Алматинская сага

Завершаются репетиции мюзикла «Три дома окнами во двор» о жизни и ценностях советского поколения

Алматинская сага

Во время репетиционного периода спектакль менялся и обрастал новыми подробностями и смыслами. Но, как пояснил режиссер-постановщик, актер театра имени Лермонтова Антон Митнев, основная сюжетная линия и характеры героев существенных изменений не претерпели. Задача в том, чтобы шоу органично смотрелось на сцене и представляло единое живое действо. Сюжет мюзикла и драматургия — плод совместного творчества Антона Митнева, музыканта Ильяса Аутова и актера Дмитрия Скирты. Но, как подчеркивает Ильяс Аутов, идея постановки принадлежит бизнесмену-меценату, который не захотел раскрывать свое имя. Он же профинансировал проект. Мюзикл — подарок городу, и он не задумывался как коммерческое предприятие, но, если спектакль понравится зрителю, авторы рассчитывают на прокатную историю.

В основу мюзикла легли песни лидера рок-группы Motor-Roller Ильяса Аутова, большинство из которых публика услышит впервые. Изюминку спектакля составляют оригинальные музыкально-танцевальные номера, стилизованные под шансон, лирику и попсу восьмидесятых. И, конечно же, со сцены прозвучит старый добрый рок. Сценография представлена как видеоконтент, подготовленный компанией Film Ocean, который будет проецироваться на экраны с использованием 3D LED Mapping технологии. Также в спектакле будут задействованы декорации художника Сергея Мельцера. В основном события мюзикла происходят в старых алматинских двориках, знаковых местах города и даже на катке «Медео» — его облик конца восьмидесятых будет восстановлен на сцене по фильмам и фотографиям. Действие, начинаясь в восьмидесятых, продолжается в девяностых и начале двухтысячных и завершается в наше время. История, рассказанная в танцевально-музыкальной манере, повествует о жизни ребят, сумевших пронести дворовую дружбу и любовь через годы и глобальные социально-политические трансформации, изменившие не только судьбу героев, но и всей страны.

Нас носила молодость

Осенью организаторы завершили кастинг актеров-добровольцев. Из пяти тысяч кандидатов отобрали всего 30 человек. Все актеры прошли обучение у профессиональных вокалистов и хореографов. Сейчас в мюзикле задействованы девять основных героев, 23 второстепенных персонажа, а также десять профессиональных танцоров из танцевальной школы-студии Blockbuster. Как рассказал Антон Митнев, на репетиции приходят разные люди — каждый со своим темпераментом, своей школой и актерской базой: «Это и драматические актеры академического театра, и молодые исполнители из театров “Жас Сахна” и “Бункер”. Приходят с эстрады и даже с улицы. В этом есть свои плюсы: у них незамутненное сознание, они видят сцену без крови, пота и штампов». Залог успешного творчества — открытость и взаимодействие молодых ребят и профессионалов.

Конечный результат можно будет оценить уже на площадке. «Первоначально изготовили макет из пенопласта, в котором каждый элемент замерен. Скоро переходим на базу — театральную сцену. Опробуем декорации. Например, сказочный каток с большой Луной», — делится режиссер.

Во время репетиций появилось немало находок. Для эпизода «Медео» даже специально изготовили коньки-ролики, чтобы можно было делать фигуры и пируэты, как на льду, а у зрителей складывалось впечатление, что на сцене не роллеры, а фигуристы. Танцорам пришлось учиться кататься на этих новых коньках, в том числе и профессиональной фигуристке, участвующей в мюзикле. С роликами — своя история. По словам Антона Митнева, коньки для сцены производят только по специальному заказу. Пришлось выкручиваться самим. На заказ для роликов изготовили специальные платформы — три колеса и четвертое в управлении, чтобы можно было тормозить носком конька. Отдельно заказывали ботинки. В городе нашелся только один мастер, который смог их соединить. Сейчас танцоры отрабатывают имитацию катания на коньках.

