Секьюритизация на колесах

Нацбанк запустит свою программу автокредитования с применением механизма секьюритизации во II полугодии 2019 года

Секьюритизация на колесах

Зона ответственности Национального банка Казахстана (НБК) шире, чем у многих центробанков западных стран. Помимо управления денежно-кредитной политикой и регулирования финансового рынка с недавних пор НБК вместе с правительством отвечает еще и за экономический рост. Поэтому Нацбанк в последнее время проявляет активность не только в борьбе с инфляцией или финоздоровлении банковского сектора, но и напрямую занимается стимулированием спроса.

В минувшем году Нацбанк разработал и внедрил программу льготного ипотечного кредитования «7–20–25», анонсированную в числе Пяти социальных инициатив президента РК Нурсултана Назарбаева. Под программу Нацбанком была создана специальная компания (SPV — ипотечная организация «Баспана»), применен механизм секьюритизации. Этот год начался уже с инициативы председателя НБК: Данияр Акишев предложил запустить программу льготного кредитования по тому же сценарию — с секьюритизацией.

Фото: Азиз Мамиров

Хотя официально и «7–20–25», и льготное автокредитование — элементы социальной политики государства, в число стейкхолдеров входят не только граждане РК, но и банки, строительные компании, а также — в случае с автокредитованием — автодилеры и автозаводы. Сбалансировать их интересы, а также выработать механизм реализации предстоит в ближайшие полгода. Наиболее чувствительные элементы новой программы — объем финансирования, срочность и, конечно же, ставка.

Новая идея Нацбанка

Идею запуска секьюритизации по такому классу активов, как автокредиты на приобретение новых автомобилей казахстанского производства, председатель Нацбанка озвучил на расширенном заседании правительства с участием президента 30 января этого года.

«Программа будет выстроена через банки с механизмом секьюритизации кредитов по примеру программы “7–20–25” и на базе ее инфраструктуры, — заявил Акишев. — Почему автомобилестроение? Мы считаем, что, как и строительство, это капиталоемкая отрасль с высокими технологиями и имеет большой мультипликативный эффект для экономики». Президент горячо поддержал инициативу г-на Акишева. «Нужно подбирать для кредитования такие отрасли — они дают эффект и для потребителя, и для производителя», — заметил г-н Назарбаев.

Спустя неделю глава Нацбанка предоставил некоторые подробности. «Детально мы готовы отработать это предложение с заинтересованными госорганами и банками в первом полугодии 2019 года и запустить программу во втором полугодии», — подчеркнул глава НБК.

Если механизм секьюритизации в случае с автокредитованием будет воспроизводить тот, что был применен в сегменте ипотечного кредитования, то история будет выглядеть так. «Баспана» выпустит облигации близко к рыночной стоимости (базовой ставке НБК), затем эти средства пойдут в банки второго уровня для выкупа портфеля автокредитов. БВУ выдают кредиты, руководствуясь формальными требованиями программы (по первоначальному взносу, срочности и процентной ставке), а также требованиями к заемщику со стороны БВУ (возраст, стаж, источник дохода, кредитная история).

Главная проблема «7–20–25» — спрос на льготную ипотеку более слабый, чем ожидали авторы программы. По состоянию на 17 января 2019 года одобрено 4 350 заявок на сумму 52 млрд тенге, сообщил СМИ г-н Акишев. Под эти ипотечные кредиты выпущены облигации. Проведя два размещения (по состоянию на февраль 2018 года), «Баспана» привлекла в общей сложности 50 млрд тенге под ставку 8,5% (при ставке НБК на изъятие ликвидности 8,25%). Напомним, что в первый год реализации программы «7–20–25» планировалось выдать кредитов на 100 млрд тенге, то есть вдвое больше. На 2019‑й плановое значение в полтора раза выше — 150 млрд.

Чтобы добавить процессу динамики, Нацбанк (зачастую совместно с акиматами) пытается создать дополнительные стимулы для покупателей. В список регионов, где максимальная стоимость жилья может достигать 25 млн тенге, добавили Шымкент и пригородные зоны Астаны и Алматы. К «первичке» начали относить жилье, продаваемое акиматами и инвесторами строительства.

«Баспана» приступила к выкупу облигаций местных исполнительных органов по рыночной ставке. Акиматы используют эти деньги на строительство жилья. Пионером в этом плане стал акимат Шымкента, в декабре 2018 года разместивший муниципальные облигации с погашением через два года на сумму 20 млрд тенге под 9,0%. О «рыночности» такой ставки, конечно, можно поспорить: базовая ставка НБК на привлечение ликвидности составляет 8,25%, доходность по нотам НБК с погашением через год — 9,11%. Сама «Баспана» размещает 12‑месячные бонды под 8,5%, но это явно более конкурентная ставка, чем 0,35% по займу того же акимата в апреле минувшего года на 18,6 млрд тенге.

Упомянутый выше акимат Шымкента (новый регион достаточно активно включился во взаимодействие с государственной ипотечной компанией) решил субсидировать половину первоначального взноса по «7–20–25», то есть 10% от стоимости жилья. В акимате отмечают, что субсидии предоставляются на возвратной основе.

