Зачем учиться?

Главный полицейский страны предложил в будущем сделать необязательным обучение в автошколах, а сразу сдавать экзамены в дорожной полиции

Зачем учиться?

В третьей декаде сентября министр внутренних дел РК Кулмуханбет Касымов выступил с идеей внедрить в будущем систему, когда уже имеющему навыки вождения автомобиля гражданину не нужно будет учиться в автошколах. По его словам, ему достаточно будет сдать экзамен в дорожной полиции. Такое заявление главный полицейский страны сделал представителям СМИ во время посещения центра обслуживания населения (ЦОН) в Караганде.«Возможно, это приживется, — предположил он. — Если человек знает правила дорожного движения, то зачем ему сидеть на занятиях в автошколах?»

Новшество, если оно найдет поддержку, коснется только тех, кто желает получить право на управление мотоциклом и легковым автомобилем. Казахстанцы, планирующие сеть за руль автобусов и большегрузных машин, по-прежнему должны будут проходить курс обучения в аккредитованных автошколах.Причем на вопрос журналистов, где людям придется приобретать практические навыки вождения, министр уточнил: «Потому-то это пока и идея, в которой есть пробелы». Вместе с тем переход на такую систему г-н Касымов увязал с проектом по передаче функций по выдаче водительских прав, госномеров, регистрации и перерегистрации транспортных средств ЦОНам.

По сути, это есть призыв перейти к американской практике, где акцент смещен к практике вождения, а не теории. Разница лишь в том, что любые инновации на отечественной почве приводят к иным, нежели ожидали, результатам.

Никто не хотел обучать

Глава МВД, по его словам, такой опыт почерпнул во время поездки в Грузию. Грузия же адаптировала к своим условиям опыт США. Однако глава Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков не слышал, что где бы то ни было в мире существует упрощенный подход к подготовке автолюбителей. «В таких странах, как США, Германия и Япония, как минимум, один год нужен, чтобы получить серьезные навыки вождения», — говорит он.

Конечно, к качеству обучения в казахстанских автошколах есть большие претензии. «Сейчас нужно понять, почему оно падает. Как мне рассказал один из директоров автошколы, основным противником повышения качества обучения является дорожная полиция. И объясняется это очень просто: не знающего ПДД и обладающего плохими навыками практического вождения водителя проще в дальнейшем развести на взятку», — пояснил г-н Эдоков.

Как нам рассказали на условиях анонимности автолюбители, размер взяток составляет от 10 до 20% от суммы штрафа. К примеру, за непристегнутый ремень безопасности водитель может отделаться взяткой в размере от 500 до 2 000 тенге. Все зависит от того, в каком настроении находится дорожный полицейский.

Причем в корне плохого качества обучения — сложившаяся система взаимоотношений между дорожной полицией и автошколами. «Автошколы, набрав очередную группу желающих получить права, обязаны зарегистрировать ее в дорожной полиции. Под различными предлогами полицейские уклоняются от регистрации. У полицейских есть «свои» и «чужие» автошколы. Если автошкола не получит регистрацию, группа не сможет сдать экзамен в дорожной полиции», — подчеркивает собеседник ЭК.

Кроме того, поясняет г-н Эдоков, автошколы не заинтересованы в поиске высококлассных преподавателей, улучшении материальной базы и покупке приличных автомобилей для проведения уроков по практическому вождению. «Как мне рассказали директора автошкол, изредка встречаются клиенты, которые требуют качественного обучения детей, которых они привели в автошколу. В большинстве же случаев клиенты воспринимают обучение в автошколах как формальность — необходимый, но все же проходной этап перед получением водительских прав. Зачем вкладывать деньги в улучшение качества обучения, ведь в выигрыше не те, кто хорошо учит, а те, кто «ближе к телу» дорожной полиции», — сетует эксперт.

Говорят одно, думают другое, делают — третье

Как правило, дорожная полиция всегда хочет сделать как лучше, но получается как всегда. При этом многие, кто сидел за рулем автомобиля, прекрасно понимают, почему так происходит. Полиция в целом и дорожная полиция в частности меньше всего думает о безопасности движения, больше о том, чтобы на верхах были довольны ее работой. Между безопасностью на дорогах и удовлетворением от работы дорожной полиции есть разница, при этом весьма существенная.

В то же время независимые структуры давно обвиняют дорожную полицию в необъективности. По их мнению, статистику ведет сама полиция, поэтому может манипулировать ею в собственных интересах. Подтверждением тому история с праворульными автомобилями, когда дорожная полиция использовала статистику для того, чтобы доказать опасность «праворулек».

Но даже в официальной статистике можно заметить довольно интересные тренды. Так, по данным дорожной полиции, за 8 месяцев 2011 года в Казахстане совершено 6,903 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Это на 2,9% меньше, чем за аналогичный период 2010 года (7,109 тыс. ДТП). В вышеуказанных ДТП погибли 1,582 тыс. человек, на 4,5% меньше, чем в 2010 году (1,657 тыс. человек). В том числе пешеходов погибло 513 человек, на 2% больше, нежели в 2010 году (503 человека). Кстати, ранения за 8 месяцев 2011 года получили на 3,7% меньше, чем за аналогичный период 2010 года (7,957 тыс. против 8,26 тыс. человек). Также по ранениям несовершеннолетних снижение составило 8,7%, а пешеходов — 6,3%.

Выводы очевидные. Во-первых, пешеходы стали чаще нарушать правила дорожного движения, во-вторых, при уменьшении случаев ранения пешеходов выросло количество смертельных исходов среди пешеходов. Значит, автолюбители стали ездить еще агрессивнее.

