Универсальный язык

В Алматы, в киноцентре «Арман», завершился десятый, юбилейный фестиваль «Французское кино сегодня»

Универсальный язык

Фестиваль представил казахстанским зрителям новинки французского кинематографа. Фильмы, вошедшие в программу этого года, включали самые разные жанры: комедии, мелодрамы, историческое кино и программу «Короткого метра». «Как обычно репертуар очень разнообразный есть и комедии, и мелодрамы, и исторический фильм. Хотя шестью картинами не представишь всю панораму современного французского кино, но это довольно солидный репертуар - хорошие картины известных режиссеров, которые пользовались большим успехом во Франции. Поэтому рекомендую посмотреть все. Синопсис картин и их жанровая дефиниция поможет определиться с выбором», - уверен вице-директор компании Unifrace Жоэль Шапрон.

То, что в программу фестиваля попали имена двух легендарных персонажей французской культуры времен эпохи Просвещения, Сирано де Бержерака и Джакомо Казановы, скорее случайность, нежели закономерность, считает г-н Шапрон. Фильм «Сирано. Успеть до премьеры» - о писателе, который пишет пьесу про Сирано. Это история о судьбе театра, рассказанная языком кинематографа. Герой фильма сочиняет пьесу, чтобы собрать деньги на съемки фильма.

Вторую картину «Последняя любовь Казановы» можно назвать исторической, и она посвящена непосредственно этому персонажу» - поясняет он.  Фильмы фестиваля затрагиваю также и социально-политические проблемы, размышляя о ценностях европейского общества сегодня. Например, «Новая жизнь Аманды» повествует о мелодраматических событиях, происходящих на фоне терактов. Хотя кино не о терактах, но оно много рассказывает о сегодняшней Франции, о маленьком человеке, которому все было дано, но теракт перевернул его жизнь. Молодой человек, привыкший думать только о свиданиях с девушками и карьере, вынужден заботиться о племяннице-подростке.

Картина поднимает тему ответственности за ребенка перед обществом и самим собой. Кроме просмотра кинокартин на фестивале можно было еще послушать лекцию Жоэля Шапрона «История советского кино во Франции 1917-1991». «Господин Шапрон – знаток советского и постсоветского кино. Он великолепно владеем русским языком, и знает обо всех художественно-значимых фильмах бывшего Советского Союза, которые направляются на отбор Каннского кинофестиваля. То есть, можно сказать, он, не только консультант, но и друг, сторонник постсоветского кино во Франции, и нашего казахстанского, в том числе», - поделилась мнением кинокритик Гульнара Абикеева.

В этот раз гостем фестиваля стал французский режиссер, актер и сценарист Жерар Кравчик, который проработал с Люком Бессоном десять лет и спродюсировал пять его картин. Он участвовал в съемках таких блокбастеров, как «Жанна д’Арк», «Васаби», «Такси», «Фанфан-тюльпан». Как считает Жерар Кравчик, кинематографистов всего мира сближают общие задачи.

«Нас объединяет способность ощущать и разделять эмоции, задавать вопросы и затрагивать универсальные темы, понятные всем, обнаруживая в проблемах местного значения глобальные смыслы. При этом нас отличает разный взгляд, способ показывать и рассказывать. Я уверен, чем крепче наша укоренённость в родной культуре и стране, тем более универсальным языком мы способны изъясняться. Если мы говорим о жанре вестерна, то у нас в воображении возникают американские просторы, Калифорния, огромное количество лошадей. Так что культурные особенности могут проявляться даже на основе общей жанровой типологии. Могут меняться обстоятельства, погода, свет, времена года, но мы переживаем одни и те же чувства и мысли.  Отношения и чувства остаются теми же – любить и быть любимым, быть добрым, или злым, предавать, или хранить верность. Что часто стоит особняком, так это юмор. Он бывает очень специфическим и связанным с местном. И то, что рассмешит нас, вряд ли рассмешит другого, кто не отсюда. Поэтому очень важно, чтобы кино делалось искренне», - полагает он.

Французский кинематографист затрудняется четко разделить классику и современность. «Я не могу считать себя прямым наследником классики. Но многие, ставшие классическими, картины питают мое творчество. Например, фильмы группы «Монти Пайтон», Вуди Аллена и Мела Брукса. Работая в жанре комедии, я обычно ставлю перед собой в области киноповествования академические задачи. Хотя в этом жанре открывается и много свободы, ведущей к абсурдизму. Например, в рамках фестиваля вы сможете посмотреть комедию Пьера Сальвадори «Нежная рука закона», который забавляется свободой повествования и жанровой условностью, с легкостью переходя от комедии к триллеру», - поясняет режиссер.

Все же пока в кинематографе г-н Кравчик не видит каких-то ярких революционных феноменов подобных литературе. «В кино появились новые цифровые инструменты, но никаких инноваций в области повествования изобретено не было. Можно изменять какие-то вещи, но способ повествования останется тем же. Можно говорить об инновации в области монтажа. Благодаря влиянию рекламных роликов и клипов, сегодня сюжет излагается на большой скорости и состоит из ряда коротких планов. Современный зритель уже привык к монтажу и все понимает. Язык кино стал универсальным. Но со времен Эйзенштейна у нас еще не появился кинематографический Марсель Пруст, который бы внес что-то совершенно неожиданное и инновационное в характер самого киноповествования», - считает он.

Фестиваль организован агентством UniFrance и его партнерами – Посольством Франции в Казахстане и Французским Альянсом в Алматы. Картины кинофестиваля отечественный зритель уже скоро сможет посмотреть в казахстанском кинопрокате. 

Статьи по теме:
Люди и события

Юбилей отпразднуют рекордом

В следующем месяце под Алматы пройдет Х международный фестиваль FourЭ

Культура

От платформы до музея

Задача новой онлайн-платформы современного искусства — представить в интернет-пространстве казахстанских художников и способствовать развитию отечественного арт-рынка

Экономика и финансы

Госдолг валюте не помощник

Из-за низкого спроса ГЦБ Минфина РК пока не смогли оказать стабилизирующего влияния на обменный курс

Экономика и финансы

Тяжесть капитала

Замедление кредитования и падение чистой прибыли при возможном ухудшении качества ссудного портфеля ставят под сомнение способность отдельных банков самостоятельно наращивать собственный капитал