Три компонента инноваций

Казахстану необходима внятная и реалистичная инновационная стратегия и связанные с ней политики, которые дадут обществу и бизнесу понимание, как страна будет двигаться к экономике знаний

Тема инновационного развития страны, или развития инноваций, в Казахстане одна из самых сложных. Начнем с «очевидностей»: в мировой экономике продолжается процесс структурной трансформации, сопровождающийся смещением в создании и распределении добавленной стоимости в сторону индустрий, базирующихся на инновациях и знаниях. Организация промышленного развития ООН (UNIDO) констатирует, что в 2010 году высокотехнологичные сектора вышли на первое место, опережая средне- и низкотехнологичные, по вкладу в экономику стран ОЭСР. Доля добавленной стоимости высокотехнологичных секторов в ВВП стран ОЭСР выросла с 5,1% в 2009 году до 6,2% в 2016‑м. В 2018 году Пол Ромер получил Нобелевскую премию по экономике за работу, где технологические инновации названы ключевым драйвером долгосрочного макроэкономического роста.

Уроки прошлого

Осознанная государственная инновационная политика началась с принятием Стратегии индустриально-инновационного развития 2003–2015 годов (СИИР 2003–2015). СИИР заложила основы Национальной инновационной системы (НИС), включая создание и капитализацию институтов развития, в том числе Национального инновационного фонда, системы технопарков и свободных экономических инновационных зон. Несмотря на то, что в 2010 году с принятием ГПФИИР 2010–2014 этот документ прекратил свое действие, принципы и подходы, заложенные в нем, определяли и определяют инновационную политику страны.

НИС постоянно эволюционировала в соответствии с изменениями в подходах к развитию экономики и экономического роста. Основные изменения в развитии НИС инициализировались посланиями президента. Анализ президентских посланий и выступлений показывает постоянные колебания от рационального подхода к трансферту и освоению существующих технологий до требований создания радикальных (абсолютных) инноваций и технологий на их основе.

Однако есть серьезный разрыв между ожиданиями и реальностью. До настоящего момента инновационная составляющая казахстанской экономики незначительна и стагнирует. По уровню экономической сложности страна проигрывает практически всем членам ЕАЭС.

Глобальный индекс конкурентоспособности ВЭФ 2018 года по-прежнему фиксирует значительную слабость страны по категории «Способность к инновациям» (87‑е место), в которой практически все ее составляющие находятся ниже общей позиции Казахстана в рейтинге. Схожие проблемы фиксирует и специализированный глобальный рейтинг инноваций, составляемый INSEAD (Европейский институт управления бизнесом).

Почему же при таком пристальном внимании к инновационной политике идет стагнация? На наш взгляд, основная проблематика связана с перекосом текущей инновационной политики в сторону развития физической инфраструктуры, в попытках создать подобия Кремниевой долины как на центральном, так и региональном уровне. При этом не учитывается, что феномен инновационных кластеров, включая Кремниевую долину, базируется на долговременном сочетании и географической концентрации трех базовых элементов инновационной экосистемы: 1) локализованный спрос, 2) локальная экспертиза, 3) система поддержки инноваций.

Проводимая инновационная политика не дает четкого ответа на вопрос об источниках спроса на инновации в экономике Казахстана. Основные надежды были связаны с его генерированием со стороны традиционных отраслей. При этом упускалось из виду, что крупные ТНК, пришедшие в добывающий и металлургический сектора Казахстана, ориентируются на собственные центры инноваций и приобретение технологий, прошедших этап коммерциализации. Крупные локальные компании слабы в инновационном менеджменте и больше ориентируются на трансфер технологий. Государственные компании также полагаются на уже апробированные технологии и не готовы брать на себя технологические риски, связанные с развитием местных инноваций.

