Дело вкуса

В конце сентября в Алматы состоялся финал I конкурса молодых дизайнеров Open Way 2011

Другой стереотип — космическо-технократическая тематика — металлические костюмы, серебряные скафандры, конусообразные нагрудники а-ля Мадонна идоспехи трансформер-роботех
Другой стереотип — космическо-технократическая тематика — металлические костюмы, серебряные скафандры, конусообразные нагрудники а-ля Мадонна идоспехи трансформер-роботех

Kazakhstan Fashion Week проводит такое мероприятие впервые. Его генеральным партнером выступила компания Almeo Group. Первоначально конкурс задумывался как международный, но получился национальным. В конце августа этого года состоялся полуфинал. Тогда из двух сотен заявок были отобраны 86. До финала дошли 22 казахстанца, большинство из них алматинцы. Судили конкурсантов — арт-директор Kazakhstan Fashion Week Алексей Чжен, генеральный продюсер KFW Саят Досыбаев, генеральный директор fashion retail Almeo Group Елена Егорова, дизайнеры Салтанат Баймухамедова, Айгуль Касымова, Лария Джамбакиева и другие профессионалы казахстанской моды.

Раздача слонов

Больше всего призов досталось алматинке Жанель Мусахановой, победившей сразу в четырех номинациях. Ее дизайнерский труд отметили журналы моды, диплом от Бурды и фотосессия от Fashion Collection, а также студия красоты Art East. Также девушка получила приглашение на VIII конкурс стилистов Oriental-2012 и предложение сотрудничать с казахстанским брендом Salta. Без наград не остались и другие конкурсанты. Модельер Рафаэль Есембаев из Талгара получил в дар швейную машинку Janone. А коллекция Дариги Тайшиковой из Павлодара была отмечена специальным призом от fashion-продюсера Сакена Жаксыбаева, также благодаря Almeo Group она сможет посетить Неделю моды в Мадриде. Награды от дизайнеров Куралай Нуркадиловой и Ларии Джакамабаевой получили жамбылец Игорь Константинов и карагандинец Шернияз Макатов. А Айгуль Искакова из Семея удостоилась стажировки в Амстердаме от фонда «Караван культур».

Цвет или форма?

Согласно условиям конкурса надо было придумать три авангардных образа одежды, используя только три цвета — белый, красный и черный. Один образ — один цвет, все цвета обязательны. В итоге у зрителей (кстати, как неискушенных, так и знатоков) возникло ощущение, что модели похожи друг на друга, как будто выполнены одним и тем же дизайнером. По мнению опытных модельеров, можно было задать рамки не через цветовое ограничение, а через фактуру. Так, например, выставлявшийся еще в «Сезонах Востока» и давно шьющий на заказ Ерлан Жолдасбеков считает одним из основных параметров дизайна цвет. Именно цветовой гамме отдает он предпочтение в своей работе: «На двадцать два участника было только три цвета. Получилось несколько однообразно. Возможно, потому что не была поставлена задача фантазировать с цветами, а только с формой. Я слышал отзывы в зрительном зале, что получилось одно и то же. Я не могу согласиться с тем, что в дизайне одежды более важна работа с формой. Мне бы больше пришлась по душе игра с тканью и цветом. У многих конкурсантов получилось копирование костюмов известных модельеров. А дальше фантазия не пошла». По мнению дизайнера, проблема заключается еще и в том, что есть два способа моделирования: «Один — когда ты придумываешь фасон, отталкиваясь от ткани, и другой — когда ты сначала придумываешь дизайн, а потом подбираешь ткань. Второй более сложный. Чтобы выбрать и закупить материалы, я выезжаю за границу. Потому что если брать их здесь, то может оказаться, что на показе из них будут пошиты еще чьи-то коллекции. В магазинах хороший выбор итальянских тканей, но цены на них кусаются». «Но любой конкурс — это уже хорошо. К тому же если он организован на хорошем уровне, — уверен Ерлан. — В жюри сидели наши именитые дизайнеры, которые предложили молодым конкурсантам дальнейшее сотрудничество в создании коллекций».

