Дело рук самих разработчиков

Редакционная статья

Дело рук самих разработчиков

Со времен первой промышленной революции выделяются два полярных подхода к развитию национальных индустрий. Первый — защита посредством тарифных и нетарифных барьеров от импорта и государственная поддержка отечественного производителя, потому что для экономики страны тот или иной сектор экономики по каким-то причинам является важным. Интересы потребителя отходят на второй план, он какое-то время переплачивает за продукт, терпит неудобства из-за его не самого высокого качества. Второй подход — создание равных условий для всех поставщиков продуктов, независимо от того, где производится продукция — внутри страны или за ее пределами. Здесь на первый план ставятся интересы отечественного потребителя, а не производителя.

Дело здесь далеко не в уровне развития. Развивающиеся страны с одноуровневыми экономиками выбирают различные политики. Например, Казахстан и Россия пытаются отстоять право иметь собственный автопром, защищают и поддерживают его, а Грузия и Украина — нет, поэтому там хороший автомобиль можно купить дешевле, чем у нас.

Решение о том, какую модель выбрать, как правило, необъективно. Его принимают ведомственные чиновники. Например, как помогать (и помогать ли) промышленности, решает Министерство индустрии, а за выбор приоритетов в сельском хозяйстве отвечает Минсельхоз. Чиновники опираются на отраслевиков, от лица которых могут говорить ассоциации или отдельные крупные представители бизнеса. Именно от их возможностей (ресурсов, аргументов, умения убеждать в конце концов) пролоббировать то или иное решение зависит, будет ли государство поддерживать и защищать отрасль или нет. Порой в ущерб другим отечественным производителям. Еще один пример из казахстанской практики: периодически правительство РК вводит ограничения на экспорт металлолома, защищая национальные сталелитейные компании, при этом казахстанские ломозаготовительные компании теряют в выручке, поскольку на закрытом рынке потребители могут диктовать им цены.

История повторяется, когда речь заходит о четвертой индустриальной революции, главное направление которой — цифровизация. В программе «Цифровой Казахстан» отражена доминирующая роль государства в данном процессе. В Казахстане под цифровизацию создали целое министерство (Мининфоком, которому, правда, приходится отвечать еще и за СМИ), действует национальный управляющий холдинг («Зерде»), работают дочерние структуры различных министерств и ведомств. У премьера появился специальный четвертый заместитель, отвечающий за цифровизацию, в каждом министерстве отдельно за этот процесс отвечает вице-министр и созданы проектные офисы. То есть блок управления цифровизацией сформирован. Госсектор приготовился цифровизировать страну, но какова же в этом процессе роль местных поставщиков IT-решений?

Отечественный производитель IT-продуктов, как правило, не чувствует поддержки родного государства. На отраслевых мероприятиях раз за разом звучит тезис, что государство не поддерживает своих разработчиков и стремится кормить иностранных поставщиков. Среди просьб представителей IT-сообщества в разное время звучали следующие: льготы и налоговые каникулы, кредитование по субсидированным ставкам, компенсация капзатрат, создание перечней национальных IT-компаний, к которым следует обращаться государственным органам и госкомпаниям — главным потребителям на сегодняшнем казахстанском рынке IT. Им пошли навстречу: в дорожной карте развития IT-отрасли прописано и создание списка компаний, и налогово-таможенные льготы для участников СЭЗ.

В профессиональном сообществе нередко ссылаются на российский опыт. Аналогичная «Цифровому Казахстану» программа цифровизации РФ предусматривает импортозамещение, а в казахстанских планах все ограничивается мерами по созданию условий: поддержка стартапов, общественный совет госкомпаний, регламентирующий корпоративную политику в сфере закупок. Даже казахстанский рынок IT в госпрограмме посчитан в долларах, несмотря на популярную в последние три года дедолларизацию.

Могут ли переломить этот тренд поставщики IT-решений? Опыт того же автомобилестроительного сектора, где производится всего около 0,01% ВВП и занято около 2 тыс. человек, и в интересах которых работают госпрограммы и инициативы, показывает, что могут. Для этого необходимо найти ресурсы, аргументацию и союзников среди чиновников.

Читайте так же тему номера: Мягкие боевые условия

Статьи по теме:
Тема недели

От царства теней к диктатуре света

В борьбе с теневой экономикой в Казахстане намечается перелом. Его ощутят и бизнес, и общество

Казахстан

Преимущества развития ВИЭ в Казахстане

Банк развития Казахстана активно развивает проектное финансирование в ВИЭ

Спецвыпуск

Пора кредитовать

Качественный рост становится жизненно необходимым для банков