Попытка БРК

С 2015 года автокредитование по льготным ставкам проводилось за счет средств Нацфонда (НФ), пропущенных через Банк развития Казахстана (БРК) и банки второго уровня (БВУ). Мера была предусмотрена Планом совместных действий правительства и Нацбанка по обеспечению финансирования отечественных производителей и экспортеров в части обусловленного финансирования в рамках поддержки отечественных автопроизводителей через БВУ.

Населению была предложена 61 марка легковых автомобилей, производящихся в РК, стоимостью не дороже 15 млн тенге. Согласно условиям программы, оператором которой выступил БРК, максимальный срок автокредита в тенге (другие валюты не рассматриваются) не должен был превышать 7 лет, по номинальной ставке не более 4%, эффективной — не более 7,5% в год. На реализацию было выделено в общей сложности 34 млрд тенге (26 млрд из НФ и 8 млрд из республиканского бюджета). По данным БРК, с учетом вторичного освоения общая сумма выданных займов на конец января 2019 года составляет 49,4 млрд тенге.

В программе участвовали три автопроизводителя: костанайские «Агромашхолдинг» и «СарыаркаАвтоПром» и усть-каменогорский «Азия Авто». Кредитовали шесть банков: Евразийский банк, Народный банк, Банк ЦентрКредит, Сбербанк, АТФБанк, ForteBank.

Условия оказались достаточно комфортными для населения, поэтому программа пользовалась спросом. По данным, озвученным главой Союза предприятий автомобильной отрасли РК «КазАвтоПрома» Олегом Алферовым, около 11% автомобилей локального производства в 2018 году (их было произведено 32,3 тыс. единиц) были приобретены по программе льготного кредитования. Но желающих, подчеркнул г-н Алферов, было гораздо больше.

По данным Первого кредитного бюро, в январе-сентябре минувшего года объем автокредитования вырос на 20% год к году, портфель достиг 380,5 млрд тенге. Качество этого портфеля пока улучшается: доля NPL сократилась с 11,1 до 8,6%. Средняя сумма займа составила 3,3 млн тенге, и это почти в 5 раз меньше лимита по программе БРК.

Основной проблемой была нехватка средств. Поскольку модель работы программы предполагала револьверный метод (следующие кредиты выдавались за счет средств, полученных от обслуживания действующих займов по программе), объем льготного кредитования не удовлетворял спрос. Проще говоря, чтобы выдать новый заем, банку приходилось ждать, пока погасят старый. Секьюритизация автокредитов расшила бы это узкое место: пул займов был бы уступлен SPV, а банки получили бы дополнительную ликвидность и возможность обслужить большее количество заемщиков.

Унификация программ и новая SPV

На первый взгляд от секьюритизации выигрывают все. В первую очередь группы, упомянутые президентом: население получит автомобили по льготной ставке, производители автомобилей нарастят продажи. Банки нарастят клиентскую базу и увеличат активы (пускай и незначительно по меркам всего розничного сектора, объем ссудного портфеля которого превысил 5,3 трлн тенге), участники финансового рынка получат новые инструменты, а акиматы решат часть социальных проблем.

Однако секьюритизация в том виде, какой избран у нас, — это еще один механизм господдержки и без того обласканных помощью из казны автопроизводителей и банкиров. Это значит, что и реальный, и финансовый сектора экономики еще далеки от своей лучшей формы. Льготные автокредиты не только генерируют новый спрос, но и перетянут некоторый объем спроса, который мог быть удовлетворен по рыночным ставкам. Его величина зависит от того, насколько серьезные ограничения будут накладывать на заемщика условия программы. Нам предлагают не дожидаться снижения стоимости денег в среднем по экономике и дают решение проблемы для одного из участков. При этом создаются дополнительные искажения на рынке.

Дискуссия специалистов, которая развернется в ближайшее время, по-видимому, будет развиваться вокруг следующих вопросов: размер портфеля, ставка и срочность. Кроме того, в очередной раз стоит задуматься об унификации мер господдержки. Если насчет объема финансирования остается много вопросов, со ставкой все более или менее понятно: эффективная ставка будет на уровне 7,5%, то есть ставки действующей программы льготного автокредитования. Возможно, в новую программу не следует вводить лимиты по количеству марок автомобилей, на которые она распространяется, а лишь требования локализации. Логично снять и ограничение по стоимости автомобиля.

Если сразу не продумать объединение мер господдержки, программа льготного автокредитования Нацбанка будет конкурировать с программой БРК. Похожая ситуация была после запуска «7–20–25» на фоне уже работающей «Нурлы жер», ипотечную часть которой впоследствии свернули. В случае с автокредитованием следовало бы поступить так же: новые инструменты как более эффективные должны вытеснить старые. При этом важно обеспечить возвратность средств Нацфонда и республиканского бюджета.

Необходимо рассмотреть целесообразность создания под программу отдельной SPV. При всей общности подходов ипотечные ссуды и автокредиты — все-таки разные классы активов. Менеджмент «Баспаны» специализирован на ипотечном рынке, а сама компания стремится расширить линейку ипотечных продуктов и механизмов стимулирования предложения на строительном рынке.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости

Экономика и финансы

Призрак Агробанка

Старая идея создания Агробанка на базе «КазАгро» может все же воплотиться в жизнь