В поисках точек роста

Добровольное страхование, вмененное страхование, страхование жизни — одно из них или все сразу могут стать драйверами роста рынка в будущем

По данным Нацбанка, в январе 2010 года у нас была 41 страховая компания, по итогам марта 2019‑го всего 26. Из последних потерь — отзыв лицензий у страховых компаний «Салем» и Kompetenz; из приобретений — ожидаемое появление компании по страхованию жизни (КСЖ) СК «Евразия».

Расцвета страховой сектор Казахстана достиг к 2009 году: на рынке умещались 44 СК, но затем количество страховщиков стало неуклонно снижаться. Объективная причина — схлопывание пузыря на кредитном рынке после финансового кризиса 2008 года и ипотечного кризиса, который произошел годом раньше. В РК изначально было два сильных стимула для появления и развития СК — введение в конце 1990‑х обязательного страхования гражданской правовой ответственности владельцев транспортных средств, а также развитие банковского кредитования. ГПО ВТС продолжает оставаться одним из основных драйверов роста страхового рынка, но, как говорят специалисты, этот класс близок к насыщению. Изменения и дополнения в страховое законодательство, принятые в прошлом году, ввели в официальный оборот электронные полисы. Есть надежды, что благодаря онлайн-страхованию увеличится охват страховыми услугами населения. Сегодня большой интерес инвесторов вызывает отрасль страхования жизни. Ожидания связаны и с новыми страховыми продуктами. Каков сегодня страховой рынок, каким он будет завтра? Об этом в интервью председателя правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олега Ханина.

Кто «уходит» страховые компании?

— Олег Аркадьевич, концентрация рынка — это естественный процесс или результат вынужденного ухода компаний из-за жестких требований регулятора?

— Можно назвать несколько причин уменьшения числа страховых компаний. Но прежде всего, хочу сказать, что мы болезненно переживаем каждое такое событие, потому что уход любой компании с рынка создает проблемы для страховщиков, в первую очередь по той причине, что в результате страдают клиенты страховых компаний, а значит, падает имидж страхования в целом. Чтобы сохранить доверие населения, мы, страховщики, вынуждены включаться в эти процессы. В частности, наша компания в прошлом году приняла портфель СК «Салем» по обязательному страхованию.

При замедлении экономики, снижении доходов страхование как продукт не первой и даже не второй необходимости, конечно, перестает быть привлекательным

Вместе с тем, мы понимаем, что рынок меняется — кто-то хочет участвовать в страховом бизнесе, кто-то не хочет или в силу ряда причин не может… Рынок становится меньше, но конкуренция усиливается: остаются сильные игроки, которые могут диктовать свои условия рынку. Пожалуй, это основной тренд последнего времени — усиление конкуренции, что связано не только с концентрацией рынка, но и, например, с развитием онлайн-страхования.

Нельзя сказать, что концентрация рынка — результат планомерной работы регулятора, направленной на снижение количества СК. Ужесточение требований — в пределах нормы. В последнее время Национальный банк предпринимал определенные меры по усилению платежеспособности страховых компаний, изменению порядка расчетов различных нормативов, которые есть в страховании. Понятно, что задача регулятора — сохранять баланс интересов между регулированием и развитием рынка. Это справедливо не только по отношению к страхованию, но и банковскому сектору, и фондовому рынку.

— На что обращает внимание Нацбанк при оценке состояния СК? Например, для банковской организации основной показатель — достаточность капитала, а также связанные с ним качество портфеля и объем резервов.

— Главный показатель — маржа платежеспособности страховой организации, то есть насколько ликвидные активы превышают ее обязательства — страховые резервы. Страховые резервы принадлежат не страховщикам, а страхователям, да, мы ведем их учет, но эти деньги могут быть востребованы в будущем нашими клиентами. Если не углубляться, это все страховые премии, которые получает СК. Также у нас есть резервы по убыткам — либо заявленным, либо тем, о которых мы еще не знаем, но которые спрогнозированы актуариями на основе математических формул. Так вот, показатель маржи платежеспособности в Казахстане должен быть либо равен, либо больше единицы. Но меры раннего реагирования Национальный банк применяет к страховым компаниям, у которых маржа платежеспособности ниже 1,2. Это уже зона определенного риска для СК, когда регулятор включается и усиливает контроль за страховой организацией.

Кроме этого показателя существуют нормативы диверсификации активов. Мы не можем хранить все наши активы в одной корзине, а должны их инвестировать в различные инструменты — акции, облигации, депозиты банков. Существуют определенные требования к рейтингам эмитентов, также установлены лимиты по вложениям в инструменты одного эмитента. Не буду перечислять все нормативы — их много, мы их все должны выполнять, за этим следит Национальный банк.

