Мигрант под микроскопом

Чтобы госполитика в отношении внутренней миграции стала эффективнее, необходимо интегрировать механизмы различных госпрограмм и обеспечить поток достоверной статистики о мигрантах

Мигрант под микроскопом

Активная внутренняя миграция — признак эффективной экономики и здорового общества. Трудовые ресурсы, высвободившиеся в одном регионе страны, перемещаются в другой, где спрос на труд растет. Это позволяет экономике быть гибче, демпфировать экономические шоки и сокращать расходы государства и компаний на поддержание занятости в депрессивных регионах.

В Казахстане действует несколько госпрограмм, призванных отрегулировать внутренние миграционные потоки, но их реальное влияние на ситуацию крайне ограничено. В этом материале мы объясним, почему эти программы не оказывают влияния на миграционные процессы и что необходимо сделать, чтобы госполитика в отношении внутренней миграции стала результативнее.

Миграция пробуждается

До последнего времени динамика внутренней миграции была умеренной, однако всего за четыре года (2014–2018‑е) количество внутренних мигрантов выросло вдвое. Столь резкий рост ее масштабов отражает дифференциацию регионов в экономическом, социальном плане, в частности, в региональных различиях в уровне доходов и безработицы. Причем внутриобластные перемещения доминировали над межрегиональными. Это хорошо видно на примере бывшей Южно-Казахстанской области — подавляющее большинство мигрантов направлялись из области в областной центр, Шымкент.

Опросы ИМЭП показывают, что значительная часть потенциальных мигрантов (8% опрошенных при около 30% в принципе рассматривающих переезд) нацелена на перемещение внутри области. По-видимому, это связано с тем, что переезд внутри области связан с меньшими затратами, более ясными перспективами, кроме того, культура и нравы жителей своего региона более близки. То же исследование демонстрирует, что 9% населения рассматривают переезд в другие области. В этом явно прослеживается стремление выбрать более комфортное место жительства.

Процессы внутренней миграции обусловлены рядом объективных причин, основная из них — проблемы трудоустройства. В южных регионах страны существует угроза перенаселения, сформировался избыток трудовых ресурсов. Население южных областей вдвое превышает население северных регионов: одна лишь Туркестанская область сопоставима по численности с тремя северными областями. Местный демографический кризис там усугубляется ухудшением демографической ситуации в России, динамика эмиграции в которую растет год от года. При сохранении сложившихся тенденций к 2050 году население северных регионов может сократиться почти на 1 млн человек.

В северных и восточных регионах сконцентрирована большая часть предприятий отраслей обрабатывающей промышленности РК, развить которую призвана программа индустриализации. В Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской (СКО) областях сконцентрировано до 90% республиканских посевных площадей зерновых.

Правительство пытается решить проблему госпрограммами переселения из южных регионов в северные. В рамках образовательной программы «Мәңгілік ел жастары — индустрияға» — «Серпін-2050», реализуемой с 2014 года, молодежь из южных регионов проходит бесплатное обучение по одному из трех ключевых направлений: образование, технические или сельскохозяйственные науки с тем, чтобы, получив необходимое образование, остаться жить в северных областях. В процессе обучения обладателям грантов предоставляется общежитие и выплачивается стипендия.

В решении жилищного вопроса, как показывает международный опыт, стоит активнее использовать механизм ГЧП

Другой программой, направленной в том числе на выравнивание региональных диспропорций рынка труда, стимулирование мобильности трудовых ресурсов, является программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Еңбек». Добровольное переселение участников осуществляется не только из трудоизбыточных областей в трудодефицитные, а также в пределах одной области — из сел с низким экономическим потенциалом в города областного (районного) значения при возможности выделения жилища из государственного жилищного фонда и трудоустройства на постоянное рабочее место. Государство субсидирует переезд, возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплату коммунальных услуг ежемесячно в течение 12 месяцев, а также передает в безвозмездное пользование земельные участки.

За период действия программы планируется переселить около 60 тыс. семей, причем акцент делается на молодежь с профильным для регионов высшим образованием. Часть переселенцев государство готово переобучать, а также субсидировать оплату труда работодателям, предоставившим выходцам с юга рабочие места. Ежегодно в южных регионах проводятся межрегиональные ярмарки вакансий с участием работодателей из северных регионов, повышаются квоты для переселения.

В 2018 году общий бюджет на переселение составлял 2,4 млрд тенге, региональная квота — 6,4 тыс. человек. В этом году на добровольное переселение казахстанцев из южных регионов страны в северные будет выделено более 1 млрд тенге, квота на переселение — 7,7 тыс. человек. Несмотря на все предпринимаемые меры, доля граждан, переезжающих с юга на север, остается низкой.

А они все равно едут в Алматы

Данные за 2018 год демонстрируют, что, как и прежде, основными центрами притяжения являются крупные города, в первую очередь Нур-Султан, Алматы, а также третий город-миллионник — Шымкент. Как в южных регионах-донорах, так и в северных регионах-реципиентах, включенных в программы, сальдо миграции является отрицательным. В южных регионах сохраняются позитивные тренды, поскольку рост численности населения компенсируется естественным приростом, тогда как в северных регионах нарастают тенденции депопуляции населения.

Весьма показательным является пример Туркестанской области, поскольку именно этот регион Казахстана отличается наиболее высокой плотностью населения, дефицитом земельных ресурсов, трудоизбыточным населением среди областей Казахстана. Туркестанцы стремятся (кроме Шымкента) в Алматы, Алматинскую и Мангистаускую области, поскольку именно там можно найти работу.

Несмотря на предпринимаемые усилия, межрегиональная миграция локализуется в основном между сопредельными регионами, то есть граждане по-прежнему выбирают для переселения близлежащие области и редко переезжают далеко. Что их останавливает?

