Зачем учиться?

Главный полицейский страны предложил в будущем сделать необязательным обучение в автошколах, а сразу сдавать экзамены в дорожной полиции

Зачем учиться?

В третьей декаде сентября министр внутренних дел РК Кулмуханбет Касымов выступил с идеей внедрить в будущем систему, когда уже имеющему навыки вождения автомобиля гражданину не нужно будет учиться в автошколах. По его словам, ему достаточно будет сдать экзамен в дорожной полиции. Такое заявление главный полицейский страны сделал представителям СМИ во время посещения центра обслуживания населения (ЦОН) в Караганде.«Возможно, это приживется, — предположил он. — Если человек знает правила дорожного движения, то зачем ему сидеть на занятиях в автошколах?»

Новшество, если оно найдет поддержку, коснется только тех, кто желает получить право на управление мотоциклом и легковым автомобилем. Казахстанцы, планирующие сеть за руль автобусов и большегрузных машин, по-прежнему должны будут проходить курс обучения в аккредитованных автошколах.Причем на вопрос журналистов, где людям придется приобретать практические навыки вождения, министр уточнил: «Потому-то это пока и идея, в которой есть пробелы». Вместе с тем переход на такую систему г-н Касымов увязал с проектом по передаче функций по выдаче водительских прав, госномеров, регистрации и перерегистрации транспортных средств ЦОНам.

По сути, это есть призыв перейти к американской практике, где акцент смещен к практике вождения, а не теории. Разница лишь в том, что любые инновации на отечественной почве приводят к иным, нежели ожидали, результатам.

Никто не хотел обучать

Глава МВД, по его словам, такой опыт почерпнул во время поездки в Грузию. Грузия же адаптировала к своим условиям опыт США. Однако глава Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков не слышал, что где бы то ни было в мире существует упрощенный подход к подготовке автолюбителей. «В таких странах, как США, Германия и Япония, как минимум, один год нужен, чтобы получить серьезные навыки вождения», — говорит он.

Конечно, к качеству обучения в казахстанских автошколах есть большие претензии. «Сейчас нужно понять, почему оно падает. Как мне рассказал один из директоров автошколы, основным противником повышения качества обучения является дорожная полиция. И объясняется это очень просто: не знающего ПДД и обладающего плохими навыками практического вождения водителя проще в дальнейшем развести на взятку», — пояснил г-н Эдоков.

Как нам рассказали на условиях анонимности автолюбители, размер взяток составляет от 10 до 20% от суммы штрафа. К примеру, за непристегнутый ремень безопасности водитель может отделаться взяткой в размере от 500 до 2 000 тенге. Все зависит от того, в каком настроении находится дорожный полицейский.

Причем в корне плохого качества обучения — сложившаяся система взаимоотношений между дорожной полицией и автошколами. «Автошколы, набрав очередную группу желающих получить права, обязаны зарегистрировать ее в дорожной полиции. Под различными предлогами полицейские уклоняются от регистрации. У полицейских есть «свои» и «чужие» автошколы. Если автошкола не получит регистрацию, группа не сможет сдать экзамен в дорожной полиции», — подчеркивает собеседник ЭК.

Кроме того, поясняет г-н Эдоков, автошколы не заинтересованы в поиске высококлассных преподавателей, улучшении материальной базы и покупке приличных автомобилей для проведения уроков по практическому вождению. «Как мне рассказали директора автошкол, изредка встречаются клиенты, которые требуют качественного обучения детей, которых они привели в автошколу. В большинстве же случаев клиенты воспринимают обучение в автошколах как формальность — необходимый, но все же проходной этап перед получением водительских прав. Зачем вкладывать деньги в улучшение качества обучения, ведь в выигрыше не те, кто хорошо учит, а те, кто «ближе к телу» дорожной полиции», — сетует эксперт.

Говорят одно, думают другое, делают — третье

Как правило, дорожная полиция всегда хочет сделать как лучше, но получается как всегда. При этом многие, кто сидел за рулем автомобиля, прекрасно понимают, почему так происходит. Полиция в целом и дорожная полиция в частности меньше всего думает о безопасности движения, больше о том, чтобы на верхах были довольны ее работой. Между безопасностью на дорогах и удовлетворением от работы дорожной полиции есть разница, при этом весьма существенная.

В то же время независимые структуры давно обвиняют дорожную полицию в необъективности. По их мнению, статистику ведет сама полиция, поэтому может манипулировать ею в собственных интересах. Подтверждением тому история с праворульными автомобилями, когда дорожная полиция использовала статистику для того, чтобы доказать опасность «праворулек».

Но даже в официальной статистике можно заметить довольно интересные тренды. Так, по данным дорожной полиции, за 8 месяцев 2011 года в Казахстане совершено 6,903 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Это на 2,9% меньше, чем за аналогичный период 2010 года (7,109 тыс. ДТП). В вышеуказанных ДТП погибли 1,582 тыс. человек, на 4,5% меньше, чем в 2010 году (1,657 тыс. человек). В том числе пешеходов погибло 513 человек, на 2% больше, нежели в 2010 году (503 человека). Кстати, ранения за 8 месяцев 2011 года получили на 3,7% меньше, чем за аналогичный период 2010 года (7,957 тыс. против 8,26 тыс. человек). Также по ранениям несовершеннолетних снижение составило 8,7%, а пешеходов — 6,3%.

Выводы очевидные. Во-первых, пешеходы стали чаще нарушать правила дорожного движения, во-вторых, при уменьшении случаев ранения пешеходов выросло количество смертельных исходов среди пешеходов. Значит, автолюбители стали ездить еще агрессивнее.