— В 2020 году в Казахстане смогут работать филиалы иностранных банков и страховых компаний. Может ли быть связана расчистка рынка с этим ожидаемым событием? Ведь очевидно, что регулятор заинтересован в сильном, конкурентоспособном финансовом секторе.

— Мне сложно связывать эти события между собой. Да, в следующем году заканчивается пятилетняя отсрочка для финансового сектора, которая была предоставлена Казахстану при вступлении в ВТО. Рынок будет открыт для зарубежных финорганизаций. Я думаю, что на рынке есть место для всех — и компаний с высокой капитализацией, и с низкой капитализацией, и с развитым бизнесом, и с нишевым. У нас есть компании, в которых 60–80% портфеля занимает один вид страхования, например, добровольное медстрахование, тем не менее они достаточно успешны.

Вряд ли после 2020 года мы увидим большой наплыв иностранных компаний, возможно, откроются одна-две компании, прежде всего, российские, благодаря интеграционным процессам, которые сегодня происходят. Но они также подпадают под казахстанское регулирование: есть требования к капиталу филиала СК, управлению, штату — должно быть не менее двух управленцев — резидентов Республики Казахстан. Закономерен еще один вопрос: насколько сегодня интересен казахстанский финансовый рынок для инвестиций? Ведь привлекателен тот бизнес, тот рынок, где наблюдается рост, есть перспективы развития. Мы не раз обсуждали эту тему с коллегами. В принципе мы готовы к конкуренции с иностранными игроками хотя бы потому, что как никто другой знаем этот рынок.

Каналы для клиента

— В последние годы растет убыточность СК. Многие профучастники связывают этот факт с ростом агентского вознаграждения. Поможет ли здесь онлайн-страхование?

— Интересный вопрос по поводу агентского вознаграждения. Считается, что страховые компании слишком много платят агентам, но это уже давно не соответствует действительности и давно не показатель работы СК. Убыточность растет, это правда, особенно по автострахованию — ГПО ВТС и КАСКО. Но дело не в высоких выплатах агентам, убыточность по этим классам страхования в первую очередь связана с волатильностью курса тенге к доллару. Большая часть запасных частей к автомобилям импортируется, что влияет на стоимость ремонта транспортных средств. Ценник средней выплаты постоянно растет, причем динамика выше, чем у инфляции. Изменения по курсу очень сильно давят на рынок.

Выплаты по комиссионному вознаграждению, напротив, идут вниз, страховщики уже давно не платят, а мы, то есть компания Kommesk, никогда и не платили, высокого агентского вознаграждения.

— Может быть, страховые агенты вообще не нужны?

— Нет, мы за сохранение агентской сети. Достучаться до каждого клиента через офисы прямых продаж невозможно. Территория у нас большая, численность населения невысокая; есть отдаленные районные центры, села — их тоже необходимо охватывать услугами страхования, в частности, ГПО ВТС, так как это социальный вид страхования. В этом смысле развитие агентских сетей как раз очень правильно, поэтому мы постоянно занимаемся обучением своих агентов. Сейчас наиболее актуальны знания и навыки общения с клиентами относительно добровольного страхования. Сможет ли онлайн-страхование заменить агентскую сеть? Думаю, что в самое ближайшее время это не произойдет. Оформление страхового полиса онлайн останется одним из каналов продаж, его выберут те, кому это удобно, кто привык работать в интернете. Взрослое население предпочитает покупать страховые продукты в офисе СК или у страхового агента. Как мы видим, среди наших клиентов, которые оформили электронные страховые полисы, люди от 26 до 45 лет составляют более 73 процентов. Это главным образом интернет-активные пользователи. Мы относимся к агентским сетям, прямым продажам и онлайн-продажам, как к равноценным каналам продаж, которые дополняют друг друга.

— Пока онлайн-страхование главным образом развивается в ГПО ВТС. В начале года вы говорили о том, что неожиданно продали большее число электронных полисов, чем ожидали. Эта тенденция продолжается?

— Онлайн-страхование действует уже три месяца. Объем премий у нас увеличивается, как и количество страхователей, которые приобретают полисы на сайте компании. Канал работает, клиентам нравится, что они могут оформить страховку, не приходя в офис, буквально за 5–10 минут, получить уведомление о заключении договора страхования на мобильный телефон или на электронную почту.

— Как вы думаете, будет ли электронное страхование развиваться не только по автогражданке, но и по другим классам страхования?

— Да, здесь мы очень надеемся на активное интернет-население и ожидаем, что благодаря онлайн-страхованию будет расти спрос на добровольные виды. Если обязательные виды страхования можно оформить только на сайте СК, что позволяет защитить потребителей от мошенничества, от сайтов-клонов, то полисы по добровольным видам можно будет приобрести на сайтах партнеров страховой компании. Мы сейчас находимся в процессе нескольких таких интеграционных решений с нашими партнерами. Думаем, что прежде всего будет востребовано онлайн-страхование транспортных средств, страхование туристов, выезжающих за рубеж, страхование от несчастных случаев — это всё массовые виды страхования физических лиц. В западных странах большинство полисов страхования оформляется онлайн, думаю, мы придем к тому же.

