Заработать на локациях

Уникальный природный ландшафт и привлекательная законодательная база позволяют зарабатывать на мировом кинематографе странам с небольшим внутренним рынком

Заработать на локациях

Как зарабатывать на кино в условиях небольшого кинопрокатного рынка — вопрос, актуальный не только для Казахстана. Один из вариантов его решения — стать страной-кинопавильоном, базой для съемок зарубежных кинокомпаний. Для этого у нашей республики есть все ресурсы, прежде всего географическое положение и природно-ландшафтные особенности. Конструкция «страна-киноплощадка» может быть вполне успешна — это показывает опыт стран, не обладающих заметным рынком кинопроката, но построивших успешный бизнес на киноиндустрии.

Богатства Средиземья

Новая Зеландия — одна из самых больших площадок для производства коммерческого голливудского кино, с 2000 года американские студии пользуются услугами местных коллег. Первым открыл для современного Голливуда природные красоты своей родины новозеландский режиссер Питер Джексон. Его экранизация романа Джона Р. Р. Толкина «Властелин колец» с ошеломительным успехом прошла в мировом кинопрокате с 2001‑го по 2004 год.

До съемок первого фильма трилогии американская компания New Line Cinema выбирала страну, учитывая не только визуальные параметры, но и потенциальные финансовые затраты. Власти Новой Зеландии, узнав об инициативе американской кинокомпании, ринулись предлагать помощь и предоставили 15‑процентные налоговые льготы на все производственные затраты.

В 2001 году вышла первая часть «Властелина колец», и правительство Новой Зеландии поняло, что не ошиблось, поддержав кино. Начался всплеск: зарубежные кинокомпании массово арендовали природные локации страны. К тому же местным властям удалось сохранить многие декорации успешных фильмов; например, Хоббитон, который возводили саперы новозеландской армии, — до сих пор одна из самых посещаемых достопримечательностей страны.

Кассовые сборы всей трилогии составили почти 3 млрд долларов, а экономике Новой Зеландии принесли более 580 млн долларов. Кроме того, после экранизации страна получила еще один бонус — так называемый «толкин-туризм». Ежегодный приток туристов в Новую Зеландию увеличился с 1,7 млн в 2000 году до 2,4 млн в 2006‑м (+40%). По словам Брюса Лахуда, регионального руководителя отдела туризма США и Канады: «Властелин колец» стал «лучшей бесплатной рекламной кампанией Новой Зеландии».

По данным института экономических исследований страны, после того как Питер Джексон начал показывать миру новозеландские пейзажи в образе Средиземья, индустрия кинопроизводства в стране увеличилась примерно в 10 раз. После этого правительство переориентировало часть экономики на производство кино. С тех пор в Новой Зеландии зарубежные коллеги сняли более ста фильмов, самые успешные из них — трилогия «Хоббит», а также «Хроники Нарнии», «Аватар», «Кинг-Конг», «Десять тысяч лет до нашей эры», «Люди Икс» и другие.

Согласно исследованиям New Zealand Film Commission (NZFC) в период с 2010‑го по 2012 год киноиндустрия принесла в экономику страны 2,7 млрд долларов, или 1,5% всего ВВП, и немногим меньше с 2012‑го по 2015‑й — 2,1 млрд. Кроме того, по данным компании PricewaterhouseCoopers, отрасль кино обеспечивает не менее 21 тыс. рабочих мест ежегодно.

Сейчас Новая Зеландия в ожидании выхода продолжения «Аватара» Джеймса Кэмерона. В конце 2013 года на совместной пресс-конференции продюсеров «Аватара» и правительства Новой Зеландии бывший премьер-министр страны Джон Ки объявил о запуске производства трех продолжений «Аватара». Съемки означают, что в страну поступит более 400 млн долларов, также будет создано более 500 рабочих мест для местного населения. Власти страны установили 25‑процентные налоговые льготы для всех процессов кинопроизводства, кроме того, согласились выделить субсидии на четверть суммарного бюджета трех сиквелов «Аватара».

Эффект «Хоббита»

Коммерчески успешные фильмы привлекли в страну тысячи туристов, однако их расходы после начала сотрудничества с США, по данным NZFC, сократились практически на 20%. Сокращение расходов произошло из-за того, что «толкин-туристы» приезжали в страну лишь для того, чтобы сфотографироваться на местах съемок, зачастую это был Хоббитон. Дело, возможно, в том, что Новая Зеландия не смогла успешно коммерциализировать сохранившиеся декорации Средиземья, поэтому туристы не увеличивали расходы. Единственной неудачной попыткой заработать на знаменитой декорации стало открытие пещеры-музея и магазина сувениров. Инициатор проекта, компания WETA, продавала мечи ручной работы за 8 тыс. долларов, однако нашлось немного желающих купить сувенир по такой высокой цене.