В данной связи сложно понять смысл заявления главы МВД: зачем в будущем отменять обязательность обучения в автошколах, если более актуальным является наведение порядка на дорогах? К примеру, есть очевидная необходимость повышать уровень знаний пешеходов и обеспечить неотвратимость наказания для автолюбителей. То есть полиция должна выписывать штрафы вне зависимости от того, люди какого масштаба сидят на передних и задних сиденьях автомобилей. Ведь здесь масштаб у всех один — участник дорожного движения.

Тогда как дорожная полиция все делает наоборот. Например, активно лоббирует рост размеров штрафов. В теории минимальный штраф можно поднять до 400 евро, как в Европе, только где полицейские потом найдут автолюбителей с ежемесячным средним доходом в несколько тысяч евро? К примеру, в конце сентября глава комитета дорожной полиции Берик Бисенкулов в очередной раз заявил, что сотрудники дорожной полиции имеют право изымать водительские удостоверения за любое нарушение ПДД. Понятно, что подобное правило ничего, кроме коррупции, стимулировать не может.

Но вернемся к идее, озвученной главой МВД. Складывается впечатление, что полицейские имеют большой зуб на автошколы. Хотя они всегда были в роли тех, кого «мочат» в первую очередь. «Когда года два назад полицейские провели рейд по автошколам, — замечает г-н Эдоков, — то нашли целый ряд фиктивных школ (заплати энную сумму, и на занятия можешь не ходить). В результате количество авто-школ резко уменьшилось, а цена обучения резко выросла».

Теперь глава МВД предлагает в будущем, когда большая часть полномочий дорожной полиции перейдет к ЦОНам, устранить с дороги автошколы вовсе.

Безусловно, это сильно ударит по их бизнесу. Только в Алматы автошкол более 60, а по Казахстану — несколько сотен. По данным дорожной полиции, с 2003 по 2010 годы количество грузовых машин увеличилось с 223,063 тыс. до 397,598 тыс. автобусов — с 61,391 до 93,956 тыс.единиц. В то же время количество легковых автомобилей за этот же период времени увеличилось с 1,148 млн до 2,686 млн единиц. Отсюда следует, что число грузовых авто выросло на 0,7, автобусов — на 0,5, легковых автомашин — почти в 2,5 раза. И это с учетом изначально большего номинального числа легковых авто.

Значит, основными клиентами автошкол являются будущие автолюбители, а не профессионалы. Последние дают автошколам лишь небольшую часть (по разным оценкам, от 5 до 10%) прибыли. Автолюбители дают денег автошколам больше, нежели будущие водители грузовых автомашин и автобусов, вместе взятые.

Как в США?

В любом деле стоит учитывать нашу слабость: подсмотреть, как это устроено в цивилизованных государствах, и попробовать перенести уже накопленный опыт на нашу почву. В Соединенных Штатах процедура получения прав в целом аналогична казахстанской, но чуть упрощена. Конечно, в США есть автошколы, но они не являются обязательными. Поэтому обычно вначале самостоятельно изучаются Правила дорожного движения (Drive Manual), а после этого сдается маленький экзамен в DMV — Division of Motor Vehicles (это департамент полиции, аналог российского ГИБДД). Сдав экзамен, вы автоматически получаете так называемые «ученические права». Они позволяют уже без сидящего рядом инструктора практиковаться в вождении по городу, самим отрабатывать упражнения «въезд задним ходом в гараж», «разворот на узкой улице», «параллельная парковка» и т.д.

Поездив по городу, вы можете смело сдавать теоретический, а затем практический экзамен. На теоретическом экзамене допускается 25% ошибок, а не 10%, как, допустим, в РФ. Экзаменуемому выдают бланк с 20 вопросами без каких бы то ни было разноцветных картинок и схем. Вопросы примерно такого уровня: какой цвет разрешает движение, а который запрещает и т.д.

Сдав теорию, экзаменующийся идет сдавать практический экзамен. В этот момент начинается самый сложный этап на пути к водительским правам. Методы у американских инструкторов по вождению просто драконовские, такого понятия, как «площадка», нет. Весь экзамен проходит в городе, маршрут может пролегать где угодно. Особенно жестко отслеживается, проверяет ли сдающий экзамены «мертвые зоны» перед маневром. Лишняя осторожность также может не понравиться инструктору, и он имеет полное право поставить минус. Если практический экзамен сдан, выдаются водительские права. Как видно, главный акцент делается на практику, а не на теорию. Если хотите получить водительские права в США и ездить на машине, будьте добры показать экзаменатору, на что вы способны за рулем, а не с карандашом в руке.

Г-н Эдоков согласен с главой МВД в той части, что касается неэффективности дорожной полиции в ее нынешнем виде. По словам эксперта, полицейские могут делать с автолюбителями что захотят. «Сама процедура сдачи экзамена устроена таким образом, что сдать его не представляется возможным. Так, автошколы учат клиентов по новой редакции ПДД, а на компьютере в дорожной полиции — старая редакция. И таких вот нюансов — вагон и небольшая тележка», — перечислил г-н Эдоков.

В настоящее время нужно идти методом эволюции, считает эксперт, а не революции. «Вместо того чтобы предлагать сделать обучение в автошколах необязательным, лучше упростить процедуру сдачи экзамена, как в США, и получения водительского удостоверения. Мы прекрасно помним, как наша дорожная полиция упраздняла счет-справку. Проблем возникло множество, и пока все отрегулировали, прошло много времени. Думаю, если дорожная полиция возьмется внедрять в жизнь предложение министра, дров наломает предостаточно», — резюмирует эксперт.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее