Сладко не всем

Кондитерский рынок РК растет больше в денежном выражении, чем в объемах

Компания «Рахат» озвучила итоги 2018 года: общий доход вырос на 4,8% по сравнению с 2017‑м, год компания закрыла с выручкой 59,2 млрд тенге. «Рахат» нарастил долю на 2% и сейчас занимает 20,5% рынка по основным категориям продукции. Показатель операционной прибыли компании увеличился на 9,1% и составил 8,8 млрд тенге.

Председатель правления АО «Рахат» Константин Федорец сообщил, что в целом на кондитерском рынке РК сегодня наблюдается негативный тренд, связанный с падением покупательской способности и ростом цен.

Самая дорогая продукция фабрики, шоколадные изделия, при прежнем объеме в денежном выражении увеличилась на 8% исключительно благодаря росту цен. При этом непосредственно «Рахат» улучшил показатели как раз за счет этой категории, его флагманский продукт — плиточный шоколад «Казахстанский» прибавил 8% в тоннаже и 15% в деньгах и занимает 26% рынка плиточного шоколада РК.

Объем производства карамели в 2018 году вырос на 1%, а в денежном выражении зафиксировано увеличение на 9% («Рахат» отметил падение продаж в этой категории); бисквитные изделия показали трехпроцентный рост в объеме и 11% в деньгах. Г-н Федорец отметил, что здесь росту способствовало, как ни странно, снижение покупательской способности казахстанцев. «Эта категория, во-первых, меньше подорожала: средняя цена в прошлом году поднялась на 7 процентов, в отличие от других категорий, где цены выросли до 10 процентов. И второе, очень часто самое дешевое печенье становится едой. Низкообеспеченные слои населения на завтрак ребенку могут давать печенье с маслом — и это полноценный завтрак, до обеда сыт». Euromonitor прогнозирует, если шоколад и карамель вырастут в ближайшие 5 лет на 5%, то бисквиты — на 10%. Линия по выпуску печенья и вафель в «Рахате» работает на пределе мощности, поэтому компания планирует инвестиции в новую линию на площадке в Шымкенте.

Почти четверть продукции «Рахата» идет на экспорт, поставки за рубеж выросли в 2018 году на 4,5%, причем произошло это за счет стран вне Таможенного союза. Экспорт в Россию, наоборот, сократился. Константин Федорец объясняет происходящее преследования со стороны местных производителей: «Возникают споры за товарные знаки, хотя мы продаем изделия только под теми товарными знаками, на которые имеем право на территории РФ. Мы постоянно находимся в каких-то тяжбах, а на время тяжб власти арестовывают всю рахатовскую продукцию, и магазин начинает испытывать сомнения: работать с нами или нет. Поэтому мы в России упали в прошлом году на два процента». Вопрос экспорта продукции «Рахат» в страну акционера — Южную Корею осложняется отличными от казахстанских вкусовыми предпочтениями корейцев. Тем не менее эксперты, изучив продуктовую линейку, отобрали для поставок в Корею около 20 наименований — это преимущественно трюфельные конфеты и шоколад «Казахстанский». Теперь группа в составе «Лотте» работает над этикеткой для отобранных продуктов, чтобы размещенная на ней информация полностью соответствовала стандартам корейского рынка.

Инвестиции ведущей отечественной кондитерской фабрики в производство в 2018 году составили 3,6 млрд тенге, из них 2 млрд пришлись на новую линию по производству шоколада в Алматы. В 2019 году «Рахат» планирует инвестировать в производство около 4 млрд тенге.

Среди других планов на ближайший год — выпустить «концептуально новые продукты», в подробности Константин Федорец вдаваться не стал, заметив что эта информация будет слишком полезна для конкурентов. В нынешнем году компания запустит новую линию по производству мармелада: ее уже монтируют на площадке в Шымкенте, осенью продукция с этой линии начнет поступать в магазины.

Из не оптимистичных новостей — председатель правления АО «Рахат» предупредил о повышении отпускных цен после Наурыза на 3% из-за роста курса доллара, и, соответственно, подорожания сырья для кондитерского производства.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Командные игроки

Государственные институты развития ищут наиболее эффективные форматы участия на важнейших рынках — венчурного капитала и жилищного строительства. От первого зависит инновационное развитие, от второго — социальная стабильность

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Тема недели

«Зомби» атакуют

Неэффективные компании съедают производительность казахстанской экономики

Казахстанский бизнес

Камбэк рекламного рынка

Отечественный рекламный рынок восстановился после тяжелого 2016 года, теперь он будет идти только вверх