От «Тобола» до тамады

На экраны казахстанских кинотеатров вышло два новых фильма. Российский пеплум, снятый с участием казахстанских актеров и каскадеров, а также отечественная драма с элементами детектива

От «Тобола» до тамады

«Тобол» поставлен по мотивам исторического романа известного российского писателя Алексея Иванова. «Досье тамады» — полнометражный режиссерский дебют казахстанского сценариста Бейбарса Джуманиязова. Первая картина привлекла внимание своим сюжетом, перекликающимся с современностью, и работой в ней наших соотечественников. Вторая — трактовкой вечной темы преступления и наказания.

Кино, сценарий, книга

В сценаристы был приглашен Алексей Иванов, но по окончании съемок он потребовал снять его имя из титров, поскольку написанный им первоначальный вариант сценария был изменен режиссером Игорем Зайцевым до неузнаваемости, так что картина имеет опосредованное отношение к первоисточнику и замыслу автора. В итоге сошлись на традиционной формулировке «по мотивам романа». Тем не менее, несмотря на критику и явные зрелищно-развлекательные штампы, которыми изобилует фильм, его сюжетное ядро показалось любопытным своей перекличкой с современным политическим контекстом. Интересна сама история создания романа. Сначала Иванов написал сценарий и только потом взялся за книгу. Поэтому, когда фильм снимали, роман еще не был издан. Первый том «Тобола» с подзаголовком «Много званных» увидел свет в 2017 году, а второй — «Мало избранных» — только в прошлом.

В Тобольске, где снимался фильм, уже водят экскурсии по декорациям к «Тоболу». Автором одной из них стал Алексей Иванов, который начертил подворье дома героя романа Семена Ремезова. Для фильма, помимо подворья, был создан целый город с храмом, домами, рынком и хозяйственными постройками. Остальное нарисовали с помощью компьютерной графики. Сценография фильма проникнута идеей европеизации России, что просматривается в манере одеваться и аксессуарах служивых людей и дворян. Китайцы представлены скупо. Похоже, в картине не задействован ни один китайский актер, что представляется досадным упущением. Разодетых в богатые военные доспехи джунгар сыграли казахские актеры.

Мир любой ценой

В книге российский город — место встречи людей, принадлежащих к разным сословиям, человеческим типам и культурам. В фильме — это встреча России и Запада, России и Востока. В романе нет центрального героя, но великое множество разных персонажей. Главный герой — земля, на которой происходит действие. История освоения Сибири связана с историей не только страны, но и всего евразийского региона. Создатели фильма сосредоточились на противостоянии молодого гвардейского новобранца Ивана Демарина и опытного джунгарского военачальника Зайсанга Онхудая. Интересно, что спор двух сторон превращается в трио с участием ссыльного шведа Йохана. Еще одну антагонистическую пару образуют вероломный губернатор Гагарин и патриот отечества, энциклопедист Сибири Семен Ремезов.

Фото: Кадр из фильма "Тобол"

Россия, находясь географически и культурно между Западом и Востоком, явно склоняется в сторону Запада. И несмотря на войны, которые она ведет со Швецией и Польшей, многое перенимает из европейской культуры. Боязнь Востока и желание отгородиться от могучего и непонятного соседа были свойственны России долгое время.

Джунгары предстают опасным и жестоким противником. Но архетипическая восточная мудрость все же обнаруживает себя и в стане воинственных и жестоких джунгар. Она воплощена в старшем военачальнике, хотя он и появляется на экране ненадолго, но производит нужный эффект. Это важный для картины образ, олицетворяющий разум и стремление к справедливости у, казалось бы, безжалостного и непримиримого противника.

Отдельная тема — пришлые, для которых характерны личные интересы, часто идущие вразрез с мотивами служения отечеству и общему благу. Причем пришлыми становятся не только оказавшиеся здесь не по своей воле иностранцы, но и русские. Ведущим выступает мотив сохранения мира любой ценой, даже — собственной жизни. Как страшна война с неизвестным и могучим противником, демонстрируют зрелищные сцены жестоких сражений. Историческая масштабность жанра пеплум проявляет себя на границе столкновения двух миров. В фильме джунгары предстают как тьмы, нашествия которых удается избежать почти чудом, благодаря вере, благородству и ответственности отдельных личностей. Мотивация героев — один из центральных концептов романа. К сожалению, в фильме мотивы, которыми руководствуются герои, не всегда ясны и понятны. По словам создателей, на подходе телевизионный сериал, в котором недостатки смонтированной для кинопроката картины будут исправлены.

