Коробка с временщиками

Разное

Коробка с временщиками

На следующий день после отставки правительства Бакытжана Сагинтаева казахстанские эксперты наперебой начали предлагать свои версии развернутого анализа по итогам деятельности 11‑го премьера РК и его министров. Ошибок нашли действительно много, но чаще других упоминалось стремление министров, да и самого премьера к PR-акциям, так называемым «быстрым победам», видимым улучшениям, которые носят сиюминутный эффект. В отношении кабинета Сагинтаева несколько раз в разных источниках прямо или косвенно прозвучало: это очередное правительство временщиков.

Почему очередное? Временщики в правительстве (и в других госорганах, и в нацкомпаниях, и в институтах развития, да везде) — старая проблема. Бессмертная, как само чиновничество.

В 2014 году в «Эксперте Казахстан» всей редакцией мы делали проект, в ходе которого пытались сформировать пул ключевых проблем в треугольнике: местные власти — центральные власти — бизнес. На условиях анонимности мы опросили два десятка управленцев в государственном и частном секторах, поговорили с предпринимателями, главами бизнес-ассоциаций, представителями региональных властей (уровня замакима), руководителями институтов развития и даже некоторых госкомпаний. Зная, что редакция не раскроет их имена, топ-менеджеры отвечали очень развернуто и предельно откровенно.

Вот небольшая выдержка из того исследования: «Оставаясь “низкооплачиваемыми временщиками, которые используют свое влияние на государственные компании больше для собственного обогащения, чем в интересах развития бизнеса и конкурентоспособности”, отечественные чиновники как в центре, так и на местах неизменно декларируют приверженность президентской идее развития бизнеса. По-видимому, в большей мере потому, что она президентская, в меньшей — потому что рациональная. Наша бюрократия и госуправление оторвались от реальной жизни, и поэтому мы имеем в итоге хорошие декларации и идеи при плохой реализации», — выносит вердикт глава компании из реального сектора экономики. Расхожее обвинение власти состоит в том, что «правила бизнеса, как правило, значительно отличаются от того, как это себе представляют чиновники, сидя в кабинетах, — отсюда и сложности в освоении бюджета». Приходилось слышать от интервьюентов и более жесткую оценку: «Профессиональных чиновников как в центре, так и на местах удалось увидеть немного. Это были бывшие советские руководители, стоявшие у истоков госслужбы Казахстана в конце 1990‑х — начале 2000‑х годов. Сейчас все больше временщики, холуи». Тут же вспомним президентское: «Вы просто трусы, а не правительство и не министры!» За неполные пять лет мало что изменилось. По крайней мере, в лучшую сторону.

Поскольку тогда нашей задачей было поднять как можно более широкий пласт проблем и перечислить наиболее важные из них, мы не стали углубляться в причинно-следственные связи: кто такие эти временщики, как они появились, почему это настолько серьезная проблема именно в Казахстане. Сейчас, когда старый кабинет министров ругать уже закончили, а новый еще не начали, самое время поразмышлять об этом.

Временщики — это люди, которые в своей деятельности отдают приоритет краткосрочным целям, а не долгосрочным. Почему же у них такие короткие горизонты? Перед нами открывается несколько вариантов ответа.

Можно списать всю вину на самих временщиков. Дескать, набрали в чиновники людей недобросовестных, которые хотят «срубить» и уйти. Любая госслужба — это работа в условиях высочайшей текучки кадров. «В государство» ежегодно приходят тысячи людей и далеко не у всех из них кристально чистые намерения. И вообще люди в последнее время изменились: на словах молодежь хочет служить стране, а на деле, как рыба, ищет где глубже и не теряет надежды уехать на развитый Запад или Восток. Родина сама по себе для многих современных людей нечто временное, изменчивое.

Справедливо указывают, что временщиками становятся из-за деградации института репутации. Например, чиновника сняли с высокого поста, осудили за коррупцию, а он спустя пару лет вновь занимает еще более высокий пост. Потому что ценный кадр. Ну осудили, что же с того? Может быть, суд к человеку был неоправданно жесток либо шла очередная антикоррупционная кампания, либо подставили. За период работы только на одном месте любой управленец принимает тысячи решений, в том числе сотни непопулярных, — у него появляется множество врагов. Да мало ли поводов, чтобы осудить служилого человека? А когда нет веры ни свидетелям, ни гособвинителю, ни самому суду (все временщики!), откуда же взяться репутации. Ей в этом пространстве просто не на чем обосноваться.

Не упустим и другой вариант: спрос на временщиков формирует сама власть. Если реальная цель управленца — красиво отчитаться перед главным руководителем, придумать ему очередной яркий проект, дополнительное развлечение, создать еще одну площадку, где он может сфотографироваться с кем давно мечтал или получить долгожданное признание, то поблизости с таким руководителем сама собой вырастает когорта временщиков. Они придумывают всевозможные большие и малые форумы, привозят давно отыгравших свое звезд кино или вспоминающих минувшие дни политиков с приставкой «экс», собирают велеречивых экспертов, которые обсуждают проблемы глобального масштаба.

Условия среды, в которой действует чиновник, тоже могут стимулировать его становиться временщиком. Если по факту нет никакой предсказуемости в политической системе ни на год, ни на три, ни на пять, а есть мягкие бюджетные ограничения, то даже очень толковые специалисты и порядочные люди превращаются во временщиков и коррупционеров. Они рисуют невыполнимые, но яркие планы, готовят красивые отчеты, а тем временем уводят госзаказ в свои компании. И, конечно, обзаводятся несколькими авиабилетами с открытой датой, ведь понятно, что за ними рано или поздно придут. Редкий временщик не мыслит долгосрочно в отношении своей собственной жизни.

В Казахстане реализованы все варианты, и по каждому из них можно смело готовить отдельные кейсы и разбирать их в курсах для институциональных экономистов или политологов. Может быть, тогда хотя бы к специалистам придет понимание, что дело не в правительствах, и вообще не в институциональных элементах, и даже не в отдельных людях, а в стимулах.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости

Экономика и финансы

Призрак Агробанка

Старая идея создания Агробанка на базе «КазАгро» может все же воплотиться в жизнь