Партия власти и общество благополучия

Разное

Партия власти и общество благополучия

«Нур Отан» представил программу до 2030 года. Документ был принят на XVIII съезде партии 27 февраля 2019 года — к 20‑летию партии власти, которая была таковой с момента основания и которая вряд ли сможет существовать вне этого статуса. В этом ее суть, сила и историческая цель — собрать вокруг образа президента Нурсултана Назарбаева все «конструктивные силы страны», то есть казахстанцев, которые понимают, что ситуацию проще менять, инкорпорируясь во властные структуры, а не оппонируя им извне.

Десятилетняя программа называется «Общество благополучия» и носит явный отпечаток «социального поворота», начавшегося весной прошлого года с «Пяти социальных инициатив», продолженного в послании 5 октября 2018‑го и на упомянутом февральском съезде. Поэтому в программе очень мало принципиально новых тезисов: практически все было неоднократно озвучено президентом или членами правительства. Сроки реализации либо краткосрочные (уже включенные в план кабмина), либо долгосрочные — с исполнением в 2030‑м (за них, вероятнее всего, отчитываться не придется).

Партия ставит перед собой 10 целей, которые можно условно разделить на три группы. В первой — пять целей социальной политики. В этом списке — поддержка семей, в том числе многодетных, доступное образование и здравоохранение, комфортные условия жизни и работа с молодежью. Вторая группа — экономическая: инклюзивная экономика, развитие бизнеса. Третья — политическая: эффективное государство, гармоничное общество (взаимодействие власти и НПО) и долгосрочное лидерство «Нур Отана» (задачи по развитию партии).

Сначала о сильных сторонах документа. Программа построена так, чтобы ее тезисы могли быть конвертированы в поручения должностным лицам. Цели разложены на задачи. Например, достижение цели №5 «Развитый бизнес как основа благополучия общества» предусматривает снижение прямого присутствия государства в экономике, улучшение принципов господдержки бизнеса и повышение доступности кредитования бизнеса. Осталось только добавить индикаторы, указать ответственных и можно запускать в производство.

Текст прошит старыми, знакомыми логическими связками. Например, общая идея — построение общества благополучия, а цель №1 «Благополучие каждой казахстанской семьи». Тут возникает знакомая и понятная партийцам советской закалки конструкция: «семья — ячейка общества», «благополучие общества начинается с семейного благополучия» и т.д. Программа вообще написана просто, без перегрузки терминами. Так, чтобы поняли и доярка, и болашакер — люди в разной степени контактирующие с реальностью, тем не менее состоящие в одной партии.

Иногда простота переходит в пересказывание очевидных вещей, в высказывания типа: «Налоговая система должна сочетать баланс интересов государства и налогоплательщиков». Есть и противоречия. Нуротановцы добиваются повышения социальных выплат (в частности, размер пособия по уходу за ребенком они собираются довести до 50% от зарплаты матери), но последнее радикальное повышение было обеспечено за счет средств из Нацфонда, трансферт из которого в ближайшие три года будет выше планового. С другой стороны, партия декларирует задачу ежегодно сокращать размер ненефтяного дефицита бюджета, меньше заимствовать из Нацфонда. Расшить это узкое место, по-видимому, должен трехкратный рост производительности труда. Чтобы понять, как это сделать, «Нур Отан» предлагает разработать Национальный план повышения производительности труда на 2020–2025 годы.

Некоторые тезисы программы «Нур Отана» спорны. Например, непонятно, зачем партия ставит цель, чтобы уровень безработицы не превышал 4%. Во-первых, настолько низкая безработица в развивающейся стране — сомнительный индикатор здоровья экономики, во-вторых, официальные данные по безработице крайне спорны, не учитывают реальную ситуацию с рабочей силой сегодня, не говоря о перспективе до 2030 года, когда изменится структура рынка труда.

Многое в программе партии повторяет уже озвученное: снижение доли государства в экономике до 15%, окончательный переход на 12‑летнее образование, увеличение расходов на первичную медпомощь до 60% от финансирования системы здравоохранения, повышение уровня обеспеченности населения жильем до стандарта ООН 30 кв. м на человека, увеличение доли малого и среднего бизнеса. «Нур Отан» с легкостью включает правительственные цели в партийную программу, поскольку правительство (большинство министров — члены партии) реализует курс президента, а курс президента — курс партии.

Отдельного внимания заслуживает десятая цель — «Долгосрочное политическое лидерство партии “Нур Отан”». Удерживать лидерство планируется за счет внутрипартийной модернизации (в том числе и цифровой), «укрепления народного доверия» (благодаря каналу обратной связи с населением и социальным лифтам — старой доброй «партийной лестнице») и усиления некогда присвоенной роли ведущего института общественного контроля. Собственно, аргументацией к десятому пункту могли бы стать предыдущие девять. «Будем говорить начистоту, — могло бы быть написано в программе. — Мы у власти уже 20 лет, и в ближайшие 10 отдавать ее не планируем, и вот почему».

Усиливать позиции партии призван проект «Халыққа Көмек», который направлен на более активное включение партии в решение повседневных вопросов населения. Как этот процесс будет осуществляться, уже продемонстрировал акимат Астаны. На заседании астанинского партактива аким Бахыт Султанов предложил интегрировать городскую службу iKomek с общественной приемной филиала «Нур Отана».

Аргументы в пользу интеграции понятны: общественные приемные «Нур Отана» — один из самых эффективных каналов обратной связи с властями, столичная служба iKomek выполняет ту же функцию, так почему бы их не объединить? Но если взглянуть на проблему формально, то речь идет о слиянии инфраструктуры государственных и партийных органов, использовании ресурсов государства в интересах одной партии. Логичное развитие ситуации, если аким и председатель горкома — одно лицо. На коротких дистанциях эта модель, наверное, может быть успешной, но в долгосрочном плане практика объединения партийных и государственных ресурсов генерирует риски и в системе госуправления, и в политической системе.

Впрочем, все это мы уже видели на примере другой партии, тоже строившей общество благополучия.

Статьи по теме:
Культура

Место в контексте

Что нам делать с фотографией и что она делает с нами

Общество

Мусорная политика

На помощь переполненному мусорному полигону Алматы приходит новый сортировочный комплекс, он должен решить проблему «бутылочного горлышка» — системы утилизации отходов

Экономика и финансы

Задание на завтра

С 1 января 2018 года казахстанский банковский сектор начал жить и работать по новым стандартам финансовой отчетности — МСФО 9 «Финансовые инструменты». Знаковое для банков событие прошло почти незамеченным

Казахстанский бизнес

Старый новый рынок связи

Увеличение концентрации на рынке сотовых операторов вряд ли повлияет на ценовую политику игроков и скорость внедрения 5G