Обязательная программа

OKauto, казахстанское мобильное приложение для проверки и оплаты штрафов, стремится к миллиону скачиваний и планирует экспансию на соседние рынки

OKauto — самый быстрорастущий стартап в Казахстане. Приложение, позволяющее водителям проверять, есть ли у них непогашенные штрафы, получать уведомления о новых штрафах и сразу же через мобильное приложение их оплачивать, на сегодняшний день скачано казахстанскими водителями 750 тыс. Если учесть, что общее количество автомобилей в РК — около 4 млн, то OKauto охвачено почти 20% рынка. Пока команда проекта нацелена на дальнейший рост и увеличение аудитории — хотя бы до миллиона пользователей, так «монетизация будет легче и интереснее», объясняют основатели OKauto Алибек Наримбай и Али Шайхислам.

Экономия на штрафах

Алибек и Али познакомились на учебе в бизнес-школе, оба к тому времени имели опыт технологического предпринимательства различной успешности. Проект мобильного приложения по проверке штрафов для них сначала был сторонним заказом, в котором до контракта дело не дошло. Но наработки остались, и будущие основатели OKauto решили продолжать — теперь это было уже их дело. Приложение существовало только на бумаге, когда авторы нашли инвестора, решившего вложить в потенциально интересный рынку продукт 250 тыс. долларов.

На первом этапе развития проекта приложение должно было решать базовые проблемы автовладельца: штрафы, налоги, страховка. Начали со штрафов. Как рассказывают разработчики, основной сложностью на этом этапе были не архитектура и процессы, а интеграция с государственными базами данных. «Мы только доступ к штрафам получали почти год, не могли запуститься из-за этого», — вспоминает Алибек Наримбай.

Возможность проверить и оплатить штраф онлайн — не уникальное предложение на рынке, это можно было сделать и до появления OKauto через портал eGov и интернет-банкинг, однако команда предложила рынку два принципиально новых момента: во-первых, гарантии, что штраф после оплаты не «зависнет» в базе уполномоченных органов, во-вторых, уведомление о штрафе сразу после его начисления. Особенную актуальность последнее предложение приобрело в связи с повсеместной установкой комплексов видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД «Сергек». «Сейчас кругом камеры, и вы можете не знать о существовании штрафа — а он есть. И оплатить его в течение первой недели можно с 50‑процентной скидкой», — напоминает Али Шайхислам. Таким образом, приложение позволило пользователям снизить средний чек штрафа с 11–12 тыс. тенге до 8 тыс. Дисциплинированнее автолюбители не стали: статистика OKauto стабильна — в среднем на каждого клиента приходится одно нарушение ПДД в три месяца. Годовой оборот OKauto — более миллиона долларов в год.

Удаление штрафа из базы после оплаты через OKauto происходит более чем в 99% случаев, и это действительно большое преимущество приложения перед другими вариантами онлайн-оплаты. Тот самый 1% штрафов, которые не погашаются, хотя деньги в бюджет ушли и чек от eGov получен, — головная боль компаньонов. Эти штрафы их система отлавливает автоматически, а вот дальше — снова дело техники, но уже со стороны госорганов. «Мы ежедневно отправляем пакеты таких штрафов в МВД, мол, эти не удалились, сделайте что-нибудь. Там только через неделю-другую реагируют. Естественно, те, на ком штраф продолжает числиться, начинают нам звонить, выпускают негатив, ставят приложению “единицу”, которую очень трудно исправить». Алибек Наримбай не перестает удивляться логике таких клиентов: «Ведь если клиент в банке оплатил и у него остался этот штраф, он не бежит в банк со словами “вы нас обманули”. А в нашем случае думают, что мы аферисты…» Все квитанции, которые проходят через OKauto, сохраняются и могут быть в любой момент восстановлены. В случаях, когда оплата прошла, а штраф оказался не снят, компания берет ответственность за случившееся на себя и контролирует процесс удаления штрафа из базы.

Пользы для

Меньше процента недовольных компенсируется большим числом удовлетворенных клиентов, хотя они не звонят в службу поддержки, хорошо, если оставляют положительный отзыв о приложении. Однако динамика роста говорит сама за себя: ежедневно приложение из AppStore и Google Play скачивают 1500 человек, и это без рекламы и специальных усилий по продвижению.

Половина аудитории OKauto — из Алматы, Алматинской области и Астаны. На третьем месте по числу пользователей — Шымкент, чуть отстала от него Караганда. Возраст клиентов — от пользователей 1999 года рождения, не так давно получивших права, до водителей, родившихся в середине прошлого века. Последние не столько оплачивают через приложение, сколько контролируют — нет ли нового штрафа. «Оплатить штраф можно любым удобным способом, не обязательно через нас. Наша задача — поставить человека в известность о наличии штрафа как можно быстрее и показать: мы полезное приложение, оставайся с нами», — поясняет Али.

Полезное приложение в тестовой версии уже рассчитывает размер транспортного налога и проверяет налоговую задолженность. На то, чтобы добиться доступа к базам Минфина и интегрироваться с ними, у основателей OKauto ушло около полутора лет. В ближайшем будущем, обещают они, приложение по номеру автомобиля будет показывать размер транспортного налога и уведомлять о задолженности. Налоговая в таком сервисе заинтересована едва ли не больше автовладельцев и создателей приложения. «Они делают открытые API для нас, спрашивают, что еще нужно сделать, чтобы люди лучше оплачивали налоги. Дайте нам доступ, больше ничего делать не надо: уведомление 20 процентов населения о транспортном налоге мы берем на себя, ведь многие действительно просто забывают заплатить», — говорят компаньоны.