Глобализация привела к тому, что локальная экспертиза, базирующаяся на развитии, привлечении и удержании талантов, стала ключевым элементом национальных инновационных систем. Казахстан, начиная с 2003 года до сегодняшнего дня, на уровне заявлений поддерживает широкую палитру инноваций: от поэтапных (инкрементальных) инноваций в традиционных секторах до подрывных (дизруптивных) инноваций для создания секторов экономики будущего. Это препятствует концентрации ресурсов на создании глубокой локальной экспертизы.

Вопросы развития инноваций в Казахстане разбросаны по различным государственным программам. Это приводит к сужению их фокуса и сложностям в организации национальной инновационной системы по причине слабого межведомственного взаимодействия. Существует проблема, связанная с развитием межфункциональных технологий, которые могут быть использованы во всех отраслях. Например, современные цифровые технологии (искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальности, глубокое машинное обучение, цифровые двойники, распределенный реестр), новые материалы (сплавы, металлические порошки, теплоизоляторы, энергоносители), редактирование генома и другие могут применяться во всех сферах экономической и социальной жизни. У нас каждый отраслевой орган начинает строить автономные отраслевые инновационные системы. Элементы инновационной политики содержатся во всех отраслевых программах — от «Агробизнеса» до «Цифрового Казахстана».

Как точно отмечено в Концепции инновационного развития РК до 2020 года, до сегодняшнего дня в Казахстане нет достаточного понимания процесса инновационной деятельности. Текущие политики нацелены на быстрые победы, тогда как мировой опыт показывает, что процесс инновационного развития, начиная с трансферта технологий, их адаптации и последующего создания собственных технологий, достаточно долгий. Несмотря на усилия государства, сохраняется проблема со специализированными факторами. Инновационные кластеры декларируются ключевым элементом национальной инновационной системы, и государственная инновационная политика постоянно акцентирует необходимость завершения инфраструктуры и приоритетного развития региональных инновационных экосистем в Нур-Султане на базе Назарбаев Университета и в Алматы на базе «ПИТ Алатау». Но по этому показателю Казахстан занимает места в конце списка стран и в рейтинге конкурентоспособности ВЭФ, и в глобальном рейтинге инноваций INSEAD.

Что делать?

Цель инновационного развития любой страны — создавать собственные технологии. На сегодняшний день на это способно ограниченное количество стран. Модель диффузии инноваций от центра к полупериферии и затем к периферии продолжает работать. Центр инноваций по-прежнему находится в развитом мире условного Запада. Это сверхсложная задача, решение которой в послевоенное время удалось только Японии и Южной Корее в отношении ограниченного числа технологий. Китай со всеми его ресурсами еще только на пути к этому. Принятая в 2015 году программа «Сделано в Китае 2025» направлена на создание собственных технологий для обрабатывающей промышленности с ограниченным количеством приоритетных направлений (9) и приоритетных секторов (10).

Усвоение уроков — одна из характеристик способности к развитию. В Казахстане предлагается переосмыслить подход к инновационной политике, начав с постановки задачи. В среднесрочном горизонте Казахстан должен научиться адаптировать, использовать и улучшать существующие технологии. С учетом периферийного положения страны важно построить мостики доступа к новым технологиям центра. Инновационная экосистема Казахстана должна трансформироваться в проактивную и отличаться гибкостью, продуктивностью и эффективностью.

Возможно, необходима более тонкая настройка инновационной политики с использованием матричного подхода на следующих принципах и подходах: концентрация ресурсов в крупных городах; ограниченное количество приоритетов, тесно связанных с местными компетенциями и экспертизой; ориентация на долгосрочный результат и разумный контроль; создание открытой и стимулирующей бизнес-среды.

С одной стороны, все системные решения по развитию инновационной системы Казахстана и формирование центров компетенций в подрывных технологиях будут предметом регулирования горизонтальной инновационной политики. С другой — все вертикальные (отраслевые) программы должны содержать инновационные блоки, включающие вопросы трансфера технологий, развитие поэтапных (инкрементальных) инноваций и использования наработанных компетенций в подрывных инновациях для конкретной отрасли. На каких принципах может вестись настройка?