На фоне многомиллионной прибыли, полученной от фильмов Джексона и Кэмерона, эта проблема не кажется значимой, но возникла другая, более серьезная: из-за популяризации Новой Зеландии как страны-кинопавильона затормозилось развитие местного кинопроизводства. Кроме того, из-за конфликта новозеландского правительства и американской кинокомпании Warner Brothers (WB) начало ослабевать сотрудничество в производстве фильмов. После мирового кинопроката первой части «Хоббита» члены новозеландского парламента обратились к WB с просьбой «поделиться кассовыми сборами», то есть вернуть затраченные на производство деньги (15% от всех затрат). По этой причине стало снижаться количество совместных картин: в 2014 году было выпущено 40 фильмов, в 2015‑м — 35, а к 2018 году всего 20.

Дополнительной причиной ослабления сотрудничества стало повышение курса новозеландского доллара, поэтому съемки в стране подорожали. Еще один фактор — сокращение числа съемочных площадок. В результате Новая Зеландия была вынуждена поднять гранты, предоставляемые за съемки в стране, с 15 до 20%. Грантовая система привлекает для съемок средние и крупные производства Голливуда.

Фото: GLOBALLOOKPRESS.COM

«Я хочу донести до голливудских студий, что Новая Зеландия — отличное место для съемок кино. Мы уже доказали это благодаря “Хоббиту”, но можем сделать еще больше. Мы заботимся о том, чтобы наше законодательство было достаточно гибким и понятным для международных компаний», — говорил экс-премьер Новой Зеландии Джон Ки. По словам бывшего министра экономического развития Саймона Бриджеса, сегодня гранты поддерживают около 50 международных проектов, и в настоящее время киноотрасль обеспечивает 24,7 тыс. рабочих мест для местного населения.

Новой Зеландии удалось стать большой киноплощадкой, предложив кинокомпаниям частичную компенсацию расходов: киношники едут в страну не только из-за красивых видов, их мотивируют заниженные налоги и гранты на съемки. Еще один плюс — в страну не нужно привозить крупногабаритную технику: камеры, свет, декорации — все осталось на местных кинобазах со времен «Властелина Колец» и ежегодно пополнялось за счет бюджетных средств.

Европейская фактура

Ежегодно голливудские режиссеры приезжают в Восточную Европу, чтобы снять крупномасштабные фильмы. Голливуду интересна эта территория возможностью воплотить на экране аутентичную архитектуру, кроме того, это то место, где сталкиваются Восток и Запад. Самый яркий пример — Балканский полуостров. Как бывшая столица ныне несуществующей Югославии, центр множества интриг времен холодной войны, Белград является идеальным местом для триллеров, блокбастеров и шпионских фильмов, особенно в том случае, если нужно воссоздать атмосферу второй половины XX века.

За прошедшие годы зарубежные кинокомпании сняли в Сербии десятки фильмов: «Ворон» Джеймса МакТейга (2012‑й), «Локаут» Джеймса Мезера и Стивена Сент-Леже (2012‑й), «Три дня до убийства» МакГа (2014‑й), «Человек ноября» Роджера Дональдсона ( 2014‑й), «Everly» Джо Линча (2014‑й), «Новичок» Кая Барри (2015‑й) и «Лес» Джейсона Зады (2016‑й).

Кинематографистов, приезжающих в Сербию, также привлекают налоговые льготы в размере 20%, которые предоставляет правительство страны. По информации американского издания Variety, минимальные расходы на художественные фильмы и телепроекты в Сербии составляют около 341 тыс. долларов. Для документальных фильмов минимальные расходы составляют 57 тыс. долларов. Так что не только балканская атмосфера манит кинодеятелей — в Сербии съемки обходятся значительно дешевле, чем в Западной Европе.

Хорватская киноиндустрия в последние пять лет заработала больше, чем какая-либо другая восточноевропейская страна. Горные курорты и местные спа-центры стали настоящей находкой для американской кабельной и спутниковой ТВ-сети HBO. Город Дубровник на юге Хорватии в течение шести лет был Королевской гаванью, столицей Вестероса в популярном сериале «Игра Престолов». Для того чтобы сеть HBO пришла с крупномасштабным проектом в Хорватию, местное правительство обеспечило 20‑процентные скидки на все виды услуг на всех стадиях производства.

За последние пять лет на территории страны американские продюсеры потратили на приобретение продуктов и услуг местных компаний 52,5 млн евро, вернув в виде льгот 10,1 млн. Согласно данным Европейской аудиовизуальной обсерватории в первый год работы скидочной системы каждый вложенный хорватским правительством евро окупился в виде поступления в госбюджет 1,07 евро; в 2013 году — 1,33 евро с каждого вложенного евро, а в 2014–2015 годах уже более 1,5 евро.

Румыния в мировом кинематографе имеет мрачный образ: это родина графа Дракулы, страна с «вампирским шлейфом». Американские кинематографисты приезжают сюда для того, чтобы снять очередной фильм ужасов или психологический триллер. Государство поддерживает эту инициативу, предоставляя скидки кинокомпаниям. Румынская система субсидирования охватывает два направления: первое — при производстве фильмов компенсируется до 45% расходов, если бюджет не ниже 50 млн евро. При меньшей сумме государство берет на себя 35% затрат.