Еще одна новинка — уведомление об окончании техосмотра, эта информация также автоматически извлекается из баз данных. Стоит напомнить, что штраф за отсутствие техосмотра в два раза дороже, чем его стоимость. Сейчас команда приложения решает вопрос взаимодействия со страховыми компаниями, чтобы ненавязчиво уведомлять клиентов об окончании страховки и предлагать возможность приобрести e-полис через приложение. Закон об онлайн-страховании запрещает работу агентов, тем не менее команда OKauto рассчитывает убедить Нацбанк сделать исключение: аудитория приложения превышает аудиторию любой страховой компании, а компетентность сотрудников не вызывает сомнений. Новые сервисы приложения пока работают в тестовом режиме, но скоро, как говорят разработчики, будут «запущены на массу».

OKauto сейчас сконцентрировано, на базовых потребностях казахстанских автовладельцев: «Они могут быть неприбыльными с точки зрения рентабельности для нас, но они обязательны. Наша задача — сделать так, чтобы человек привык использовать приложение». Али Шайхислам упоминает о глобальном прогнозе: ближе к 2025 году у каждого в телефоне будет в среднем 35 приложений. OKauto планирует быть неотъемлемой частью этого набора казахстанских автовладельцев.

Широким шагом

Не так давно команда OKauto привлекла второй раунд инвестиций — их объем не раскрывается, но до этого в интервью основатели упоминали желаемую сумму в миллион долларов. Найти инвестора даже заметному на рынке проекту оказалось непросто: внимание казахстанских венчуристов стартап привлек только после того, как показал себя в Сингапуре на технологической конференции Echelon Asia Summit, и им там заинтересовались.

На скорейшей монетизации проекта инвесторы не настаивают — они согласны с мнением команды, что сначала нужно работать над дальнейшим ростом. «Если мы сделаем миллион пользователей, а потом начнем зарабатывать, то будем зарабатывать гораздо больше, чем при тех же действиях и аудитории в 300 тысяч пользователей. Грубый пример: если у нас будет миллион пользователей, нам достаточно на каждом заработать один доллар, чтобы отбить все инвестиции. Учитывая, что за год расходы водителя на автомобиль достигают 500 тысяч тенге и более, один доллар за год — вполне подъемный вариант», — считает Алибек Наримбай.

Комиссия за штрафные платежи в приложении равна размеру комиссии банка за проведение платежа, на оплате штрафов OKauto зарабатывать не собирается. А вот продажа страховых полисов включена в стратегию монетизации проекта, но компаньоны не видят проблемы даже в том случае, если законодательные препоны преодолеть не удастся. «Страхование — не самая большая часть автомобильного рынка в целом. Объем рынка автострахования — и ОСАГО, и КАСКО в совокупности — 54 миллиарда тенге. Для сравнения: только рынок резины, автомобильных шин — 60 миллиардов тенге, рынок автозапчастей — больше 200 миллиардов», — перечисляют компаньоны. Продажа автозапчастей, предоставление дополнительных сервисов — например, помощь на дороге, включая эвакуатор, или помощь автоадвоката — все эти варианты монетизации уже не гипотетические, команда их тестирует на тысячах пользователей, смотрит конверсию — уже прошли «боевые» продажи страховки, запчастей и премиум-подписки.

Все новые продукты создатели OKauto испытывают на себе и даже попробовали оплатить штраф биткоинами. Вариант оплаты криптовалютой в приложении был создан для демонстрации возможностей команды и, как сейчас говорят, для хайпа. «В Казахстане ребята оплатили государственный штраф биткоинами — об этом рассказали более 80 СМИ по всему миру. Мы доказали, что можем любую оплату внедрить — для нас это не так сложно», — с улыбкой вспоминает Алибек Наримбай, добавляя, что казахстанцы подали заявки на оплату штрафов биткоинами на 68 миллионов тенге.

Накопленная экспертиза и опыт позволяют OKauto планировать экспансию на соседние рынки: подобных решений еще нет, например, в Украине, Узбекистане, Кыргызстане. Переговоры о подключении к государственным базам данных в других странах уже идут.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

На несколько банков меньше

Негативные процессы продолжают влиять на банковский бизнес: с рынка уходит еще несколько игроков, увеличилось число убыточных банков. Однако финорганизации, которые продолжают кредитную деятельность, растут

Казахстан

Сами себе финансисты

Национальный банк РК (НБК) опубликовал конъюнктурный обзор деятельности предприятий реального сектора в I квартале 2019 года. Экономика растет, но медленно

Культура

Журавль в руках

На Алаколе прошел VII республиканский фестиваль «Крылья Алаколя», развивающий событийный туризм, призванный пробудить интерес к казахстанской фауне

Экономика и финансы

Командные игроки

Государственные институты развития ищут наиболее эффективные форматы участия на важнейших рынках — венчурного капитала и жилищного строительства. От первого зависит инновационное развитие, от второго — социальная стабильность