Молодые актеры с энтузиазмом отнеслись к постановке. Артем Горбунов из театра «Арт-убежище “Бункер” — ему 27 лет, он родился в период распада СССР, играет фарцовщика по кличке Акробат. Он спекулирует джинсами, сигаретами и прочим импортом, не гнушается и обманом. «Главные герои спектакля скинулись и купили у Акробата модные джинсы, но они оказались бракованными, с одной штаниной. И все же нельзя сказать, что это совсем уж отрицательный герой. Человек выжил, нашел свою нишу и пригодился людям», — рассуждает Артем. Он считает, что мюзикл будет интересен как людям «родом из СССР», так и его ровесникам. «Это спектакль о судьбе предыдущего поколения. И наша задача — окунуться в прошлое наших родителей, когда джинсами торговали из рук в руки, квас разливали из бочек на улицах, а проезд в общественном транспорте стоил копейки. Будет здорово пробудить ностальгические переживания. А публика помоложе сможет познакомиться с историей тридцатилетней давности», — продолжает он.

Как признается молодой актер, репетиции выматывают, но участвовать в них крайне интересно: приходится играть, петь и танцевать одновременно. И хотя распад страны — не очень веселое событие, мюзикл подразумевает легкую подачу. Больше всего ему нравится сцена на дискотеке — с погоней, дракой и акробатическими номерами. Но в мюзикле есть и драматические эпизоды с участием главных героев. В этой связи интересен контраст легкости и драматизма. Через легкость, яркость и динамичность авторы хотят передать не только эмоции, но и основные идеи спектакля: о дружбе без социальных статусов и различий, готовности жертвовать своими интересами ради друзей.

Сыграть себя, выразить другого

Венера Нигматулина играет повзрослевшую героиню по имени Дана. Эта роль дала ей возможность попробовать себя на сцене в качестве певицы. По признанию казахстанской актрисы, ее героиня похожа на нее саму: «В определенном смысле это отражение моей жизни: потеря страны, переосмысление ценностных ориентиров, необходимость заново искать себя. Для меня очень важно, что Дана через всю жизнь проносит в себе то, что находится также и внутри меня и что никуда не исчезнет. Стремлением и способностью достигать своей цели она дает стимул к жизни».

По ее мнению, задача мюзикла не только развлечь, но и заставить публику задуматься. «В этом слоеном пироге каждый найдет свое. Молодежь встанет перед выбором, как в сказке: прямо пойдешь, налево пойдешь, направо… Когда все равно чем-то придется жертвовать. Ведь то, что называется судьбой, совершается здесь и сейчас. Для старшего поколения во второй части рассказывается история людей за 35, где появляемся мы, повзрослевшие герои. Мы помним другую страну, в которой прошло безоблачное детство и пелось беззаботно. Потом все перевернулось, и мы оказались на перепутье. Впереди пустота, а сзади осталось то, чего уже не вернешь», — делится переживаниями актриса.

Помимо диалогов, драматургия спектакля передана с помощью хореографии, музыки, поэзии и сценографии. Световое и дисплейное решение дополнит художественную реальность. Каждый зритель не только почерпнет что-то из истории, но и сможет насладиться шоу, считает Венера Нигматулина.

В спектакле задействована рок-группа Motor-Roller. «Наше творчество интересно всем возрастам», — уверен ее лидер Ильяс Аутов. У Ильяса роль небольшая, хотя и считается главной. Можно сказать, он будет играть самого себя. «Это спектакль о нас, нашей жизни, нашей группе, и вроде бы не о нас. У артиста должно быть одно послание — передать зрителю то, о чем он думает, но не может высказать, спеть так, как он сам в душе поет, не умея петь. Рассказать о своих переживаниях так, как в реальной жизни он никогда не сможет. Творческий человек должен об этом рассказать за него. Это задача любого художника, кем бы он ни был — актером, режиссером, танцором или певцом», — уверен Ильяс.

Участников проекта объединяет желание рассказать людям об идеалах прошлого, гении места, дворовой дружбе и любви, соседских отношениях, а также о важности преемственности поколений. Премьера мюзикла «Три дома окнами во двор» состоится 31 января на сцене театра Лермонтова.

Статьи по теме:
Культура

Вкус традиции

Роман о традиционной казахской музыке и мифологической картине мира, исчезающих под натиском цивилизации, издан на шести языках

Казахстан

“Батыс” занял на стройку

Займ в почти 15 млрд тенге “Батыс транзит” привлек под проект ГЧП у Евразийского банка развития

Наука и технологии

Научный край

Профессиональное научное сообщество РК ждет реформ, которые изменят систему финансирования науки

Экономика и финансы

Дорогая валюта нам не дорога

Стабильно высокий курс иностранной валюты по отношению к тенге противостоит долларизации