Скидочные системы в странах Восточной Европы предполагают возвратность субсидий за счет того, что создаются новые рабочие места для местного населения, гостиницы и рестораны получают прибыль, транспортные и логистические компании, обслуживающие съемочные группы, также зарабатывают. Кроме того, в локальную экономику приносят деньги кинотуристы, поэтому субсидии на крупные проекты окупаются почти всегда.

Найти свой путь

В 2014 году в Казахстане отсняли несколько эпизодов сериала «Марко Поло». Его производством занимались продюсеры Харви и Боб Вайнштейны по заказу стримингового ТВ-сервиса Netflix. В общей сложности со стороны Казахстана над «Марко Поло» работали 400 человек. Ахат Ибраев, участвовавший в том проекте в качестве линейного продюсера, рассказал Expert Kazakhstan, что после этого сериала к нему поступало множество предложений: «Ко мне обращались продюсеры научно-фантастического фильма “Стартрек”, они хотели снимать фильм в Астане. В итоге сняли его в Сингапуре. Почему? Единственный вопрос, который их интересовал — есть ли у нас система рибейта. На тот момент у нас ее не было, поэтому продюсеры отказались от сотрудничества с нами».

Фото: KINOPOISK.RU

По словам г-на Ибраева, систему рибейтов (скидок) в Казахстане установили совсем недавно, причем этому способствовало огромное количество обращений от зарубежных кинокомпаний, которые приходили на его электронный адрес. Их он показал авторам готовящегося закона о кинематографии, чтобы туда вошла новелла о рибейте.

Иностранные продюсеры очень заинтересованы в съемках в Казахстане, говорит Ахат Ибраев. «Нам необходимо привлекать проекты-франшизы, желательно фантазийные, которые смогли бы обеспечить нашей стране декорации по типу Хоббитона в Новой Зеландии», — считает продюсер.

Казахстанский режиссер Тимур Бекмамбетов в интервью Tengrinews.kz рассказывал об удивительном факте: у Казахстана еще семь лет назад был шанс стать съемочной базой для крупной голливудской франшизы. Продюсеры супергеройского фильма «Стражи Галактики» связались с ним с просьбой узнать о возможности съемок в Астане, поскольку город соответствует футуристическому образу. По словам режиссера, администрация столицы не дала разрешения на проведение съемок, мотивируя отказ тем, что лучше поддерживать отечественное кино. Фильм сняли, но не у нас. Первая часть франшизы собрала в мире 780 млн долларов, вторая часть — 870 млн. Таким образом, Казахстан потерял не менее 200 млн долларов инвестиций в отечественную киноиндустрию.

По словам министра культуры Мухамедиулы Арыстанбека, политическая стабильность, сильный технический кадровый состав, разнообразные ландшафты, ярко выраженная смена времен года должны привлекать голливудские кинокомпании. В 2017 году казахстанские СМИ писали о том, что киностудии Universal, Paramount, HBO, Disney выдвинули Казахстану ряд условий, при которых они могут снимать свои фильмы на территории страны. В 2018‑м Министерство культуры и спорта РК предложило освободить от налога на добавленную стоимость (НДС) производство фильмов, съемки которых проходят на территории страны. Однако никаких конкретных предложений по построению скидочной системы не поступало.

Еще одним важным решением для привлечения голливудских режиссеров могло бы стать создание хедж-фондов. Они существуют в России, Китае и Бразилии и отвечают за целевые инвестиции в киноиндустрию: закупка современного технического оборудования, декораций, затраты на съемочные процессы. Это смогло бы значительно облегчить работу иностранным кинокомпаниям, они смогут сократить расходы на транспортировку собственных камер, света и другой кинотехники.

Если Казахстан, по примеру Хорватии или Сербии, будет предоставлять 30–40‑процентные субсидии и создаст благоприятную инвестиционную среду, то спрос на нашу страну как на киноплощадку вырастет. Однако экономический аспект в этом вопросе не основной, существует и нехватка кадров — в Казахстане мало англоговорящих специалистов в сфере кино. Возможно, стоит привлекать зарубежные «мозги» — профессионалов, которые бы смогли обучать местных студентов голливудской технике.

Что в сухом остатке? Имея все ресурсы, чтобы стать огромной киноплощадкой для голливудских режиссеров, Казахстан пока только пытается сформировать единый механизм развития киноиндустрии. Это может быть одной из причин, почему к нам не хотят ехать известные люди. Не обязательно иметь развитую киноиндустрию, которая производила бы в год не менее тысячи самоокупаемых фильмов. Достаточно правильно выстроенной экономической, технической и кадровой политики — это то, что позволит использовать уникальные природные особенности страны максимально эффективно.

Статьи по теме:
Культура

Журавль в руках

На Алаколе прошел VII республиканский фестиваль «Крылья Алаколя», развивающий событийный туризм, призванный пробудить интерес к казахстанской фауне

Экономика и финансы

Командные игроки

Государственные институты развития ищут наиболее эффективные форматы участия на важнейших рынках — венчурного капитала и жилищного строительства. От первого зависит инновационное развитие, от второго — социальная стабильность

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

«Зомби» атакуют

Неэффективные компании съедают производительность казахстанской экономики