Точка зрения

Рынок кинотеатров РК еще не насыщен, но требует проектов современного формата

Кинопрокат — основа кинобизнеса; мерило успеха фильма, если он, конечно, изначально не снят с исключительно фестивальным прицелом. Какие залы и какие фильмы выбирают казахстанские зрители и в каких случаях голосуют кошельком за отечественный кинопродукт, в интервью коммерческого директора сети кинотеатров Chaplin Cinemas Дмитрия Кириенко. Сейчас Chaplin Cinemas — это четыре кинотеатра в Алматы и Астане (расположены в ADK, Mega Park, Mega Silk Way и Khan Shatyr), и скоро сеть откроет пятый кинотеатр — в Mega Alma-Ata. Новый проект Chaplin Cinemas обещает стать самым большим кинотеатром в Казахстане.

Делай выбор

— Кто в Chaplin Cinemas занимается репертуарным планированием?

— Формально — менеджер по дистрибуции и репертуарному планированию, а утверждением — коммерческий директор. На практике это вопрос дискуссии и компромисса: пытаемся найти золотую середину с учетом разницы в предпочтениях, возрасте и мировоззрении.

— По каким параметрам выбираете фильмы для проката? И это одинаковый подход к казахстанской и голливудской киноленте или есть разница?

— Нет никакого разделения на голливудские и казахстанские фильмы. Абсолютно все фильмы подвергаются подробному анализу по трем критериям. Первое — качество самого продукта. Здесь можно долго рассуждать о свойствах фильма, жанровых оттенках, кто снимал и кто снимался, сиквел это или приквел. Второе — качество продвижения картины, то есть у кого она в руках, насколько умело эта лента преподнесена зрителю, насколько умелым будет маркетинг, насколько верным будет таргетирование. И третье — коммерческая составляющая, речь идет о том, что с разными дистрибьюторами, с разными студиями, с разными фильмами у кинотеатра могут быть разные отношения с точки зрения распределения дохода, соответственно, какие-то картины оказываются более приоритетными, а какие-то — менее приоритетными с точки зрения выгоды.

— Какие фильмы лидируют в прокате и собирают большие кассовые сборы? В каких случаях отечественное кино реально конкурирует по востребованности у зрителя с зарубежным?

— Это довольно распространенное явление, когда казахстанская картина при удачном стечении обстоятельств вызывает большой интерес на локальном рынке и побеждает в соревновании с голливудской картиной.

— Что подразумевается под удачным стечением обстоятельств?

— Это абсолютно все факторы, которые влияют на прокатную судьбу любой картины. Их невозможно предугадать. Например, погодные условия: внезапный ураган, никто не выходит из дому, значит, в этот уик-энд никто не идет на картину. Или, наоборот, дождливые выходные посреди лета, и масса зрителей ринулась в кинотеатры. Могут влиять сторонние факторы — идет чемпионат мира по футболу и весь интертеймент перетекает в спортивную плоскость. Есть факторы влияния, связанные непосредственно с фильмами: их недооцененность или переоцененность, есть фактор потенциального провала конкурентной среды. Каждый уик-энд за зрительский интерес идет борьба десятков фильмов — и, как в любом соревновании, есть победители и побежденные, номер первый и номер последний. История знает случаи, когда факты противоречат любым прогнозам. Это и есть удачное или неудачное стечение обстоятельств.

Внешне прокатный бизнес выглядит высокорентабельным, однако на практике кинотеатры, которые ведут честную игру, получают не более 10–15 процентов прибыли

Самое интересное — впереди

— Насколько часто нужно обновлять техническое оборудование кинотеатров и каков срок окупаемости таких инвестиций?

— При строительстве нового кинотеатра закладываются наиболее оптимальные и передовые решения, способные прослужить максимально долго. В нормальной практике срок окупаемости кинотеатра 10–12 лет, но с учетом не очень стабильной ситуации с курсом валют в Казахстане этот срок превышает стандартные рамки и, бывает, уходит в бесконечность. Апгрейд уже функционирующих кинотеатров — довольно сложный процесс, который мы стремимся минимизировать, поскольку каждый кинотеатр существует внутри своего бизнес-плана и мы вынуждены его придерживаться. Обновление, плановое или внеплановое, должно происходить не чаще раза в год.

— Планируете расширение сети кинотеатров?

— Да, и достаточно агрессивное, зрителей ждет открытие новых кинотеатров Chaplin Cinemas. Ближайшее событие — открытие грандиозного 15‑зального кинотеатра Chaplin Mega Alma-Ata, где будут воплощены концептуальные идеи, ранее не предлагавшиеся казахстанским зрителям.

— Можно конкретные примеры, о чем идет речь?