Культура есть, денег нет

— Вы затронули больную тему — добровольное страхование. Почему, на ваш взгляд, в Казахстане добровольные виды страхования не получили должного развития? Нет культуры страхования? А может быть, негативное влияние оказывают трудности, с которыми сталкиваются клиенты при страховом случае: очень часто приходится буквально выбивать из страховщика выплаты.

— Мы уже не говорим о низкой страховой культуре — на самом деле, она не низкая. Люди довольно хорошо разбираются в страховых продуктах, чему способствовало массовое страхование, сопровождающее банковское кредитование — и потребительское, и ипотечное. Современный человек уже понимает, в каких случаях помогает страховка, как она может защитить. У нас были случаи, когда мы выплачивали автокредиты, и пожары были — горели квартиры, купленные по ипотеке; мы выплачивали страховку, и хозяева на эти деньги делали ремонт…

Хотелось бы, чтобы спрос на добровольное страхование был выше. Но сегодня актуализировалась такая проблема: чувствительность к цене страхования. Я думаю, это связано с долгим, продолжающимся больше 10 лет кризисом, причем не только в Казахстане, но и во всем мире. Мы надеемся, что, как только экономика начнет расти, чему будут способствовать госпрограммы, направленные на поддержку бизнеса, программы Нацбанка, например, жилищная «7–20–25», кредитования автотранспорта, — положительные процессы начнутся и в страховании. Наша отрасль, как лакмусовая бумажка: если в экономике все хорошо, то люди много тратят на страхование. При замедлении экономики, снижении доходов страхование как продукт не первой и даже не второй необходимости, конечно, перестает быть привлекательным. Речь, разумеется, о добровольных видах. Но рынок все же движется, появляются новые продукты. Например, страхование социально значимых болезней, в том числе, рака. К сожалению, в Казахстане низкая выживаемость после такого диагноза. Дело, возможно, даже не в низком уровне медицины, а в отсутствии новых методик, инновационных технологий лечения. Страховка на случай этой болезни недешевая, но она предусматривает лечение за рубежом.

Есть множество автовладельцев, не покупающих страховку, и множество незастрахованных автомобилей. Это плохо, потому что ГПО ВТС — социальное страхование

Когда говорят о трудностях развития добровольного страхования, обычно имеют в виду розничных клиентов. Корпоративный бизнес как раз очень хорошо относится к добровольному страхованию. Страхование грузов, имущества, очень много запросов на страхование товаров в связи с пожарами на складах. Особенно после пожара на складах в районе аэропорта — там сгорело очень много добра. СК тогда выплатили огромные суммы. И, конечно, предприниматели понимают, что, заплатив небольшую страховую премию, они могут рассчитывать на помощь страховой компании при неблагоприятных событиях. Линейка для бизнеса, безусловно, шире, чем для физических лиц; много интересных продуктов. Например, можно оформить страховку на случай перерывов в производстве, и страховая компания выплатит даже прибыль, не полученную за время простоя. Корпоративный бизнес остается основным драйвером рынка добровольного страхования.

Лайфхак от СК

— Последние изменения на страховом рынке, я имею в виду создание лайфовой компании СК «Евразия», покупку и ребрендинг двух СК компанией «Фридом Финанс», одна из которых КСЖ, НСК приобрела Standard Life — все это говорит о растущем интересе к отрасли страхования жизни. На ваш взгляд, это действительно перспективное направление?

— Я считаю, очень перспективное. Во всем мире компании по страхованию жизни являются самыми крупными и преуспевающими. В чем проблема казахстанских компаний по страхованию жизни? В первую очередь, в недоверии людей к тому, что произойдет или не произойдет через определенный период времени. Компании по общему страхованию, как правило, заключают договоры на 12 месяцев, КСЖ — от года и больше, срок договора может быть и пять лет, и 10, и 20, а может быть и пожизненным.

По моим ощущениям, страхование жизни в Казахстане хорошо развивается, появляется много интересных продуктов, например, с участием в прибыли страховой организации. Что еще дает полис страхования жизни? Выплату, как говорим мы, страховщики, в случае смерти по любой причине, в том числе, и по естественным причинам или по болезни. Компании по общему страхованию могут заключить договор страхования только от несчастного случая. В страховании жизни очень хороший механизм накопления денег и инвестирования в свое будущее или будущее своих детей — можно накопить на их обучение: даже если с родителями что-то случится, ребенок сможет получить деньги на образование. Инструментов в life-страховании очень много, они интересны, многогранны. Мне кажется, страхование жизни — тот самый бизнес, который стоит двигать.