Первое — создание и стимулирование спроса на инновации. Первый шаг должен быть сделан государством. С учетом текущих сложностей со спросом на локальные инновации со стороны частного сектора государство может создать спрос на инновационные решения в тех секторах, где имеет высокую регуляторную власть: от цифровизации государственных услуг до применения в ЖКХ, образовании и медицине локальных инновационных решений, направленных на повышение эффективности использования государственных ресурсов.

Стимулирование спроса может проводиться путем фискальных преференций компаниям, резидентам Казахстана, приобретающим и использующим казахстанские решения.

Второе — стимулирование инновационного предложения желательно строить вокруг существующих игроков и их коллабораций. В перспективе ближайших 10–15 лет необходимо сконцентрироваться на трансформации и последующем развитии инновационных кластеров и региональных инновационных систем в трех городах республиканского значения: Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. В рамках разрабатываемых документов городского развития необходимо предусмотреть специальный раздел, посвященный региональной инновационной системе и развитию в городе инновационного кластера, тесно связанного с местной экспертизой. Для каждого из городов будет своя история, так как все они находятся в разных положениях.

Ядрами инновационных кластеров должны стать университеты в коллаборации с уже существующими институтами развития и компаниями. В Нур-Султане — Назарбаев Университет и ЕНУ, в Алматы — совместная платформа, объединяющая КБТУ, МУИТ, КазНУ, КазНТУ и др., в Шымкенте потребуется локализация сильного зарубежного университета и его взаимодействие с местными университетами. При этом важно обеспечить финансирование университетов через систему мегагрантов для исследований, связанных с секторами экономики будущего.

Важнейший элемент для инновационного развития — таланты. С этой позиции важно обеспечение хотя бы в трех городах республиканского значения качества жизни выше, чем в других городах-миллионниках ЕАЭС.

Третье — развитие экосистемы поддержки инноваций. Концентрация талантов, капиталов и ресурсов в трех городах — необходимое, но недостаточное условие для развития инноваций. Качественные специализированные факторы формируют экосистему, включающую в себя физическую, цифровую и информационную инфраструктуру, системы развития человеческого и социального капитала.

Важно найти правильные стимулы для крупных частных компаний к локализации Центров компетенций в городах, созданию сетей информационного обмена, предоставлению площадок для нетворкинга и обмена знаниями и обеспечению максимальной открытости данных и доступа к ним. На центральном уровне необходимо провести аудит инновационного законодательства, внести изменения в существующие и при необходимости принять дополнительные законодательные акты.

Важный шаг — стимулирование появления и развития частных исследовательских структур, в том числе занимающихся технологическим форсайтом.

Эти три пункта лишь обрисовывают общий подход к построению национальной инновационной политики, они не являются исчерпывающими. Ее разработка должна включать более глубокий и объективный анализ текущего положения Казахстана и реалистичную постановку целей, а также обеспеченность ресурсами. Использование мирового опыта должно быть рациональным, с учетом его применимости и адаптируемости к нашим условиям.

* Аналитик Центра исследований и консалтинга (CRC).

** Партнер Центра исследований и консалтинга (CRC).

Статьи по теме:
Люди и события

Юбилей отпразднуют рекордом

В следующем месяце под Алматы пройдет Х международный фестиваль FourЭ

Культура

От платформы до музея

Задача новой онлайн-платформы современного искусства — представить в интернет-пространстве казахстанских художников и способствовать развитию отечественного арт-рынка

Экономика и финансы

Госдолг валюте не помощник

Из-за низкого спроса ГЦБ Минфина РК пока не смогли оказать стабилизирующего влияния на обменный курс

Экономика и финансы

Тяжесть капитала

Замедление кредитования и падение чистой прибыли при возможном ухудшении качества ссудного портфеля ставят под сомнение способность отдельных банков самостоятельно наращивать собственный капитал