Балет как революция

В Казахском государственном театре оперы и балета им. Абая состоялся III Международный фестиваль танца Ballet Globe, посвященный Рудольфу Нуриеву

Балет как революция

Легенде балета в этом году исполнилось бы 80 лет. Мероприятие, ставшее ежегодным, включало в себя не только три великолепных вечера с участием этуалей и ведущих солистов мировых театров, но и выставку сценических костюмов Нуриева и фотографий Франсе Левье, запечатлевших творчество выдающегося танцора. Также можно было посетить лекции и мастер-классы. На пресс-конференциях деятели балетной сцены говорили о балетных вечерах Дягилева, русской и французской школах, вспоминали произведший фурор »Послеполуденный отдых фавна» в исполнении кумира и учителя Нуриева — Вацлава Нижинского. На выставке в фойе театра можно было лицезреть не только великолепные колеты Рудольфа Нуриева, но даже парик и сандалии фавна, в которых танцевал сам Нижинский.

Рудольф Нуриев совершил переворот в эстетике балета, не только в хореографии, но и в одеяниях танцоров, подчеркнув атлетизм и красоту фигуры артиста, обогатил мужской образ, благодаря чему танцор перестал быть просто подставкой под балерину. Нуриев мог представить порядка 290 постановок ежегодно, менял одеяния почти в каждом акте, и к каждому костюму относился с рвением. «Рудольф был очень точен и заранее знал, каким он хотел видеть свой костюм. До него они были удлиненные. На выставке уже можно наблюдать короткие колеты. Он был небольшого роста и такой крой помогал подчеркнуть фигуру, представить танцоров как атлетов, показать накаченное тело и ноги», — пояснил, привезший выставку костюмов и фотографий, художественный руководитель национальной оперы Бардо, ученик Нуриева, Шарль Жюд.

Представленные на выставке колеты не реставрировались и пришли к публике в оригинальном виде. Они были пошиты в самый пик творчества артиста за рубежом, в 1970–1980‑е годы. Для их создания были использованы дорогие материалы — бархат и парча. Есть даже колет из кожи, что редкость для балета. «Классический репертуар был у Нуриева любимым. В Ленинграде он танцевал в “Жизель” с великолепной балериной Ириной Колпаковой. Это был очень темпераментный танцовщик, но в этом балете он удивил публику своим романтическим амплуа. Когда он остался во Франции, выдающаяся английская балерина Марго Фонтейн предложила ему выступить в «Жизель». Тогда она уже собиралась уходить на пенсию, но благодаря Нуриеву началась вторая половина ее яркой творческой деятельности.

Балет «Жизель» — один из ключевых спектаклей дуэта Нуриева и Фонтейн. Не удивительно, что большинство колетов выставки связаны с этим спектаклем. Нуриев скрупулезно относился к своим костюмам. Ему надо было подчеркнуть талию, и это стало обязательным. Этуали Парижской оперы до сих пор танцуют в его костюмах. Раньше костюмы были прямые, не приталенные. Колеты были более длинные и танцовщики надевали шорты. Скандал с Нижинским и Нуриевым состоял и в том, что они убрали эти шорты. Как подчеркивают балетные критики, он создал новую эстетику классического танца — поднял мужчин, артистов балета, на высокие полупальцы как балерин», — рассказала экскурсовод выставки, хореограф-постановщик Анвара Садыкова.

В первый вечер зрителей ждал сюрприз — балет «Жизель», выполненный в готической эстетике, холодном фосфоресцирующем свете, с могилами, крестами и восставшей из гроба покойницей. В такой сценографии и с кордебалетом в сияющих белизной пачках спектакль напомнил «Лебединое озеро». Как рассказали солировавшие в нем французские артисты Мириам Олд-Брам и Поль Марке, это классическая французская хореография. Поль Марке исполнял главную партию в этом спектакле впервые. И надо сказать, сделал он это великолепно, вызвав бурные аплодисменты публики. Это был блистательный дебют молодого артиста на казахстанской сцене.

Во второй вечер поклонников балета ждал «Дон Кихот» в исполнении звезд русского балета, солиста Большого театра Артемия Беликова и ведущей балерины Национальной оперы Венгрии Татьяны Мельник. Спектакль будто развивался по сценарию танцевальных вариаций Нуриева, когда в первом действии, много гастролировавший и не имевший достаточно времени для репетиций, артист разогревался на сцене, а к концу представления демонстрировал грандиозные результаты, срывая бурные овации зала. Вольно или нет, но манера Артемия Беликова вполне укладывалась в концепцию великого танцора.

Третий день фестиваля завершился гала-концертом, во время которого ценители балета смогли насладиться сюжетами современной хореографии и мировой премьерой contemporary-балета в исполнении этуалей Большого театра Женевы.

«Надо отдать должное организаторам фестиваля, они всегда грамотно выстраивают программу, в которую уже традиционно входят как классика, так и современный танец в исполнении солистов высокого уровня ведущих мировых театров. К сожалению, на фестиваль не приехал заявленный в программе Игорь Цвирко, который должен был исполнять главную партию в отрывках из нашумевшего балета Большого театра “Нуриев”. Поэтому программа второго отделения немного поломалась. В этот раз из классики в программу гала-концерта вошли адажио из «Лебединого озера» в редакции Нуриева, технический, яркий дуэт Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда» в исполнении Бахтияра Адамжана и Татьяны Мельник, а также два блестящих па-де-де из «Жизели» и «Пламени Парижа». Энергетику современного танца, рассчитанного на переживание, воплотили отрывки из балетов «Луна» и «Ромео и Джульетта» главного балетмейстера Балета Монте-Карло Жана-Кристофа Майо. Саша Рива и Симоне Репеле показали две постановки, одна из которых на музыку Баллады номер 1 Фредерика Шопена была поставлена специально для фестиваля и посвящена Нуриеву. Это была необыкновенно тонкая постановка, со многими смыслами и аллюзиями, обращенная не только к чувствам, но и, в первую очередь, к интеллекту зрителей. Этот танцевальный дуэт уже с нетерпением ждут фолловеры фестиваля. Безусловно, организаторы показали на фестивале лучшие образцы современного танца», — поделилась впечатлениями балетный критик Флюра Мусина.

Все спектакли фестиваля прошли с участием балетной труппы и симфонического оркестра ГАТОБ им. Абая, который 27–28 апреля вновь удивит зрителей премьерой трех одноактных балетов на музыку бессмертных композиторов Шопена, Баха и Равеля — «Шопениана», «Открывая Баха» и «Болеро».

Статьи по теме:
Тема недели

От царства теней к диктатуре света

В борьбе с теневой экономикой в Казахстане намечается перелом. Его ощутят и бизнес, и общество

Казахстан

Преимущества развития ВИЭ в Казахстане

Банк развития Казахстана активно развивает проектное финансирование в ВИЭ

Спецвыпуск

Пора кредитовать

Качественный рост становится жизненно необходимым для банков