— А Kommesk планирует открывать КСЖ?

— Мы компания по общему страхованию. Существует четкое разделение по отраслям. Чтобы заниматься страхованием жизни, мы должны создать с нуля или приобрести существующую КСЖ. Планируем или не планируем — это коммерческая тайна. Безусловно, мы на этот рынок посматриваем, и думаю, будем и дальше посматривать. Мне кажется, «жизнь» в Казахстане имеет большие перспективы. Но для этого нужно несколько условий, главное — доверие клиентов и уверенность в завтрашнем дне.

— Какие классы страхования потенциально могут выстрелить? Какие близки к насыщению? Например, к последним сегодня относят автогражданку.

— Я не разделяю мнения, что автогражданка близка к насыщению. Есть множество автовладельцев, не покупающих страховку, и множество незастрахованных автомобилей. Это плохо, потому что ГПО ВТС — социальное страхование. Если не застрахованный водитель совершает ДТП, то пострадавший не получит выплату ущерба от страховой компании, ему придется договариваться с виновником аварии или в судебном порядке взыскивать деньги на ремонт машины.

Конечно, рынок обязательного страхования ответственности автовладельцев высококонкурентный, но нельзя сказать, что он близок к насыщению. По онлайн-страхованию мы видим, что есть еще куда развиваться, как улучшать сервис, в частности, ускорять выплаты при страховых случаях. Мы позиционируем себя, как компания, которая делает выплаты справедливо и вовремя.

Какие еще классы страхования могут быть? Хотелось бы, чтобы рынок больше двигался в сторону добровольного страхования. Здесь мы ожидаем всплеска страхования транспортных средств, надеемся, что наши клиенты начнут покупать полное КАСКО для своих автомашин. Кстати, в последнее время участились угоны дорогих авто, что было нехарактерно для Казахстана. Очевидно, причина в открытии таможенных границ внутри ЕАЭС.

Думаю, будет и дальше развиваться добровольное медицинское страхование: корпоративные клиенты обычно включают его в социальный пакет для своих сотрудников.

— Как будут сочетаться добровольное и обязательное медстрахование. Не похоронит ли ОСМС добровольное страхование?

— Думаю, они вполне смогут мирно сосуществовать, потому что пакеты все равно разные. ОСМС главным образом покрывает, насколько я знаю, ГОБМП, а добровольное дополняет и расширяет гарантированный объем медпомощи.

Ну и, наконец, мы ожидаем, что импульс рынку придаст страхование ответственности, мы сейчас активно популяризируем это направление. Помните классический случай с горячим кофе, которым обожглась старушка в «Макдональдсе» и отсудила у компании два миллиона долларов? Или, например, у нас в Казахстане упала на посетительницу пальма в торговом центре — этот случай недавно обсуждался в соцсетях. Это стандартные случаи, которые подпадают под страхование ответственности. У нашей компании, например, есть полис страхования нашей гражданско-правовой ответственности, который мы купили у другой СК. Если Kommesk своими действиями причинит кому-либо вред, то эта страховая компания покроет наши возможные убытки. Страхование ответственности на Западе — один из драйверов рынка, потому что видов ответственности огромное количество — это и профессиональная ответственность, медицинская, по исполнению договора, но у нас оно пока не развито.

— Страхование ответственности недавно включено в закон или существовало всегда?

— По Гражданскому кодексу любой человек, который причинил вред либо нанес ущерб жизни, здоровью, имуществу третьего лица, должен его возместить. Но сделал он это не специально, это произошло в силу каких-то причин. Вывеска, например, упала на человека или на машину — классический случай наступления ответственности компании, которой принадлежит эта вывеска, и, если есть договор страхования, то страховая компания выплатит ущерб пострадавшему. Сейчас предлагается ввести вмененное страхование, которое будет обязательным для наших клиентов. Основные положения будут прописаны в профильных законах. Мы надеемся, что с введением вмененного страхования рынок страхования ответственности получит стимул для развития.

Статьи по теме:
Общество

Виртуал стал реальностью

Сегодня одной из прибыльных профессий в мире считается не врач, не инженер, и уж, конечно, не учитель, а блогер

Общество

Судьба артиллериста

Две книги о Пушкине, повесть на материале античной истории и один текст любовной восточной сказки — вот и все, что мы знаем об алма-атинском писателе Николае Раевском

Экономика и финансы

Укрепление слабой позиции

Чем больше в компании частных инвесторов, задающих неудобные вопросы, тем выше должна быть ее эффективность

Тема недели

Курс Токаева

Касым-Жомарт Токаев — продолжатель или реформатор? Новый президент старается оставить за собой возможность выбрать любую из двух ролей