— В самом популярном торговом центре мы строим кинотеатр большой вместимости — на 2056 мест, это почти в два раза больше, чем кинотеатр в Mega Park, который на сегодня является самым посещаемым в нашей сети. В новом кинотеатре, например, будет зал с огромным экраном — 22 на 12 метров; будет детский зал с игровой комнатой, с горкой. Во время мультфильма дети могут кататься на горке, играть, бегать. Это будет своего рода детское коммьюнити, потому что родители, конечно, будут рядом, но в отдельной ложе, сесть рядом с детьми у них не получится: будут сиденья, специально предназначенные для аудитории младшего возраста. Дети, попадая в этот зал, окажутся в своей среде, и мы надеемся на востребованность формата. Мы достаточно долго над ним работали и рассчитываем, что это будет одной из отличительных особенностей Chaplin Cinemas. В новом проекте мы ушли от формата VIP-залов как таковых и рассредоточили большое количество кресел повышенного комфорта по разным залам и отдельным этажам. Получился бизнес-класс в кинотеатре. У таких клиентов будет ряд привилегий. В новом кинотеатре планируется зал для проактивных презентаций и концертных мероприятий. Сиденья в этом зале будут складными — так будет создаваться эффект присутствия на «живом» концерте.

И, конечно, мы продолжим работать с разными аудиториями. Мы придумали множество внутренних форматов для презентаций того или иного продукта. Например, у нас есть «Женский клуб Chaplin Cinemas» — на закрытые показы отбираемых картин приглашаются только дамы. Есть «Полемический клуб»: мы смотрим казахстанскую картину и сразу после сеанса тут же в зале обсуждаем ее с создателями. Последним это очень интересно — получить фидбэк сразу после просмотра. У нас есть специальное ценовое решение для студентов, а также масса эксклюзивного контента — мы специально отбираем ленты, которые будут демонстрироваться только в нашей сети. Как правило, это артхаусные фильмы, у которых нет шансов попасть в широкий прокат в республике, но которые действительно стоит посмотреть.

Добавить прозрачности

— Дмитрий, кинотеатры в Казахстане — это доходный бизнес?

— Это изначально выгодный бизнес в том случае, если все кинотеатры находятся в единых экономических условиях, то есть должным образом отчитываются и платят налоги, являются совершенно прозрачными перед правообладателями. Если бы все кинотеатры придерживались данных правил, рынок развивался бы в условиях честной конкуренции. Но пока, к сожалению, не все участники рынка могут похвастаться прозрачными подходами и тем, что не влияют на систему отчетности.

Внешне прокатный бизнес выглядит высокорентабельным, однако на практике кинотеатры, которые ведут честную игру, получают не более 10–15 процентов прибыли. Маржинальность кинотеатра зависит от множества вещей: от величины окупаемых расходов, кредитных и арендных обязательств, отсрочек по платежам дистрибьюторам и поставщикам товаров.

— Как вы оцениваете потенциал рынка с точки зрения количества кинозалов?

— Мы видим определенный запас для роста, до 15 процентов на весь рынок. Развитие самих кинозалов связано с эволюцией нишевых решений и улучшением качества. Сегодня все более наглядной становится разница между кинотеатрами морально устаревшими и современными. И зритель, голосуя своими деньгами, отдает предпочтение последним. Поэтому устаревшие кинотеатры будут закрываться, а вместо них появляться новые — технически и концептуально продвинутые.

— Можно ли сказать, что рынок Алматы и Астаны уже насыщен кинотеатрами и развитие будет сосредоточено в регионах?

— Я бы сформулировал так: на рынках Алматы и Астаны существует еще некое пространство для развития, но не столько количественного, сколько качественного. В регионах, безусловно, сейчас достаточный вакуум, чтобы его заполнить новыми кинотеатрами.

— Ваша оценка объема рынка кинопроката в РК? И какую его долю занимает Chaplin Cinemas?

— Кинотеатральный рынок Казахстана мы оцениваем в диапазоне между 80 миллионами и 120 миллионами долларов. К сожалению, часть этого объема находится в тени, поэтому данные можно рассчитать только эмпирическим путем. Доля сети кинотеатров Chaplin Cinemas сегодня составляет около 11 процентов в кинозалах и около 14 процентов в деньгах, но до конца года мы планируем довести эти показатели до 19 и 22 процентов соответственно.

Статьи по теме:
Культура

Журавль в руках

На Алаколе прошел VII республиканский фестиваль «Крылья Алаколя», развивающий событийный туризм, призванный пробудить интерес к казахстанской фауне

Экономика и финансы

Командные игроки

Государственные институты развития ищут наиболее эффективные форматы участия на важнейших рынках — венчурного капитала и жилищного строительства. От первого зависит инновационное развитие, от второго — социальная стабильность

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

«Зомби» атакуют

Неэффективные компании съедают производительность казахстанской экономики