Улыбнитесь, каскадеры

Фото: Кадры из фильма "Досье тамады"

Помимо сюжета, в «Тоболе» внимание привлекла работа казахстанских каскадеров, которая добавила зрелищности. Команду Nomad Stunts российские критики называют одной из лучших на постсоветском пространстве. Надо отдать должное ее профессионализму, динамично поставленным сценам военных вылазок и сражений. Одну из главных ролей в фильме, джунгарского военачальника Зайсанга Онхудая сыграл Еркебулан Дайыров, который после нескольких проб выполнял трюки сам, без дублера. Nomad Stunts востребованы во всем мире и уже успели поработать не только в американском Голливуде, но и в индийском Болливуде. Руководитель команды Жайдарбек Кунгужинов рассказал, что ставил военные трюки и схватки сам. При этом команде пришлось работать, невзирая на погодные условия, — и в зимние сибирские холода, и при резко наступившем аномальном потеплении и таянии снега. Каскадеры выезжают на съемки со своими лошадьми и спецоборудованием. Например, в «Тоболе» использовались подвесные системы для создания сложных и динамичных трюков. Эпизод падения людей с обрушившегося моста снимался вживую, без компьютерных спецэффектов. По словам Жайдарбека Кунгужинова, команда Nomad Stunts недавно снялась в Новой Зеландии, по приглашению компании Disney, в масштабном игровом фильме «Мулан», который выйдет в свет в 2020 году. Также каскадеры примут участие в проекте Netflix в Чехии, в планах — съемки в России и Южной Африке.

Замурованные в стекле

Начало детективной драмы «Досье тамады» напомнило советскую экранизацию по роману Агаты Кристи «Десять негритят», когда друзья собираются вместе, чтобы отметить день рождения одного из них, и приглашают тамаду, а тот предлагает им игру, которая напомнит им о давних грехах.

Фото: Кадры из фильма "Досье тамады"

После просмотра режиссер заявил, что не ставил никаких моральных задач. И хотя перед пресс-показом в «Армане» журналистам зачем-то раздали солидные досье с описанием случаев рейдерства сразу в трех странах, Казахстане, России и Украине, похоже, у создателей картины нет никаких идей, как с ним бороться. По мнению Бейбарса Джуманиязова, это не зависит от морального, социально-политического и культурного состояния общества, а больше связано с процессами взросления и старения. Более того, он даже заявил, что больше сочувствует преступнику, чем совершающему возмездие герою. Режиссер объяснил, что к концу картины безумный тамада и преступник меняются местами, и сочувствие должен вызывать преступник, а не мстящий герой. Мне эта задумка показалась неочевидной. Как ни крути, авторская позиция может обернуться и ее отсутствием. Хотелось бы увидеть не просто унифицированную под европейский шаблон историю, а отражение современного казахстанского общества с его ценностными ориентирами. Прием, когда в преступлении замешаны несколько приятелей, мог бы помочь представить социальные типы и характеры людей, руководствующихся разными мотивациями. Но в картине мы видим только имущественное и возрастное расслоение — хозяев и слуг, старших и младших. Подобный подход скорее укрепляет миф о традиционном обществе. Апеллирование к мукам совести, будь то из области экзистенциальной психологии или религиозной культуры, не артикулировано. Наличие элементов мистики в картине еще больше запутывает ситуацию. Тема душевного заболевания сквозит более явно, но все же абстрактно, без обращения к жизненным реалиям. Конфликт или, напротив, диалог азиатской коллективной ментальности и глобальных ценностей консьюмеризма не осмысляется. Герои действуют в изолированном шаблонном мире, не задумываясь, как и откуда они в него попали.

Бейбарс Джуманиязов не только режиссер и сценарист картины, но и еще деньги для съемок нашел. «Это были я и близкие мне люди. Не было такого, чтобы мы обратились к какой-то компании за поддержкой. Не могу сказать, большим или маленьким был бюджет. Он был средним. Я часто слышу, что авторы фильмов берут взаймы, чтобы снять кино. Но за исключением съемок комедий, которые рассматриваются у нас как коммерческие проекты, сейчас рискованно к кому-то обращаться», — считает автор фильма. «Досье тамады» взяла в прокат сеть «Кинопарк», которая работает в семи городах Казахстана, кроме того, фильм поддержали сети Chaplin и «Арман».

Статьи по теме:
Казахстан

Клёвые ковбои Алаколя

Рыболовно-туристический фестиваль "ОКУНЬКОЛЬ-2019"

Тема недели

К нам приближается инфляционный фронт

Потребительские цены возвращаются к повышательному тренду. Пока рост не критичен, но он рискует съесть прибавку реальных доходов населения и привести к замедлению экономики

Казахстан

Внедрение системы обязательного социального медицинского страхования обсудили в Алматы

Реформа медстрахования в РК приблизилась к важнейшему моменту: с 2020 запускается вторая и самая главная часть реформы медицинского страхования РК, когда в механизм будут включены физические лица

Политика

Назарбаев против раскола

Демарш младореформаторов в начале 2000‑х породил фобию раскола элит. С того момента политическую конкуренцию уничтожали на корню