В данной связи сложно понять смысл заявления главы МВД: зачем в будущем отменять обязательность обучения в автошколах, если более актуальным является наведение порядка на дорогах? К примеру, есть очевидная необходимость повышать уровень знаний пешеходов и обеспечить неотвратимость наказания для автолюбителей. То есть полиция должна выписывать штрафы вне зависимости от того, люди какого масштаба сидят на передних и задних сиденьях автомобилей. Ведь здесь масштаб у всех один — участник дорожного движения.

Тогда как дорожная полиция все делает наоборот. Например, активно лоббирует рост размеров штрафов. В теории минимальный штраф можно поднять до 400 евро, как в Европе, только где полицейские потом найдут автолюбителей с ежемесячным средним доходом в несколько тысяч евро? К примеру, в конце сентября глава комитета дорожной полиции Берик Бисенкулов в очередной раз заявил, что сотрудники дорожной полиции имеют право изымать водительские удостоверения за любое нарушение ПДД. Понятно, что подобное правило ничего, кроме коррупции, стимулировать не может.

Но вернемся к идее, озвученной главой МВД. Складывается впечатление, что полицейские имеют большой зуб на автошколы. Хотя они всегда были в роли тех, кого «мочат» в первую очередь. «Когда года два назад полицейские провели рейд по автошколам, — замечает г-н Эдоков, — то нашли целый ряд фиктивных школ (заплати энную сумму, и на занятия можешь не ходить). В результате количество авто-школ резко уменьшилось, а цена обучения резко выросла».

Теперь глава МВД предлагает в будущем, когда большая часть полномочий дорожной полиции перейдет к ЦОНам, устранить с дороги автошколы вовсе.

Безусловно, это сильно ударит по их бизнесу. Только в Алматы автошкол более 60, а по Казахстану — несколько сотен. По данным дорожной полиции, с 2003 по 2010 годы количество грузовых машин увеличилось с 223,063 тыс. до 397,598 тыс. автобусов — с 61,391 до 93,956 тыс.единиц. В то же время количество легковых автомобилей за этот же период времени увеличилось с 1,148 млн до 2,686 млн единиц. Отсюда следует, что число грузовых авто выросло на 0,7, автобусов — на 0,5, легковых автомашин — почти в 2,5 раза. И это с учетом изначально большего номинального числа легковых авто.

Значит, основными клиентами автошкол являются будущие автолюбители, а не профессионалы. Последние дают автошколам лишь небольшую часть (по разным оценкам, от 5 до 10%) прибыли. Автолюбители дают денег автошколам больше, нежели будущие водители грузовых автомашин и автобусов, вместе взятые.

Как в США?

В любом деле стоит учитывать нашу слабость: подсмотреть, как это устроено в цивилизованных государствах, и попробовать перенести уже накопленный опыт на нашу почву. В Соединенных Штатах процедура получения прав в целом аналогична казахстанской, но чуть упрощена. Конечно, в США есть автошколы, но они не являются обязательными. Поэтому обычно вначале самостоятельно изучаются Правила дорожного движения (Drive Manual), а после этого сдается маленький экзамен в DMV — Division of Motor Vehicles (это департамент полиции, аналог российского ГИБДД). Сдав экзамен, вы автоматически получаете так называемые «ученические права». Они позволяют уже без сидящего рядом инструктора практиковаться в вождении по городу, самим отрабатывать упражнения «въезд задним ходом в гараж», «разворот на узкой улице», «параллельная парковка» и т.д.

Поездив по городу, вы можете смело сдавать теоретический, а затем практический экзамен. На теоретическом экзамене допускается 25% ошибок, а не 10%, как, допустим, в РФ. Экзаменуемому выдают бланк с 20 вопросами без каких бы то ни было разноцветных картинок и схем. Вопросы примерно такого уровня: какой цвет разрешает движение, а который запрещает и т.д.

Сдав теорию, экзаменующийся идет сдавать практический экзамен. В этот момент начинается самый сложный этап на пути к водительским правам. Методы у американских инструкторов по вождению просто драконовские, такого понятия, как «площадка», нет. Весь экзамен проходит в городе, маршрут может пролегать где угодно. Особенно жестко отслеживается, проверяет ли сдающий экзамены «мертвые зоны» перед маневром. Лишняя осторожность также может не понравиться инструктору, и он имеет полное право поставить минус. Если практический экзамен сдан, выдаются водительские права. Как видно, главный акцент делается на практику, а не на теорию. Если хотите получить водительские права в США и ездить на машине, будьте добры показать экзаменатору, на что вы способны за рулем, а не с карандашом в руке.

Г-н Эдоков согласен с главой МВД в той части, что касается неэффективности дорожной полиции в ее нынешнем виде. По словам эксперта, полицейские могут делать с автолюбителями что захотят. «Сама процедура сдачи экзамена устроена таким образом, что сдать его не представляется возможным. Так, автошколы учат клиентов по новой редакции ПДД, а на компьютере в дорожной полиции — старая редакция. И таких вот нюансов — вагон и небольшая тележка», — перечислил г-н Эдоков.

В настоящее время нужно идти методом эволюции, считает эксперт, а не революции. «Вместо того чтобы предлагать сделать обучение в автошколах необязательным, лучше упростить процедуру сдачи экзамена, как в США, и получения водительского удостоверения. Мы прекрасно помним, как наша дорожная полиция упраздняла счет-справку. Проблем возникло множество, и пока все отрегулировали, прошло много времени. Думаю, если дорожная полиция возьмется внедрять в жизнь предложение министра, дров наломает предостаточно», — резюмирует эксперт.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности