программы отражают миссию этого института развития.

Статьи по теме:
Тема недели

Требуются середняки

Качество казахстанской индустриализации повысится, когда вырастет вес средних проектов. Пока доминируют проекты-гиганты, процесс будет недостаточно устойчив

Культура

Место в контексте

Что нам делать с фотографией и что она делает с нами

Общество

Мусорная политика

На помощь переполненному мусорному полигону Алматы приходит новый сортировочный комплекс, он должен решить проблему «бутылочного горлышка» — системы утилизации отходов

Экономика и финансы

Задание на завтра

С 1 января 2018 года казахстанский банковский сектор начал жить и работать по новым стандартам финансовой отчетности — МСФО 9 «Финансовые инструменты». Знаковое для банков событие прошло почти незамеченным