Автостраховка в цифре

По самым оптимистическим прогнозам, в 2019 году доля онлайн-страхования не превысит 5% рынка

Автостраховка в цифре

В прошлом году были приняты изменения и дополнения в страховое законодательство. Наиболее ожидаемая новация — онлайн-страхование, которое начало действовать с 1 января 2019 года.

Expert Kazakhstan писал о возможностях страхования в онлайн-режиме летом прошлого года, сразу после того, как был принят закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РК по вопросам страхования и страховой деятельности, рынка ценных бумаг» (expertonline.kz/a15630). По добровольным видам, согласно этому закону, е-полис можно было оформить уже с 15 июля 2018 года. С начала этого года — по обязательным видам, и страховщики больше всего, конечно, готовились к продажам через интернет страховок по самому массовому классу — страхованию ГПО ВТС, или автогражданке.

По словам председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Олега Ханина, у страховщиков было очень много чисто технической работы: нужно было адаптировать сайты к новому функционалу, максимально ускорить процессы — «чтобы все летало», разработать дружеский интерфейс. Чтобы клиент, зайдя на сайт СК, там же и остался, все должно быть максимально удобно и понятно: условия страхования, расчет страховой премии, требования к заполнению заявления.

«Очень многое нам пришлось сделать, может быть, не все гладко прошло в первые дни; были технические проблемы, но большая часть из них уже решена. Остались проблемы на уровне автоматической сверки данных страхователя, по персональным данным по государственной базе данных физических лиц, и есть проблемы по сверке данных по транспортным средствам. Все они решаются в оперативном порядке, чем дальше, тем будет меньше проблем», — рассказал г-н Ханин на пресс-конференции по итогам деятельности компании «Коммеск-Өмір» в 2018 году.

Интересно, что СК не были готовы к тому, что страхователи начнут покупать страховки онлайн с начала января. Тем не менее за неполный месяц (пресс-конференция проходила 29 января) в «Коммеск-Өмір» собрали 2 млн тенге по ГПО ВТС при страховании в онлайн-режиме, и динамика растет.

Вместе с тем о введении электронных полисов в прошлом году очень много писали в СМИ, тема обсуждалась в соцсетях, поэтому «продвинутые» клиенты, конечно, были готовы к новшеству. Тем более при онлайн-страховании страховая компания может предоставить 10‑процентную скидку от стоимости страховки. Возможно, после начального прорыва наступит затишье — все, кто хотел приобрести е-полис, купят его, скорее всего, в начале года, а успех онлайн-страхования будет теперь зависеть от того, с какими проблемами придется столкнуться страхователям, и от способности страховщиков их решить.

Клоны и другие неприятности

При обсуждении темы в прошлом году многие автолюбители предполагали, что проблемы могут возникнуть при контакте с дорожными полицейскими: будут ли они признавать е-полис, как доказать, что ты застрахован, и так далее. По словам г-на Ханина, некоторые клиенты действительно попадали в подобные ситуации, когда их останавливали полицейские и требовали предъявить страховой полис на бумажном носителе.

«Были случаи, когда сотрудник колл-центра просил передать телефон дорожному полицейскому и подтверждал наличие страховки у нашего клиента. В последнее время таких обращений не было. Для того чтобы сделать запрос в базу данных, необходимо покрытие сети интернета, но, как говорят в ДП, их сотрудники могут использовать радиосвязь, чтобы диспетчер проверил по базе данных, есть ли страховка у водителя», — рассказал глава СК «Коммеск-Өмір».

Е-полис нельзя потрогать руками, но увидеть можно. Согласно закону СК обязана выслать уведомление о заключении договора страхования по выбору клиента на электронный адрес или в виде SMS-сообщения. Кроме того, Единая страховая база данных (ЕСБД) информирует клиента о том, что договор страхования зарегистрирован в ее системе, высылая сообщение на телефон.

Существует и такая потенциальная угроза, как мошеннические сайты-клоны. С ней уже столкнулись страховщики в России, где е-полис действует с 2015 года. По словам представителя Ассоциации страховщиков Казахстана Марины Шиповаловой, российские коллеги приводили примеры, когда поисковики выдавали сайты-клоны выше оригинального ресурса.

По словам г-на Ханина, в Казахстане, зная о проблемах с сайтами-мошенниками в России, попытались свести к нулю возможность попасть на такую площадку. Приобрести е-полис можно только на сайте СК. Если есть сомнения, можно войти на ресурс страховой компании через веб-сервис Государственного кредитного бюро, где вывешен список СК, и перейти по указанной ссылке на их сайты.

Клиентов также беспокоит защита их персональных данных. Оформляя договор в онлайн-режиме, страхователь должен заполнить заявление, указав все свои данные, включая e-mail и номер телефона. Можно ли быть уверенным в том, что этими данными никто не воспользуется в корыстных целях? Есть информация о том, что после регистрации некоторые СК начинают предлагать клиентам свои услуги и продукты.

Как говорит г-н Ханин, все данные сохраняются в информационной системе страховой компании, потому что страховщик их использует для расчета страховой премии. Если клиент опасается несанкционированного использования, может написать заявление с просьбой удалить его персональные данные, и СК обязана это сделать по закону о защите персональных данных.

Ну и, конечно, никто не отменял старый проверенный способ — оформить страховку в документарной форме у агента или в самой страховой компании.

Статьи по теме:
Культура

Вкус традиции

Роман о традиционной казахской музыке и мифологической картине мира, исчезающих под натиском цивилизации, издан на шести языках

Казахстан

“Батыс” занял на стройку

Займ в почти 15 млрд тенге “Батыс транзит” привлек под проект ГЧП у Евразийского банка развития

Наука и технологии

Научный край

Профессиональное научное сообщество РК ждет реформ, которые изменят систему финансирования науки

Экономика и финансы

Дорогая валюта нам не дорога

Стабильно высокий курс иностранной валюты по отношению к тенге противостоит долларизации