Кокотки в космосе, вампиры под сакурой

[inc pk='1289' service='media']

В целом мероприятие было оценено весьма позитивно. И не только потому, что способствует развитию молодых специалистов и дает путевку в жизнь. Главное — конкурс создает атмосферу состязательности, требует внимания и критического подхода не только от жюри и профессионалов, но и от сидящих в зале зрителей. А завсегдатаи Kazakhstan Fashion Week высказали мнение, что конкурс даже интереснее обычных ежегодных показов. И еще, все присутствующие смогли проголосовать за модельера, чьи работы понравились больше всего. Приз зрительских симпатий, он же главный приз — грант на пошив коллекции для Казахстанской недели моды прет-а-порте — опять достался вездесущей Жанель Мусахановой. В самом деле, работы Жанель выбивались из общего ряда дизайнерским подходом — чистотой прямолинейного кроя, работой с тканью как листом ватмана, отсутствием дополнительных деталей и украшений. Правда, Жанель тоже не смогла избежать типичного для конкурсантов выпадения из концептуального единства дизайнерского трио, когда одно из одеяний выглядело «не пришей нога» к двум остальным. Хотя, конечно, можно сослаться на авторскую задумку, так сказать, на прием, работающий от обратного. Но учитывая, что выглядевших похоже (и не только из-за одинаковых цветов) моделей было много, размывание авторских границ обернулось вымыванием в общий поток. Казалось, что представившие свои коллекции модельеры ограничены в выборе материалов и фурнитуры, а главное, выражают некое общее, расхожее видение красоты. Это нашло отражение в обилии кринолина, черной кожи, перьев, тканей с отливом, а также позолоты — как будто бы взятых из фильмов про вампиров и кабаре, или в другой крайности — космическо-технократической тематике — металлических костюмах, серебряных скафандрах, конусообразных нагрудниках а-ля Мадонна и доспехах трансформер-роботех. Еще один стереотип — восточная экзотика, преимущественно китайская, или, как сказано в пресс-релизе, японская, — узоры в форме сакуры, форма «китайский фонарь», зонтики и платья «ципао».

Как избавиться от стереотипов

[inc pk='1290' service='media']

Можно ли судить на основании увиденного о вкусовых предпочтениях казахстанцев? Возможно, это выразилось в том, что организаторы отбирали коллекции согласно своим вкусам, своему стилю, а не объективным критериям. Но как выделить таковые в сфере «нравится / не нравится»? Можно придерживаться каких-то трендов, того, что будет популярным, а можно отражать то, что у тебя в голове, свое видение, считает Ерлан. Представленные на конкурс модели были сильно вогнаны в рамки. Причем они не столько были заданы искусственно, требованиями конкурса, сколько продиктованы бессознательными стереотипами. Ведь дизайнер, как обыватель, часто руководствуется общими вкусами. Именно этим объясняется ощущение того, что ты это уже видел. Как правило, такие переживания возникают у неискушенного зрителя, не сильно разбирающегося в моде. Но если дежавю посещает профессионала и он не может вспомнить — что именно и где видел, — это уже более высокий уровень творчества. Стереотипов можно придерживаться сознательно в коммерческих интересах и производить то, что наверняка купит потребитель, т.е. то, что он уже покупает. Часто в моде речь идет об улавливании трендов как неких свежих веяний. Но и тут трудно уберечься от штампов. «Если подходить коммерчески, то надо быть в курсе моды. К нам мировая мода приходит из Европы и США», — поясняет Ерлан. Если рядовой обыватель узнает о трендах, смотря Fashion TV, то профессионалы черпают вдохновение из других источников. «Я могу вдохновляться путешествиями и музыкой. Чем меньше смотришь каналы и журналы, тем больше у тебя в голове своего. Когда смотришь показы, вольно или невольно начинаешь копировать, и уже не поймешь, твоя это идея или чужая. Смотреть моду надо меньше, а больше читать и слушать, или вдохновляться другими визуальными явлениями. Мои знакомые, которые учатся на дизайнеров в Великобритании и Франции, рассказывают, что им категорически запрещают смотреть журналы и каналы моды», — рассказывает он. Но если ничего не смотреть и не интересоваться достижениями, то можно начать изобретать велосипед, т.е. то, что уже давно известно. По словам Ерлана, специально проводился эксперимент: из студентов-дизайнеров были созданы две группы, одна не смотрела журналы и дефиле, другая — смотрела постоянно. В итоге в первой группе было много свежих идей, а вторая смогла лишь воспроизвести увиденные образцы.

Еще модельер отметил, что сейчас уделяется мало внимания качеству и технологии пошива: «Очень важно, как выглядит вещь снаружи и внутри, то, как она пошита и сидит». Сам он окончил Семипалатинский худграф, а затем Алматинский техникум легкой промышленности. «Полученные знания помогают мне до сих пор. Во время учебы у нас была не только теория, но и практика. Когда дают только теорию, потом трудно своими руками создать что-то стоящее. Нас обучали всему технологическому процессу, от эскиза до готового изделия. Сейчас во многих учебных заведениях на практику отводится мало часов», — сетует дизайнер.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?