Во-первых, жилищный вопрос. Именно из-за отсутствия жилья многие студенты, получив образование, возвращаются домой. Для решения этого вопроса правительство рассматривает интеграцию «Серпiн» с программой «С дипломом в село», однако конкретики пока мало. «С дипломом в село» — тоже не самая эффективная программа; главными ее проблемами остаются недостаток финансирования и отсутствие прозрачности в вопросах решения о выделении бюджетного кредита на приобретение жилья.

Вторая проблема — существующие предложения на рынке труда малопривлекательны для переселенцев. Нередки случаи, когда выпускникам, прошедшим обучение в северных регионах, предоставляют сезонную работу на предприятиях аграрного сектора.

Неразвитость инфраструктуры — еще одна важная причина низкой миграции на север. Зачастую переезжающих из южных регионов мигрантов расселяли в отдаленных селах, где отсутствовали комфортные условия жизни и труда. Вероятно, из-за этого часть семей возвращается обратно. Некомфортны для переселенцев природно-климатические условия, языковой фактор (на севере говорят почти исключительно по-русски), отличается ментальность населения и культура труда.

Поскольку переезжающие — преимущественно казахи, важную роль играет фактор родственных связей. Даже потоки репатриации демонстрировали истинность тезиса о том, что казахи стараются переехать в регионы, где живут их родственники, несмотря на неблагоприятные условия в населенных пунктах.

Есть вопросы и к администрированию госпрограмм. Например, низкая эффективность «Серпiн» связана с частой сменой операторов и нестабильностью объема выделяемых грантов. Образовательные гранты по программе попадают только в половину трудодефицитных регионов (данные 2017–2018 учебного года), а остальное уходит в регионы, никак с целями программы не связанные.

Экономика решает

На сегодняшний день реализуемые меры по переселению носят бессистемный, хаотичный характер, что, в частности, касается вопросов обеспечения жильем, трудоустройства выпускников программы «Серпiн».

Основное влияние на миграцию оказывают экономические факторы, важнейшим из которых является уровень жизни: наличие рабочих мест, условия занятости, уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, а также преимущества в удовлетворении запросов социального характера. Прочие факторы являются подчиненными экономическим.

Потому при оценке перспектив программ нам, как подчеркивают исследователи, нужна честность в оценке перспектив, создание достойных условий для переезжающих. Необходимо выработать механизм определения перспективных либо не рекомендуемых для заселения территорий и населенных пунктов, чтобы граждане могли реально оценивать картину в том или ином регионе.

В феврале этого года на съезде «Нур Отана» первый президент Нурсултан Назарбаев обозначил задачу улучшения благосостояния 7,5 млн жителей сел, превратив их в точки роста и устойчивого развития. Планируется развивать инфраструктуру перспективных сел, налаживать производство товаров народного потребления, переработку сельхозпродукции. Данный подход является единственно возможным способом, стимулирующим переезд граждан в эти населенные пункты, закрепление их на новом месте жительства.

В решении жилищного вопроса, как показывает международный опыт, стоит активнее использовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Примером может выступить модель, опробованная в СКО, где работодатели принимают участие в строительстве жилья для работников-переселенцев, а государство компенсирует часть затрат, субсидируя издержки компаний на фонд оплаты труда. В предстоящие три года в СКО планируется обеспечить жильем около 3 тыс. семей переселенцев, на что в бюджете заложено 15 млрд тенге.

Необходимо скоординировать «Серпін» и «Еңбек», рассмотреть возможность участия в образовательной программе «Серпiн» молодежи из семей, переехавших в северные регионы в течение последнего года-двух.

Для решения вопроса трудоустройства выпускников необходима четкая координация действий отраслевых и региональных структур, сотрудничество между бизнесом и вузами. Необходимо вести речь о более определенных гарантиях от предприятий по предоставлению первого рабочего места, о чем заявляли в конце 2018 года в Министерстве труда и социальной защиты. Речь шла об интеграции мер господдержки по подготовке кадров с высшим, техническим и профессиональным образованием по проекту «Серпін», с последующим закреплением выпускников в регионах обучения. За основу желательно взять практику дуального образования, как наиболее надежного способа трудоустройства выпускников программы: при заключении договоров на дуальное обучение предприятия гарантируют трудоустройство выпускников. На сегодняшний день дуальное образование в рамках программы «Серпiн» реализуется лишь частично, в отдельных специальностях.

Повышению миграционной мобильности населения может способствовать создание сети межрегиональных информационно-консультативных центров и бирж труда.

Но начать модернизацию госполитики по внутренней миграции логичнее с совершенствования статистики — необходимо обеспечить агрегацию данных о внутренних мигрантах, прибывших на постоянное место жительства из южных регионов в северные. Без детальных данных о том, какова доля мигрантов, оставшихся жить в новом регионе, каковы их статус и специализация на рынке труда, сложно отладить механизмы контроля эффективности переселенческих программ как в масштабе отдельных областей, так и всей республики.

*Эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК.

Статьи по теме:
Люди и события

Юбилей отпразднуют рекордом

В следующем месяце под Алматы пройдет Х международный фестиваль FourЭ

Культура

От платформы до музея

Задача новой онлайн-платформы современного искусства — представить в интернет-пространстве казахстанских художников и способствовать развитию отечественного арт-рынка

Экономика и финансы

Госдолг валюте не помощник

Из-за низкого спроса ГЦБ Минфина РК пока не смогли оказать стабилизирующего влияния на обменный курс

Экономика и финансы

Тяжесть капитала

Замедление кредитования и падение чистой прибыли при возможном ухудшении качества ссудного портфеля ставят под сомнение способность отдельных банков самостоятельно наращивать собственный капитал